Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо ФНС России от 27.06.2023 г. № 17-1-8/305

Письмо ФНС России от 27.06.2023 г. № 17-1-8/305

Вопрос: У комитета имеются предложения по учету следующих ценных бумаг:

- ценные бумаги, заблокированные в российском депозитарии (эмитентом является Министерство финансов Российской Федерации);

- ценные бумаги, заблокированные в иностранном депозитарии (эмитентом является резидент Российской Федерации со 100%-ной принадлежностью организации-нерезиденту из недружественной страны).

В настоящее время в результате санкционных действий у многих кредитных организаций, как и у других участников финансового рынка, сложилась следующая ситуация.

Торговые портфели ОФЗ полностью или частично заблокированы в НРД (как приобретенные у недружественных нерезидентов после 01.03.2022).

Данные ценные бумаги можно продать только на определенных условиях. У многих кредитных организаций большинство приобретений было совершено до 2023 г., до вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 03.03.2023 N 138 "О дополнительных временных мерах экономического характера, связанных с обращением ценных бумаг" (далее - Указ N 138), предусматривающего особые условия продажи российских ценных бумаг, приобретенных у нерезидентов из недружественных стран после 01.03.2022.

Для банков, учитывавших ОФЗ в торговом портфеле, это фактически является изменением торговой стратегии / бизнес-модели по отношению к указанным ценным бумагам по независящим от них причинам. При этом разделение ценных бумаг внутри торгового портфеля на блокированные и неблокированные ценные бумаги для многих кредитных организаций технически невозможно.

В связи с этим Комитет обращается с просьбой разрешить кредитным организациям на основании внутреннего решения осуществлять перевод заблокированных ценных бумаг из торгового портфеля в портфель "ценные бумаги, доступные для продажи" или в портфель "по амортизированной стоимости" в случае, если, по мнению кредитной организации, такой перевод лучше отражает ее действительные возможности по управлению ценными бумагами. Такой перевод прямо запрещен в МСФО, но тем не менее как разовая операция он помог бы отразить реалии текущего рынка и помочь банкам обособить в учете портфель заблокированных ценных бумаг.

Выделение заблокированных ценных бумаг в отдельный (обособленный) портфель "ценных бумаг, доступных для продажи" или портфель "по амортизированной стоимости" позволило бы более наглядно управлять стратегией работы с данными ценными бумагами, проводить оценку с учетом низкого потенциала реализации этих ценных бумаг и позволило бы вводить резервирование.

Торговый портфель евробондов, заблокированных в европейском клиринговом центре, еще более ограничен в реализации, так как находится под контролем иностранного регулятора и подпадает под санкционные ограничения недружественных стран. Часть таких ценных бумаг была выкуплена эмитентами, но все еще существует часть ценных бумаг, перспективы реализации и погашения которых неочевидны. Предлагается разрешить кредитным организациям на основании внутреннего решения переводить заблокированные ценные бумаги в обособленный портфель "ценных бумаг, доступных для продажи" или в портфель по "амортизированной стоимости" с возможностью резервирования в случае, если, по мнению кредитной организации, такой перевод лучше отражает ее действительные возможности по управлению ценными бумагами.

03.07.2023Российский налоговый портал

Ответ:

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 27.06.2023 г. № 17-1-8/305

 

Департамент регулирования бухгалтерского учета (далее - Департамент) рассмотрел обращение Саморегулируемой организации от 26.05.2023 и сообщает следующее.

При применении нормативных актов Банка России по бухгалтерскому учету, в том числе Положения N 606-П <1>, кредитные организации руководствуются Международными стандартами финансовой отчетности (далее - МСФО) и Разъяснениями МСФО, принимаемыми Фондом МСФО, введенными в действие на территории Российской Федерации. В частности, решения, необходимые для проведения реклассификации ценных бумаг, кредитные организации принимают самостоятельно, руководствуясь требованиями МСФО (IFRS) 9 <2>.

--------------------------------

<1> Положение Банка России от 02.10.2017 N 606-П "О порядке отражения на счетах бухгалтерского учета кредитными организациями операций с ценными бумагами".

<2> МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты".

 

В соответствии с пунктами 4.4 и В4.4.1 МСФО (IFRS) 9 реклассификация финансовых активов может осуществляться исключительно в случае изменения бизнес-модели, используемой для управления данными активами. При этом предполагается, что такие изменения будут происходить редко.

Дополнительно в пункте В4.4.3 МСФО (IFRS) 9 приведены ситуации, которые не представляют собой изменения в бизнес-модели, в том числе изменение намерений в отношении определенных финансовых активов (даже в обстоятельствах значительных изменений рыночных условий) или временное исчезновение определенного рынка для финансовых активов.

Вместе с тем в случае если в отношении активов, учитываемых по справедливой стоимости, не представляется возможным возмещение их справедливой стоимости (например, путем реализации активов) из-за санкционных ограничений и блокировки активов, то, по мнению Департамента, указанные обстоятельства на основании пункта В4.4.1 МСФО (IFRS) 9 могут являться причиной изменения бизнес-модели по управлению активами.

 

Директор Департамента

регулирования бухгалтерского учета

М.С.ВОЛОШИНА

27.06.2023

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Особенности определения налоговой базы при операциях с ценными бумагами
  • 10.07.2013  

    Поскольку до момента реализации или иного выбытия ценных бумаг налоговая база по операциям с ценными бумагами не определяется, заявителем необоснованно включены в состав прочих расходов затраты по покупке акций в спорной сумме.

  • 08.07.2011   Доводы инспекции о непредставлении организацией документов, подтверждающих фактическую оплату акций, не основаны на положениях п. 2 ст. 312 НК РФ, в соответствии с которыми в налоговый орган должны быть представлены документы, подтверждающие местонахождение иностранной организации в том государстве, с которым к Россия имеет соответствующий международный договор, а также копии договора (или иного документа), в соответствии с которым выплачивался доход иност
  • 24.05.2009   Обществом на момент заключения соглашений об опционе заложен ожидаемый доход, что свидетельствует о направленности действий налогоплательщика в результате осуществления деятельности по торговле ценными бумагами, в том числе акциями ОАО "Газпром", на получение дохода

Вся судебная практика по этой теме »

Полезная информация для налогоплательщика
  • 26.01.2025  

    СФР сделал вывод, что пособие по временной нетрудоспособности работнику по представленным обществом электронным реестрам сведений по листкам нетрудоспособности выплачено неправомерно, поскольку работник в спорный период не работал в обществе.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку представление обществом в фонд недостоверных сведений не установлено.

  • 26.01.2025  

    Уполномоченный орган (ФНС РФ) полагает, что убытки, понесенные им как заявителем по делу о банкротстве в размере перечисленного арбитражному управляющему вознаграждения и судебных расходов, подлежат взысканию с бывшего руководителя должника.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку ФНС РФ не доказано, что отсутствие имущества у должника является следствием неправомерных действий его руководит

  • 27.03.2024  

    Налоговый орган ссылается на неполное исполнение предпринимателем (собственником транспортных средств) налоговых обязательств.

    Встречное требование: О признании недействительными требований об уплате транспортного налога и пеней, решения об отказе в зачете налога.

    Итог: основное требование удовлетворено, в удовлетворении встречного требования отказано, так как в спорные периоды перевозка пассажиров и/и


Вся судебная практика по этой теме »