Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / «Электронная модернизация» общения с налоговиками

«Электронная модернизация» общения с налоговиками

Хочется верить, что постепенно уходит в прошлое излишняя бумажная волокита, с которой каждый бухгалтер сталкивается при подготовке документов для налоговой инспекции. Последние изменения налогового законодательства позволяют так утверждать. Как высокие технологии повлияют на работу бухгалтерии, узнаете из статьи

29.10.2010
«Практическая бухгалтерия»
Автор: В. Бельковец, ведущий эксперт по правовым вопросам

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ внес существенные и во многом знаковые изменения в обе части Налогового кодекса. Многие из них вступили в силу со 2 сентября 2010 года. Большая часть изменений направлена на усовершенствование документооборота между налоговыми органами и плательщиками. В некоторых случаях вводится электронный документооборот – как альтернатива прежнему варианту либо как совершенно новый способ взаимодействия с налоговиками.

Все идет по «Плану»

Закон № 229-ФЗ возник не на пустом месте. Он принят во исполнение общегосударственного «Плана перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти», который утвержден распоряжением Правительства РФ от 17 октября 2009 г. № 1555-р. Также в связи с принятием Плана в Интернете заработал и функционирует портал государственных и муниципальных услуг (http://www.gosuslugi.ru). В разделе Федеральной налоговой службы он позволяет представлять налоговые декларации и получать данные из ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Документы и сведения, связанные с налоговым контролем, портал не охватывает.

В отношении приема налоговых деклараций План расписан до середины 2012 года. К этому времени планируется завершить решение основных организационных и технических моментов.

Как альтернатива

Традиционно, передать сведения или отчетность в налоговую инспекцию и получить от инспекции соответствующие документы можно тремя способами: лично, через представителя и по почте заказным письмом. Теперь к ним добавлена четвертая альтернатива – передача в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).

Соответственно теперь у налоговиков несколько расширилось право требовать от плательщика или налогового агента документы, служащие основанием исчисления и уплаты налога, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ). Если электронная форма нужного документа обязательна или плательщик располагает только такой, инспекция затребует именно ее.

Налоговый кодекс позволяет налоговикам передать плательщику в электронном виде по ТКС следующие документы:

– налоговое уведомление (п. 4 ст. 2 НК РФ);

– требование об уплате налога (п. 6 ст. 69 НК РФ);

– свидетельство о постановке на налоговый учет (с ЭЦП) (п. 5.1 ст. 84 НК РФ);

– уведомление о постановке на налоговый учет (с ЭЦП) (п. 5.1 ст. 84 НК РФ);

– уведомление о снятии с налогового учета (с ЭЦП) (п. 5.1 ст. 84 НК РФ);

– требование о представлении документов при проверке (п. 1 ст. 93 НК РФ);

– требование о представлении документов (информации) о плательщике и сделке (п. 4 ст. 93.1 НК РФ).

После получения в электронном виде налогового требования (уведомления) дальнейшие действия с вашей стороны ничем не отличаются от порядка, если бы требование пришло по почте. Более того: по ТКС требование придет заведомо быстрее, чем при использовании почтовых услуг. А ведь исполнить его необходимо в течение восьми рабочих дней с даты получения, если не указан более продолжительный срок (п. 4 ст. 69 НК РФ).

В конце 2010 – начале 2011 года налоговое ведомство планирует расширить возможности интернет-сервиса для физических лиц «Личный кабинет налогоплательщика». Этот сервис един, поэтому им можно воспользоваться, зайдя на сайт любого территориального налогового органа. На данный момент с помощью сервиса можно проверить информацию только о задолженности по имущественному, транспортному, земельному налогам, налогу на доходы физических лиц (в том числе предпринимателей). В скором времени планируется отражение в сервисе более широкого круга информации – об объектах налогообложения, начисленных и фактически уплаченных налогах, пенях и штрафах по каждому плательщику. В будущем, возможно, через данный сервис можно будет получить электронные налоговые уведомления и требования. Также в планах налогового ведомства введение аналогичного сервиса для организаций.

