Законодательство / Письма / Письмо Минфина РФ от 8 апреля 2010 г. N 03-04-07/1-16
Письмо Минфина РФ от 8 апреля 2010 г. N 03-04-07/1-16
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 апреля 2010 г. N 03-04-07/1-16
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения реорганизованным юридическим лицом в форме присоединения другого юридического лица регрессивной шкалы единого социального налога по выплатам, производимым работникам присоединенного юридического лица, и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
Главой 24 "Единый социальный налог" Кодекса (утратила силу с 1 января 2010 г.) не было предусмотрено специальных положений, регулирующих порядок определения налоговой базы, исчисления и уплаты единого социального налога организацией в случае ее реорганизации. В то же время часть первая Кодекса содержит ряд положений, регулирующих налоговые правоотношения, возникающие в связи с реорганизацией организации.
В соответствии с п. п. 3 и 5 ст. 50 Кодекса при присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо, которое должно исполнить эту обязанность в установленные для присоединенного лица сроки.
Следовательно, по смыслу ст. 50 Кодекса присоединяющая организация является правопреемником в части уплаты тех налогов, обязанность по которым не исполнена присоединенным юридическим лицом до завершения реорганизации.
Правопреемство в части налоговой базы, в частности, по единому социальному налогу, а также правопреемство в части применения пониженных ставок единого социального налога законодательством не предусмотрено.
Это также подтверждается положениями статей Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), регулирующих правоотношения, связанные с реорганизацией юридического лица.
Так, в соответствии с п. 2 ст. 58 Гражданского кодекса при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Согласно п. 1 ст. 59 Гражданского кодекса передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
Налоговая база по налогу не является частью имущества, кредиторской либо дебиторской задолженностью, а является одним из элементов налогообложения, поэтому передача ее правопреемнику на основании передаточного акта невозможна.
В соответствии со ст. 52 Кодекса налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Пунктом 3 ст. 55 Кодекса установлено, что, если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации). Предусмотренные указанным пунктом правила не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций.
Таким образом, налоговый период для организации, к которой присоединяется другая организация, не изменяется, то есть начинается с начала календарного года и заканчивается по его завершении.
Налоговый период для присоединяемой организации заканчивается в день завершения реорганизации, и с выплат и вознаграждений, начисленных данной организацией в пользу физических лиц в данном налоговом периоде, присоединяемая организация должна была исчислить и уплатить единый социальный налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода.
Учитывая изложенное, нет правовых оснований для учета в налоговой базе присоединившей организацией выплат и вознаграждений, начисленных работникам присоединившейся организации до ее реорганизации.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
08.04.2010
Темы: ЕСН (Единый социальный налог)  
- 07.06.2012 Минэкономразвития предлагает вернуться к уплате ЕСН
- 25.04.2012 Пенсионный фонд хочет вернуть ЕСН
- 20.03.2012 Возврат к ЕСН вряд ли возможен
- 29.05.2012 Налоговый парадокс
- 04.04.2011 Итоги онлайн-конференции «"Трудовые" выплаты: изменения законодательства, исчисление взносов, отчетность в фонды и другие вопросы»
- 17.03.2011 Повышение зарплатных налогов: удар по российскому бизнесу
Комментарии