
Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 21.03.2025 г. № 03-04-05/28152
Письмо Минфина России от 21.03.2025 г. № 03-04-05/28152
Вопрос: О представлении сведений налоговым органом налоговым агентам в целях инвестиционного вычета по НДФЛ в сумме положительного финансового результата по операциям на ИИС и разглашении этих сведений.
16.05.2025Российский налоговый порталОтвет:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21.03.2025 г. № 03-04-05/28152
Департамент налоговой политики (далее - Департамент) рассмотрел обращение от 21.01.2025 и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 4 статьи 219.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) инвестиционный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц в сумме положительного финансового результата, полученного по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете, может быть предоставлен налогоплательщику на основании его письменного заявления, представляемого налоговому агенту при расторжении договора на ведение индивидуального инвестиционного счета, при исчислении и удержании налога таким налоговым агентом, при наличии у налогового агента сведений, предусмотренных абзацами вторым и третьим подпункта 3 пункта 4 статьи 219.1 Кодекса, полученных от налогового органа в рамках обмена информацией в соответствии с правилами обмена информацией в целях предоставления налоговых вычетов в упрощенном порядке.
Представление сведений, предусмотренных абзацами вторым и третьим подпункта 3 пункта 4 статьи 219.1 Кодекса, налоговым органом налоговым агентам в рамках обмена информацией в соответствии с правилами обмена информацией в целях предоставления налоговых вычетов в упрощенном порядке осуществляется по формату, утвержденному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на основании запросов таких налоговых агентов. Формат запроса налогового агента и формат представления сведений, имеющихся в налоговом органе, необходимых для предоставления инвестиционного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 3 пункта 1 статьи 219.1 Кодекса, в электронной форме утверждены согласно приложениям соответственно N 2 и N 3 к приказу ФНС России от 12.10.2023 N БВ-7-11/735@ "Об утверждении форматов документов, используемых в рамках обмена информацией в соответствии с правилами обмена информацией для предоставления налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц в упрощенном порядке".
Таким образом, представление сведений, предусмотренных абзацами вторым и третьим подпункта 3 пункта 4 статьи 219.1 Кодекса, налоговым органом налоговым агентам осуществляется в рамках обмена информацией в соответствии с правилами обмена информацией для определения возможности предоставления инвестиционного налогового вычета в сумме положительного финансового результата, полученного по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете.
При этом процесс взаимодействия между налогоплательщиком и налоговым агентом в целях направления соответствующих запросов в налоговый орган положениями Кодекса не установлен.
Также Департамент разъясняет, что в соответствии с пунктом 12 статьи 102 Кодекса положения статьи 102 Кодекса в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение указанных сведений распространяются на поступившие от налогового органа налоговым агентам в рамках обмена информацией в соответствии с правилами обмена информацией в целях предоставления налоговых вычетов в упрощенном порядке для предоставления, в частности, инвестиционного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 3 пункта 1 статьи 219.1 Кодекса, следующие сведения:
КонсультантПлюс: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 9.1 статьи 226.1 НК РФ, а не пункт 9.1 статьи 226.
- об использовании (о неиспользовании) налогоплательщиком - физическим лицом права на получение налогового вычета, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 статьи 219.1 Кодекса, в течение срока действия договора на ведение индивидуального инвестиционного счета и иных договоров, прекращенных с переводом активов на этот индивидуальный инвестиционный счет в порядке, предусмотренном пунктом 9.1 статьи 226 Кодекса;
- о наличии (об отсутствии) у налогоплательщика в течение срока действия договора на ведение индивидуального инвестиционного счета других договоров на ведение индивидуального инвестиционного счета, за исключением случаев прекращения договора с переводом всех активов, учитываемых на индивидуальном инвестиционном счете, на другой индивидуальный инвестиционный счет, открытый тому же физическому лицу.
Доступ к указанным в пункте 12 статьи 102 Кодекса сведениям, составляющим налоговую тайну, у налоговых агентов имеют работники, определяемые руководителями (заместителями руководителей) таких организаций.
Таким образом, положениями пункта 12 статьи 102 Кодекса установлен запрет на разглашение полученных от налогового органа в соответствии с пунктом 4 статьи 219.1 Кодекса сведений.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 32 Кодекса налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение.
Вместе с тем Кодексом и Законом Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" не установлено полномочий налоговых органов по контролю и надзору за сохранением налоговой тайны иными лицами.
В силу пункта 12 статьи 102 Кодекса на вышеуказанные сведения, поступившие от налогового органа налоговым агентам в целях предоставления инвестиционного налогового вычета, распространяется запрет на их разглашение, а также ответственность за их разглашение.
Из пункта 4 статьи 102 Кодекса следует, что разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.
Частью 2 статьи 183 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за незаконное разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе.
Таким образом, незаконное разглашение налоговым агентом или работником налогового агента полученных от налогового органа сведений, составляющих налоговую тайну, влечет за собой уголовную ответственность.
Заместитель директора Департамента
Р.А.ЛЫКОВ
21.03.2025
Темы: Инвестиционный вычет  Налоговые агенты. Исчисление и порядок удержания.  
- 22.11.2022 Глава ФНС рассказал о последствиях уменьшения сроков получения налоговых вычетов
- 16.09.2022 Более половины россиян хотя бы один раз оформляли налоговый вычет
- 17.03.2022 Передать свое право на получение вычета на пополнение ИИС нельзя
- 22.10.2021 В расчете по форме 6-НДФЛ компании указывают только те доходы, которые начислены и фактически выплачены гражданам на дату представления расчета
- 22.10.2021 Кто сдает отчетность в ИФНС за предпринимателя в случае его смерти?
- 11.02.2020 Налоговые агенты должны представить отчетность по НДФЛ за 2019 год не позднее 2 марта
- 26.05.2023 Налоговый вычет за лечение: порядок получения и размер в 2023 году
- 03.09.2021 Инициатива наказуема. Министерство финансов не поддерживает инициативу увеличения максимальной суммы налогового вычета по НДФЛ
- 07.07.2021 Налоговый вычет стало получить еще проще
- 15.03.2023 Как и в каких разделах формы 6-НДФЛ отразить доход и стандартные налоговые вычеты на детей за декабрь 2022 года?
- 29.09.2022 Как можно убедиться в налоговом статусе сотрудника?
- 21.02.2022 Выплата отпускных в конце года – сам отпуск в январе следующего, как заполнить отчет 6-НДФЛ?
- 18.06.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислен НДФЛ, начислены пени.Итог: требование удовлетворено, так как не подтвержден факт выплаты обществом дохода своим работникам.
- 02.02.2025
Определением частично
удовлетворено заявление налогового органа о взыскании убытков и признании незаконными действий/бездействия конкурсного управляющего, выразившихся в: 1) Неисполнении обязанностей налогового агента по удержанию и перечислению НДФЛ; 2) Расходовании средств на привлеченных специалистов сверх лимита.Итог: определение отменено, в удовлетворении требования отказано, так как: 1) НДФЛ с зарп
- 30.10.2024
Налоговый орган
доначислил НДФЛ, страховые взносы, начислил пени и штраф, сделав вывод о том, что предметом заключенного налогоплательщиком договора управления являлся не конечный результат труда, выплаты носили фиксированный характер и не зависели от оказанного объема услуг.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку предусмотренные договором права и обязанности управляющего идентичны правам и
Комментарии