Декларация и расчет по «электронке»

Дополнены определения понятий «налоговая декларация», «расчет авансового платежа» и «расчет сбора», которые содержатся в статье 80 Налогового кодекса. Во всех случаях указано, что перечисленные документы представляют собой не только письменное заявление, но также «или заявление, составленное в электронном виде и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи». Следовательно, передать декларацию (расчет) можно в электронном виде по ТКС с заверением цифровой подписью. Подтвердить полномочия представителя на подписание декларации (расчета) можно тоже через ТКС (ранее такой нормы не было).

Особо оговорено, что налоговики не вправе отказать в принятии декларации (расчета), которая соответствует установленному формату. Вдобавок они обязаны передать плательщику или налоговому агенту квитанцию о приеме в электронном виде. Форма квитанции, а также уведомления об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде утверждена приказом ФНС России от 25 февраля 2009 г. № ММ-7-6/85@. При передаче налоговой декларации (расчета) по ТКС днем ее представления считается дата отправки.

Таким образом, подачу декларации в установленный Налоговым кодексом срок могут подтверждать:

– квитанция о приеме в электронном виде (протокол приема файла отчетности);

– протокол входного контроля налогового органа;

– данные специализированного оператора связи, с которым заключен договор (например, информация о сбое в работе интернет-провайдера).

Соблюдайте «порядок»!

Не забыл законодатель и об ответственности. Поскольку Налоговый кодекс предусматривает несколько способов представления декларации (расчета), в главу 16 введена статья 119.1 «Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета)». Само нарушение заключается в «несоблюдении порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом». Штраф составляет 200 рублей. В настоящее время по этой статье к ответственности могут быть привлечены (п. 3 ст. 80 НК РФ):

– налогоплательщики, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 100 человек;

– вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность работников больше 100 человек;

– крупнейшие налогоплательщики.

Сообщение о важном

Согласно последним изменениям, фирма или предприниматель могут воспользоваться ТКС, чтобы сообщить в свою налоговую (п. 2 ст. 23 НК РФ):

– об открытии или закрытии счетов;

– об участии в российских и иностранных организациях;

– обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории России (кроме филиалов и представительств);

– об изменениях в ранее сообщенные налоговикам сведения об обособленных подразделениях (кроме филиалов и представительств);

– о закрытии обособленных подразделений;

– о реорганизации или ликвидации фирмы.

Любое из перечисленных сообщений необходимо заверить электронной цифровой подписью самой фирмы (предпринимателя) или ее представителя. Электронные форматы перечисленных сообщений утверждены приказом ФНС России от 9 июня 2009 г. № ММ-7-6/318@.

Рекомендуемые формы сообщений об обособленных подразделениях и порядок их заполнения даны в письме ФНС России от 3 сентября 2010 г. № МН-37-6/10623@ (в том числе уведомление о выборе налоговой инспекции). Остальные формы приведены в приказе ФНС России от 21 апреля 2009 г. № ММ-7-6/252@.

ВНИМАНИЕ

Обратите внимание: «передача в электронном виде» означает передачу сообщений и отчетности именно по телекоммуникационным (электронным) каналам связи. Передача на флэш-носителе (флэшке), компакт-диске, дискете, ином носителе информации таковой не признается.

Электронный порядок постановки на учет

Внесены дополнения в статью 84 Налогового кодекса, которая определяет порядок постановки и снятия с налогового учета. Так, заявление о постановке на налоговый учет (снятии с учета), а также уведомление о выборе налогового органа для постановки на учет организации по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений можно передать в электронном виде по ТКС. В этом случае обязательно их заверение электронной цифровой подписью лица (его представителя), которое представляет этот документ.

В свою очередь установлено обратное полномочие налоговиков (п. 5.1 ст. 84 НК РФ). По запросу плательщика инспекция направляет ему в электронном виде по ТКС, заверенные ЭЦП лица, подписавшего документ:

– свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

– уведомление о постановке на учет в налоговом органе;

– уведомление о снятии с учета в налоговом органе.

