
Аналитика / Налогообложение / Минфин будет разъяснять и организациям, и налоговикам
Минфин будет разъяснять и организациям, и налоговикам
С 2012 года Минфин России будет давать разъяснения законодательства о налогах и сборах не только организациям, но и налоговикам (Федеральный закон от 18.07.2011 № 227-ФЗ). Разберемся, может ли это выйти боком организациям?
30.11.2011«Актуальная бухгалтерия»В силу прямого указания Налогового кодекса налоговые инспекции обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России (подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ). Другое дело, что право требования письменных разъяснений недостаточно ясных положений налогового законодательства сейчас принадлежит только компаниям, индивидуальным предпринимателям и гражданам (подп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).
Но с 1 января 2012 года финансовое ведомство будет обязано разъяснять налоговые нормы и налоговикам.
Если Минфин сам себе противоречит
Письма Минфина России нельзя причислить к нормативно-правовым актам, а можно признать лишь официальными комментариями таковых. Вместе с тем они затрагивают права и обязанности участников налоговых правоотношений, поскольку определенным образом ориентируют их поведение. Кроме того, их нельзя признать субъективной точкой зрения одного из юристов органа государственной власти (п. 8 ст. 75, подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Они издаются с целью единообразного применения законодательства о налогах и сборах.
Разъяснения Министерства финансов РФ должны соответствовать всем критериям правовых позиций: быть основаны на законе, мотивированы, логичны, иметь единообразие (последовательность, несменяемость).
Противоречивые разъяснения налоговых норм в одинаковых правовых ситуациях ставят под сомнение безошибочность позиции ведомства.
С другой стороны, такое противоречие возможно, когда правовая позиция Минфином России корректируется под влиянием судебной практики или организация, задавая вопрос по применению нормы, некорректно или неполно обрисовывает ситуацию.
На практике может возникнуть ситуация, когда письма министерства, направленные в инспекцию, противоречат друг другу. Какое из них следует принимать во внимание контролерам?
В любом случае если инспекция получит на свои вопросы различные разъяснения, она будет руководствоваться более поздними по времени.
Проверяя компанию за истекшие налоговые периоды, контролеры должны выяснять, какими именно разъяснениями она руководствовалась. Если правовая позиция Минфина России с течением времени изменялась в пользу фирмы, она должна иметь обратную силу по аналогии с правилом, указанным в статье 5 Налогового кодекса. Если же разъяснение ухудшает правовое положение компании, прежние разъяснения могут обезопасить ее от пеней и штрафа.
При этом фирму защищают от штрафов и пеней не только письма Министерства финансов РФ, направленные исключительно самой компании, но и письма, адресованные неопределенному кругу лиц, по смыслу и содержанию относящиеся к спорным налоговым периодам (ст. 75, ст. 111 НК РФ).
С учетом изложенного контролерам придется отслеживать все правовые позиции финансового ведомства и учитывать их при проведении налоговых проверок.
Два разных мнения
Может быть и так, что разъяснения Минфина России, направляемые организациям, отличаются от разъяснений, направляемых инспекторам.
Конечно, само министерство должно проводить мониторинг своих собственных комментариев. Если выяснится, что разъяснения по одному и тому же вопросу, направленные фирме и инспекции, отличаются, то комментируемая норма может быть признана судом как содержащая неустранимую неясность. В таком случае компания вправе рассчитывать на более благоприятное для себя толкование этой неясной нормы (п. 7 ст. 3 НК РФ).
С одной стороны, задачей разъяснений как раз и является сделать практику применения спорных норм в сходных обстоятельствах единой. С другой — схожесть фактических обстоятельств не всегда бывает очевидной. Эта проблема усугубляется еще и тем, что либо фирма не указывает в вопросе каких-то существенных особенностей своей правовой ситуации, либо Минфин не полностью воспроизводит исходные данные в ответе. На последний случай указывал заместитель министра финансов Сергей Шаталов еще в 2007 году. Он признал, что финансовое ведомство не может обеспечить соответствие опубликованной в неофициальном порядке информации реальному содержанию письма и соответствующего запроса (письмо Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138).
Что делать в этом случае компании? Как указывает сам Минфин России, его письма имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют фирме руководствоваться нормами законодательства в том понимании, которое отличается от его трактовки (письмо Минфина России от 11.08.2011 № 03-02-08/89). Тем самым финансисты признают, что их разъяснения могут быть, мягко говоря, ошибочными, а говоря грубо, — противоречащими смыслу закона.
