Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Спецналог на рискующий «крупняк»

Спецналог на рискующий «крупняк»

Предлагает ввести Ассоциация региональных банков России

31.08.2010
РБК daily
Автор: Игорь Пылаев

С начала кризиса количест во банков с высокой долей средств населения в обязательствах выросло в полтора раза. И это, по мнению Ассоциации региональных банков России и консалтинговой группы БФИ, усиливает системные риски для всей банковской системы страны. Поэтому в ассоциации попытались оценить, в какой мере введение специального налога для российских банков сможет в кризис стабилизировать ситуацию на финансовом рынке.

Ассоциация региональных банков России и консалтинговая группа БФИ подготовили исследование «Банки в посткризисной экономике: Россия и международная практика», которое будет представлено банковскому сообществу в начале сентября на традиционном форуме ассоциации в Сочи. Как отмечается в исследовании, мировая практика доказала, что феномен «стадного поведения» вкладчиков может привести к банкротству банков не только в кризис, но и в постризисный период.

В условиях снижения ставок по вкладам целый ряд банков сталкивается с замедлением притока и даже оттоком средств населения, в том числе из-за действий конкурентов, предлагающих более комфортные условия по депозитам. «При подобном развитии событий в зону риска попадают банки с высокой долей средств населения в обязатель ствах: расчеты показывают, что за время кризиса доля таких банков возросла в полтора раза, с 21 до 32%, — отмечают авторы исследования. — И это потенциально усиливает системные риски для всей системы финансового посредничества в стране».

В исследовании подчеркивается, что спасение отдельных банков в ходе недавнего кризиса стоило российским налогоплательщикам немалых денег: около 200 млрд руб. государство выделило в виде субординированных кредитов и 192 млрд руб. — на санацию проблемных банков. «Если бы такие средства пришлось аккумулировать в течение пяти лет, предшествовавших кризису 2008 года, то потребовались бы отчисления в объеме не менее 0,5% от обязательств банков, — пишут авторы исследования. — Это означает, что банкам пришлось бы отдавать до 14% прибыли, то есть жертвовать ежегодно до 3% рентабельности капитала».

Спецналог на банки позволит не только снизить госиздержки на санацию проблемных банков, но и аккумулировать сред­ства на поддержку в кризис всего банковского сектора. Эта идея нашла поддержку у ведущих мировых держав, Россия также подписалась под этими новациями в рамках G20.

По мнению авторов исследования, если такой налог и вводить, то делать это надо дифференцированно, в зависимости от уровня принимаемых банками рисков.

По мнению авторов исследования, если такой налог и вводить, то делать это надо дифференцированно, в зависимости от уровня принимаемых банками рисков.

«Более высокую налоговую нагрузку должны принимать на себя те банки, которым с большей вероятностью потребуется поддержка, — указывается в исследовании. — Налоговую нагрузку можно поставить либо в зависимости от уровня финансового рычага и ставкой отчислений по обязательствам, либо от суммы активов, взвешенных по риску в части, не покрытой собственными средствами». И в этой связи в «России» предлагают обособить банки, пользующиеся финансовой поддержкой государства, от прочих кредитных организаций.

Впрочем, как отмечается в исследовании ассоциации, появление еще одного стабфонда наряду с фондом страхования вкладов уменьшит стимулы к качественной оценке рисков банков, и в этом заключается один из минусов введения спецналога для банков.

Президент Ассоциации «Россия» Анатолий Аксаков подтвердил РБК daily, что эта тема будет обсуждаться на форуме в Сочи, но сам он не является сторонником введения такого спецрежима для банков. «Это далеко не самый эффективный способ решения проб лем, связанных с финансовой поддержкой банковского сектора в условиях кризиса, — полагает г-н Аксаков. — Это создает дополнительную нагрузку на доходную базу банков, которая в итоге ляжет на плечи потребителей».

По словам главного экономиста Альфа-банка Наталии Орловой, теоретически спецналог на банки мог бы стать ресурсной базой для создания страхового фонда по депозитам юрлиц, и это могло бы сыграть положительную роль в случае новых глобальных финансовых угроз. «Но это нисколько не отменяет необходимость в ужесточении мониторинга со стороны ЦБ за банковскими рисками», — полагает Наталия Орлова.

 

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Банки и финансовые институты
  • 01.05.2013   Договоры страхования грузов (денежных средств), транспортируемых при инкассации, заключены в целях исполнения обязательств, возникающих при осуществлении основной деятельности банка. Как следует из содержания договоров, они заключены с целью минимизации возможных убытков, причиненных утратой имущества в процессе транспортировки. Следовательно, указанные расходы, как связанные с основной деятельностью банка, направленной на получение дохода, являются эконо
  • 19.01.2013   Суд кассационной инстанции поддержал позицию суда первой инстанции, обратив внимание на то, что помимо сведений о наличии расчетных документов текущих требований четвертой очереди банк обладал информацией о том, что к должнику имеются текущие требования первой и второй очередей. При таких обстоятельствах, производя контроль за соблюдением предусмотренной ст. 134 Закона о банкротстве очередности при расходовании денежных средств со счета должника, банк был
  • 13.01.2013   Президиум ВАС РФ обозначил правовую позицию, согласно которой банк обязан осуществлять выплату по банковской гарантии при любом нарушении обеспеченного гарантией обязательства. Исключение составляют случаи, когда из текста гарантии прямо следует, что банк ограничил свою ответственность и принял на себя обязательство отвечать только за определенные нарушения принципалом обеспеченного обязательства.

Вся судебная практика по этой теме »

Налоговое право
  • 30.08.2013  

    Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

  • 29.08.2013  

    О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации

  • 21.08.2012  

    «Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года»


Вся судебная практика по этой теме »

Банки и финансовые институты
Все законодательство по этой теме »

Налоговое право

Все законодательство по этой теме »