Акт сверки по «электронке»

Обязанность налоговиков провести по заявлению плательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам установлена в пункте 1 статьи 32 Налогового кодекса. Прежняя редакция названной нормы ограничивалась только провозглашением этой обязанности налоговых органов.

Теперь сказано, что результаты сверки оформляются актом. Он может быть вручен представителю фирмы в самой инспекции, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по ТКС. В последнем случае налоговики должны передать акт в течение следующего дня после дня его составления. Порядок передачи акта в электронном виде по ТКС налоговым ведомством пока не утвержден.

Истребование электронных документов

Вступил в силу новый порядок истребования документов (ст. 93 НК РФ). В частности, уточнен порядок направления требования о представлении документов. Инспекторы, проводящие проверку, могут передать его руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или в электронном виде по ТКС. Если так передать невозможно, инспекторы направят требование по почте заказным письмом. Оно считается полученным на седьмой день с даты направления заказного письма. В аналогичном порядке налоговики истребуют документы и информацию о контрагентах и конкретных сделках (п. 4 ст. 93.1 НК РФ).

В любом случае при необходимости инспекторы вправе ознакомиться с подлинниками документов. Налоговый кодекс не поясняет, что считать «необходимостью».

Непосредственно документы, которые интересуют налоговиков, закон позволяет передавать в электронном виде по ТКС. Имейте в виду, что это правило касается не любых документов, а только тех, которые изначально составлены (дублированы) в электронном виде и соответствуют установленным форматам.


ВНИМАНИЕ

При представлении в связи с налоговой проверкой документа в электронном виде нет обязанности представлять его бумажный вариант. Это общее правило налогового контроля.

Электронный счет-фактура

Электронная «модернизация» не обошла стороной статью 169 Налогового кодекса. Теперь прямо предусмотрено, что счет-фактуру можно составить и выставить на бумажном носителе и (или) в электронном виде (с ЭЦП).

Чтобы составить и выставить счет-фактуру в электронном виде, необходимо:

1) утвердить счет-фактуру как первичный учетный документ;

2) взаимное согласие сторон сделки;

3) наличие совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки таких счетов-фактур по установленными форматами и порядку;

4) заключить договор с удостоверяющим центром;

5) заверить счет-фактуру ЭЦП.

Минфин России пока не утвердил порядок выставления и получения электронных счетов-фактур. ФНС России тоже не спешит с утверждением электронных форматов счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж.

По сути выходит так, что законодатель пока только «заявил» о возможности электронного документооборота между налоговиками и плательщиками. Во многих случаях ФНС России еще не утверждены формы, форматы и процедурные правила обмена документами и сведениями в рамках отношений по налоговому учету и контролю. По-прежнему многие считают более оптимальным и предпочтительным вариантом отправку документов по почте.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Обязанность по предоставлению налоговой декларации
  • 17.10.2016  

    Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случае представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы

  • 03.03.2013   До момента внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности юридическое лицо обязано представлять информацию в органы государственного статистического учета.
  • 24.08.2012  

    Суд отметил, что п. ст. 80 НК РФ не предусмотрено непредставление в налоговый орган налогоплательщиками (ИП), у которых отсутствуют наемные работники, сведений о среднесписочной численности.


Вся судебная практика по этой теме »

Обязанность предоставления документов налоговому органу
  • 13.01.2014   Согласно пунктам 1 и 2 статьи 105.16 Кодекса налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 Кодекса.
  • 13.01.2014   Статьей 105.16 Налогового кодекса установлена обязанность налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 настоящего Кодекса.
  • 07.10.2013  

    Подлежат выяснению причины невозможности представления документов, обеспечение их восстановления в целях установления реального объема обязательств перед бюджетом, учитывая, что наделение налоговых органов правом исчисления налогов расчетным путем направлено на реализацию целей и задач налогового контроля, осуществление которого не должно иметь произвольных оснований


Вся судебная практика по этой теме »