
Аналитика / Налогообложение / Три вопроса о возврате НДФЛ
Три вопроса о возврате НДФЛ
С этого года ст. 231 НК РФ действует в новой редакции. Изменения существенно конкретизировали порядок возврата налоговым агентом излишне удержанного НДФЛ. Однако вопросов у компаний остается немало. На некоторые из них Минфин России ответил в письме от 16.05.2011 № 03-04-06/6-112
20.06.2011ЭЖ ЮристMail.ru: «У вас 1 новое письмо»
Первый вопрос, рассмотренный Минфином России, связан с порядком уведомления работника о сумме излишне удержанного НДФЛ. Можно ли это сделать по электронной почте, или необходимо направлять сообщение только на бумаге?
Налоговый агент обязан сообщить работнику о каждом ставшем известным ему факте излишнего удержания НДФЛ и сумме излишне удержанного налога в течение десяти дней с даты обнаружения такого факта (абз. 2 п. 1 ст. 231 НК РФ). Однако форму и способ сообщения работнику об этом Налоговый кодекс не определяет.
По мнению специалистов финансового ведомства, налоговый агент вправе сообщить физическому лицу об излишнем удержании НДФЛ и сумме налога, подлежащей возврату, в произвольной форме. То есть использовать для этого справку по форме 2-НДФЛ нет необходимости.
Способ направления такого сообщения надо предварительно согласовать с работником. Если с его стороны возражений нет, направить сообщение можно и по электронной почте через Интернет. При этом, по нашему мнению, компании следует озаботиться получением подтверждения о доставке сообщения. Если оно направляется по электронной почте, надо не забыть поставить «флажок» в полях «важное» и «с уведомлением».
Ждать от работника повторного заявления не нужно
Возврат излишне удержанного НДФЛ налоговый агент производит за счет сумм налога, подлежащих перечислению в бюджет в счет предстоящих платежей, в течение трех месяцев со дня подачи работником соответствующего заявления. Причем возврат осуществляется как за счет НДФЛ, который будет исчисляться с доходов данного работника, так и за счет сумм налога, удерживаемого налоговым агентом с доходов, выплачиваемых другим сотрудникам (абз. 3 п. 1 ст. 231 НК РФ). Таким образом, для возврата излишне удержанной суммы НДФЛ налоговый агент вправе уменьшить предстоящие платежи по всем работникам, налог с доходов которых он будет удерживать в течение трех месяцев со дня подачи сотрудником заявления на возврат налога.
Между тем этой суммы может оказаться недостаточно для возврата излишне удержанной суммы НДФЛ в трехмесячный срок. Тогда налоговый агент в течение десяти дней с даты подачи ему работником заявления направляет в инспекцию по месту своего учета заявление на возврат излишне удержанной суммы НДФЛ (абз. 6 п. 1 ст. 231 НК РФ).
Здесь имеет место неопределенность в отношении срока направления налоговым агентом заявления о возврате излишне удержанного НДФЛ налоговому органу. Следует ли это делать строго по истечении десяти дней с момента получения от работника заявления на возврат либо только по истечении установленного для возврата трехмесячного срока? Надо ли требовать от работника повторное заявление на возврат суммы НДФЛ, которую работодатель не успел вернуть в предусмотренный трехмесячный срок?
Финансисты разъяснили, что трехмесячный срок, закрепленный в п. 1 ст. 231 НК РФ, является максимальным для возврата налоговым агентом работнику излишне удержанных сумм НДФЛ с момента подачи последним заявления. Налоговый агент принимает решение о самостоятельном возврате сумм НДФЛ либо об обращении в налоговый орган за возвратом ему сумм налога непосредственно после получения заявления работника. То есть, получив заявление на возврат излишне удержанного НДФЛ, работодатель должен провести экспертную оценку своих возможностей по самостоятельному осуществлению возврата работнику налога в установленный трехмесячный срок. И, если бухгалтер компании считает, что сделать это в трехмесячный срок не удастся, надо сразу реализовать план Б, обратившись за помощью в налоговую инспекцию.
Вопрос о повторном заявлении налогоплательщика решается сам собой. Кстати, ожидая от работника повторного заявления по истечении трехмесячного срока, компания рискует получить от него требование об уплате процентов за просрочку возврата оставшейся суммы налога. Ведь, если срок возврата налога нарушен, налоговый агент должен за каждый день просрочки начислить в пользу физического лица проценты на сумму невозвращенного НДФЛ (исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ). Об этом говорится в абз. 5 п. 1 ст. 231 НК РФ.
Без регистров нет возврата
Как показывает практика, некоторые бухгалтеры полагают, что представление в налоговую инспекцию регистров налогового учета необходимо только для возврата сумм НДФЛ, удержанных и уплаченных после 1 января 2011 г. Ведь до названной даты налоговое законодательство не содержало требования об обязательном ведении таких регистров.
Но финансисты указали, что до 1 января 2011 г. в целях учета доходов, полученных от них физическими лицами, налоговые агенты должны были использовать самостоятельно разработанную форму или соответствующие разделы формы 1-НДФЛ «Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц за 2003 г.», утвержденной приказом МНС России от 31.10.2003 № БГ-3-04/583.
Следовательно, при возврате налоговым агентом налогоплательщику НДФЛ, излишне удержанного до 1 января 2011 г., вместе с заявлением на возврат излишне удержанной и перечисленной в бюджет суммы налога в инспекцию представляется выписка из указанных форм.
