
Аналитика / Налогообложение / Спецналог на рискующий «крупняк»
Спецналог на рискующий «крупняк»
Предлагает ввести Ассоциация региональных банков России
31.08.2010РБК dailyС начала кризиса количест во банков с высокой долей средств населения в обязательствах выросло в полтора раза. И это, по мнению Ассоциации региональных банков России и консалтинговой группы БФИ, усиливает системные риски для всей банковской системы страны. Поэтому в ассоциации попытались оценить, в какой мере введение специального налога для российских банков сможет в кризис стабилизировать ситуацию на финансовом рынке.
Ассоциация региональных банков России и консалтинговая группа БФИ подготовили исследование «Банки в посткризисной экономике: Россия и международная практика», которое будет представлено банковскому сообществу в начале сентября на традиционном форуме ассоциации в Сочи. Как отмечается в исследовании, мировая практика доказала, что феномен «стадного поведения» вкладчиков может привести к банкротству банков не только в кризис, но и в постризисный период.
В условиях снижения ставок по вкладам целый ряд банков сталкивается с замедлением притока и даже оттоком средств населения, в том числе из-за действий конкурентов, предлагающих более комфортные условия по депозитам. «При подобном развитии событий в зону риска попадают банки с высокой долей средств населения в обязатель ствах: расчеты показывают, что за время кризиса доля таких банков возросла в полтора раза, с 21 до 32%, — отмечают авторы исследования. — И это потенциально усиливает системные риски для всей системы финансового посредничества в стране».
В исследовании подчеркивается, что спасение отдельных банков в ходе недавнего кризиса стоило российским налогоплательщикам немалых денег: около 200 млрд руб. государство выделило в виде субординированных кредитов и 192 млрд руб. — на санацию проблемных банков. «Если бы такие средства пришлось аккумулировать в течение пяти лет, предшествовавших кризису 2008 года, то потребовались бы отчисления в объеме не менее 0,5% от обязательств банков, — пишут авторы исследования. — Это означает, что банкам пришлось бы отдавать до 14% прибыли, то есть жертвовать ежегодно до 3% рентабельности капитала».
Спецналог на банки позволит не только снизить госиздержки на санацию проблемных банков, но и аккумулировать средства на поддержку в кризис всего банковского сектора. Эта идея нашла поддержку у ведущих мировых держав, Россия также подписалась под этими новациями в рамках G20.
По мнению авторов исследования, если такой налог и вводить, то делать это надо дифференцированно, в зависимости от уровня принимаемых банками рисков.
По мнению авторов исследования, если такой налог и вводить, то делать это надо дифференцированно, в зависимости от уровня принимаемых банками рисков.
«Более высокую налоговую нагрузку должны принимать на себя те банки, которым с большей вероятностью потребуется поддержка, — указывается в исследовании. — Налоговую нагрузку можно поставить либо в зависимости от уровня финансового рычага и ставкой отчислений по обязательствам, либо от суммы активов, взвешенных по риску в части, не покрытой собственными средствами». И в этой связи в «России» предлагают обособить банки, пользующиеся финансовой поддержкой государства, от прочих кредитных организаций.
Впрочем, как отмечается в исследовании ассоциации, появление еще одного стабфонда наряду с фондом страхования вкладов уменьшит стимулы к качественной оценке рисков банков, и в этом заключается один из минусов введения спецналога для банков.
Президент Ассоциации «Россия» Анатолий Аксаков подтвердил РБК daily, что эта тема будет обсуждаться на форуме в Сочи, но сам он не является сторонником введения такого спецрежима для банков. «Это далеко не самый эффективный способ решения проб лем, связанных с финансовой поддержкой банковского сектора в условиях кризиса, — полагает г-н Аксаков. — Это создает дополнительную нагрузку на доходную базу банков, которая в итоге ляжет на плечи потребителей».