Компания, получив ответ, который, на ее взгляд, не соответствует закону и нарушает ее права, вправе обжаловать его в суде (определения КС РФ от 03.04.2007 № 363-О-О, от 20.10.2005 № 442-О).
Закон не предусматривает возможности инспекциям обжаловать в суде разъяснения Минфина России. Как быть, если, по его мнению, разъяснение ведомства противоречит закону? Ответ на этот вопрос следует искать в самом законе.
Налоговики обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах, которое состоит только из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ). В случае коллизии разъяснения Минфина России и закона согласно конституционному принципу верховенства закона (ст. 115, 120 Конституции РФ) такие разъяснения финансистов применяться не должны.
В случае возникновения конкуренции между позициями Минфина России и судебных органов следует руководствоваться преимуществом последних. Этот вывод вполне согласуется с требованием части 2 статьи 120 Конституции РФ, по которой суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного органа закону, принимает решение согласно закону. Органы исполнительной власти не вправе игнорировать вступившие в законную силу судебные акты, которые являются для них обязательными (ст. 16 АПК РФ).
Экспертиза статьи: Артем Барсегян, служба Правового консалтинга ГАРАНТ, юрисконсульт
- 28.06.2022 КС РФ подтвердил возможность внесудебного взыскания налогов с бывших ИП
- 21.06.2022 Подать заявление о постановке на учет физлица смогут в личном кабинете на портале госуслуг
- 08.06.2022 В Москве налоговые поступления от мясной промышленности увеличились на 20%
- 24.06.2022 Мотивированное мнение ФНС может быть составлено с учетом позиции Минфина
- 06.06.2022 Комитет Госдумы одобрил законопроект об объединении ПФР и ФСС
- 03.06.2022 Власти хотят постепенно переводить надзорные проверки компаний в онлайн
- 29.06.2022 КС подтвердил возможность внесудебного взыскания налогов с бывших ИП
- 27.06.2022 Туристический налог в России в 2022 году: где нужно платить
- 31.05.2022 Если свидетель не пришел в налоговый орган…
- 09.02.2022 НСПТ: исправляем ошибки
- 10.01.2022 Налоговая служба подключилась к анализу российской экономики
- 30.12.2021 Бизнес будет платить все налоги по-новому с 2023 года
- 18.10.2021
Налоговый орган
в связи с неисполнением требования об оплате налоговых платежей в добровольном порядке принял решения об их взыскании за счет имущества налогоплательщика, электронных денежных средств и средств на счетах в банках. Приостановлены операции по банковским счетам, переводы электронных денежных средств.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку произведенные налоговым органом начислен
- 21.02.2018
Законодательство о
налогах и сборах не содержит запрета подачи повторной жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение нижестоящего налогового органа, если для этого имеются обстоятельства, которые ранее не были предметом исследования и оценки вышестоящего налогового органа. - 20.12.2014
Неверное указание предпринимателем кода
бюджетной классификации в платежном поручении на перечисление налога не является основанием считать его неисполнившим или ненадлежаще исполнившим обязанность по уплате налога. Суд указал, что исполнение обязанности по уплате налогов не может зависеть от правильности указания КБК в платежном поручении.
- 07.12.2016
Когда налогоплательщик
обнаруживает ошибки в прошлых налоговых периодах, которые не привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, обязанность подавать уточненные налоговые декларации за предыдущие периоды отсутствует; корректировка налоговой базы текущего периода исключает подачу уточненных налоговых деклараций за период совершения ошибки, поскольку необходимая информация о налоговых обязательствах будет зафи - 05.05.2016 Налоговый орган должен представить бесспорные доказательства, подтверждающие, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения инспекции о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
- 26.10.2014
Установив, что истребованная обществом
бухгалтерская отчетность должника в указанный перечень не входит, суды пришли к выводу об отсутствии у налогового органа нормативно предусмотренной обязанности по представлению взыскателю запрашиваемой информации и налоговой отчетности, составляющих согласно ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну.
- 29.06.2022 Письмо Минфина России от 26.05.2022 г. № 03-01-11/49475
- 27.06.2022 Письмо ФНС России от 22.06.2022 г. № ПА-3-24/6504@
- 21.06.2022 Письмо ФНС России от 08.06.2022 г. № ПА-3-24/5978@
- 26.08.2019 Приказ Минэкономразвития России от 26.06.2019 № 382
- 07.05.2019 Письмо ФНС России от 29 марта 2019 г. N СА-4-7/5804
- 12.03.2019 Приказ ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@
Комментарии