Выписка из регистров налогового учета, самостоятельно разрабатываемых налоговыми агентами согласно п. 1 ст. 230 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ), действительно подается в налоговый орган для возврата сумм НДФЛ, излишне удержанных после 1 января 2011 г.
Между прочим, Минфин России и ранее неоднократно напоминал, что подп. 3 п. 3 ст. 24 НК РФ на налоговых агентов возложена обязанность вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, в том числе по каждому налогоплательщику. В соответствии с п. 1 ст. 230 НК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2011 г., налоговые агенты должны были вести такой учет по форме, утвержденной Минфином России. Но поскольку финансовое ведомство так и не утвердило ее, следовало использовать самостоятельно разработанные регистры или разделы формы 1-НДФЛ (например, письма Минфина России от 20.07.2010 № 03-04-06/6-155 и от 21.01.2010 № 03-04-08/4-6).
справка
Пункт 1 ст. 231 НК РФ регулирует правоотношения по возврату НДФЛ компанией не только ее работникам, но и другим физическим лицам, при выплате доходов которым удерживался НДФЛ. Таким образом, процедура возврата излишне удержанного НДФЛ не обусловлена наличием трудового или гражданско-правового договора между налоговым агентом и физическими лицами.
Не влияет на возможность возврата излишне удержанного НДФЛ физическому лицу и прекращение с ним трудовых отношений (письмо Минфина России от 25.08.2009 № 03-04-06-01/222 и постановление ФАС Московского округа от 04.04.2011 № КА-А40/1396-11)
- 31.03.2023 Кабмин России освободил Кубанский научный фонд от налогов
- 23.03.2023 МВД предлагает дать мигрантам скидку на уплату НДФЛ за знание русского языка
- 21.03.2023 В Новосибирской области в пять раз упали доходы от налогов по УСН
- 17.02.2023 ФНС и Казначейство предупредили регионы о необходимости вернуть переплату по налогам
- 27.12.2022 Экспортеры возвращают из бюджета переплату по налогу на прибыль
- 09.12.2022 ФНС сообщила о возвращении переплаты налога в 2023 году
- 29.03.2023 Верховный суд подтвердил: на сумму незакрытого «подотчета» начисляются НДФЛ и взносы
- 28.03.2023 ФНС рассказала, как проверяет петербуржцев, сдающих квартиры в аренду
- 21.03.2023 ФНС сообщила, какой налоговый период указывать в платежках на уплату НДФЛ
- 10.11.2020 Возврат налога за пределами трехлетнего срока: как компания смогла доказать свое право
- 06.08.2019 Что может измениться в Налоговом кодексе осенью?
- 06.12.2018 Налоговый орган отказывает в уточнении платежа: какие действия должен совершить налогоплательщик?
- 15.03.2023
Налоговый орган
начислил НДС, налог на прибыль, предложил удержать и перечислить сумму НДФЛ, ссылаясь на отсутствие финансово-хозяйственных операций между обществом и спорными контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку создание обществом формального документооборота с контрагентами доказано. Кроме того, установлены факты занижения налоговой базы при исчислении подлежащего уплате
- 12.03.2023
Налоговый орган
удержал НДФЛ, начислил пени и штраф, указав на неправомерное занижение налоговой базы по НДФЛ на сумму дивидендов, выплаченных учредителю налогоплательщика под видом выдачи заемных средств в рамках формальных договоров займа.Итог:Требование удовлетворено, поскольку налоговым органом фактически установлено занижение налоговых обязательств иным (физическим) лицом - учредителем налогоплатель
- 27.02.2023
По мнению
общества, налоговый орган необоснованно отказал в возврате НДФЛ.Итог: требование удовлетворено, поскольку юридические основания для возврата излишне уплаченного налога наступают с даты представления расчета сумм налога за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для его представления в налоговый орган, трехлетний срок для возврата налога не был пропущен обществом.
- 22.02.2023
Предприниматель указал,
что действия (бездействие) налогового органа по неуведомлению его об образовании переплаты по налогу за спорный период, отказу в проведении сверки расчетов лишают предпринимателя права на возврат или зачет излишне уплаченного налога.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку пропущен трехлетний срок на обращение в суд с заявлением о возврате излишне уплаченного налога.<
- 18.01.2023
Администрация ссылается
на списание со счета спорных денежных средств, которое было произведено на основании документов налоговых органов.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку факт излишней уплаты обществом налога подтвержден; излишне уплаченный налог был зачислен в местный бюджет.
- 28.12.2022
Налоговым органом
общество привлечено к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, в виде штрафа и обществу доначислена сумма налога на прибыль.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом неправомерно не удержан и не перечислен в бюджет РФ налог с доходов в виде дивидендов, выплаченных иностранной организации, что привело к неуплате налога на прибыль.
- 23.03.2023 Письмо ФНС России от 06.02.2023 г. № БС-19-11/23@
- 23.03.2023 Письмо ФНС России от 21.02.2023 г. № БС-3-11/2569@
- 23.03.2023 Письмо ФНС России от 17.03.2023 г. № БС-3-11/3787@
- 01.02.2023 Письмо Минфина России от 29.12.2022 г. № 03-02-07/129546
- 12.01.2023 Письмо ФНС России от 28.12.2022 г. № СД-3-8/15024@
- 16.11.2022 Письмо Минфина России от 10.10.2022 г. № 03-03-06/1/97497
Комментарии