По словам главного экономиста Альфа-банка Наталии Орловой, теоретически спецналог на банки мог бы стать ресурсной базой для создания страхового фонда по депозитам юрлиц, и это могло бы сыграть положительную роль в случае новых глобальных финансовых угроз. «Но это нисколько не отменяет необходимость в ужесточении мониторинга со стороны ЦБ за банковскими рисками», — полагает Наталия Орлова.
Темы: Банки и финансовые институты  Налоговое право  
- 20.03.2023 Набиуллина: единовременный налог должны платить не использующие регуляторные послабления банки
- 18.01.2023 Сбербанк начал работать в Крыму
- 12.01.2023 ВТБ и Альфа-банк продают инвестиционные бриллианты без НДС
- 15.02.2021 Ставропольский предприниматель попался на неуплате 23 млн рублей налогов
- 13.12.2016 Изменения в налогообложении и уплате страховых взносов с 1 января 2017 года: приглашаем на бесплатный вебинар
- 19.09.2013 Общая величина налоговых льгот в России за 2012 г. составила 5,5 трлн руб
- 12.08.2022 Попавшие под санкции банки смогут приостанавливать операции в иностранной валюте
- 07.12.2021 Кредиты, заморозки, компенсации: чем обернутся банковские новшества
- 06.07.2021 Эксперты: новый налоговый режим для малого бизнеса может увеличить цены на услуги банков
- 05.09.2013 Не храните тайны в банках
- 27.08.2013 Налог на недвижимость: зачем он нужен и чьи интересы затронет
- 16.08.2013 Изменения в НДС, банковских правилах и расширение полномочий налоговиков
- 01.05.2013 Договоры страхования грузов (денежных средств), транспортируемых при инкассации, заключены в целях исполнения обязательств, возникающих при осуществлении основной деятельности банка. Как следует из содержания договоров, они заключены с целью минимизации возможных убытков, причиненных утратой имущества в процессе транспортировки. Следовательно, указанные расходы, как связанные с основной деятельностью банка, направленной на получение дохода, являются эконо
- 19.01.2013 Суд кассационной инстанции поддержал позицию суда первой инстанции, обратив внимание на то, что помимо сведений о наличии расчетных документов текущих требований четвертой очереди банк обладал информацией о том, что к должнику имеются текущие требования первой и второй очередей. При таких обстоятельствах, производя контроль за соблюдением предусмотренной ст. 134 Закона о банкротстве очередности при расходовании денежных средств со счета должника, банк был
- 13.01.2013 Президиум ВАС РФ обозначил правовую позицию, согласно которой банк обязан осуществлять выплату по банковской гарантии при любом нарушении обеспеченного гарантией обязательства. Исключение составляют случаи, когда из текста гарантии прямо следует, что банк ограничил свою ответственность и принял на себя обязательство отвечать только за определенные нарушения принципалом обеспеченного обязательства.
- 26.10.2022
Налогоплательщик утверждает,
что бездействие налогового органа незаконно.Итог: дело направлено на новое рассмотрение, так как суд не дал оценки доводам налогоплательщика об отнесении поступивших платежей к категории невыясненных, а также не оценил решения налогового органа об уточнении категории платежей и данные карточки "Расчеты с бюджетом".
- 24.10.2022
Определением приняты
обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения.Итог: определение оставлено без изменения.
- 30.08.2013
Система налогового учета организуется
налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.
- 07.05.2019 Письмо ФНС России от 29 марта 2019 г. N СА-4-7/5804
- 22.06.2016 Письмо ЦБ РФ от 31.05.2016 № 12-1-11/1229
- 10.10.2014 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации
- 02.02.2023 Письмо Минфина России от 29 .12.2022 г. № 03-02-07/129648
- 28.10.2022 Письмо Минфина России от 26.09.2022 г. № 03-03-07/92723
- 28.10.2022 Письмо ФНС России от 25.10.2022 г. № ПА-3-24/11714@.
Комментарии