Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 19.12.2019 г. № 03-04-06/99463

Письмо Минфина России от 19.12.2019 г. № 03-04-06/99463

Вопрос: Согласно п. 2 ст. 207 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Налоговый статус физического лица определяется на каждую дату получения им дохода исходя из фактического времени его нахождения на территории Российской Федерации. При этом по итогам налогового периода определяется окончательный налоговый статус физического лица в зависимости от времени его нахождения в Российской Федерации в данном налоговом периоде, определяющий порядок обложения налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) его доходов, полученных за налоговый период. Срок пребывания в Российской Федерации, по достижении которого физическое лицо будет признано налоговым резидентом Российской Федерации, исчисляется путем суммирования всех календарных дней, в которые физическое лицо находилось в Российской Федерации в течение 12 следующих подряд месяцев.

При определении налогового статуса физического лица учитывается фактическое время нахождения физического лица в Российской Федерации, которое должно быть документально подтверждено.

Перечень документов, подтверждающих фактическое нахождение физического лица на территории Российской Федерации, Кодексом не установлен.

Исходя из разъяснений Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России такими документами, в частности, могут являться копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, квитанции о проживании в гостинице и другие документы, на основании которых можно установить фактическое нахождение физического лица за пределами Российской Федерации.

Однако на практике вызывает затруднение подтверждение фактического нахождения на территории Российской Федерации граждан Республики Беларусь, в связи с тем что отметки о пересечении российско-белорусской границы не ставятся.

Налогообложение граждан Республики Беларусь производится с учетом положений Протокола от 24.01.2006 к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995.

Правомерно ли признание гражданина Республики Беларусь налоговым резидентом Российской Федерации для целей уплаты НДФЛ с доходов по сделкам с ценными бумагами, совершаемым брокером в интересах клиента - гражданина Республики Беларусь, исходя из совокупности следующих документов и обстоятельств:

- паспорт гражданина Республики Беларусь с отметками о пересечении границ третьих стран (не России и не Республики Беларусь), свидетельствующий о нахождении за границей менее 183 дней;

- вид на жительство иностранного гражданина в РФ;

- свидетельства о регистрации гражданина Республики Беларусь и членов его семьи по месту жительства, оформленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и наличие открытых на имя гражданина Республики Беларусь счетов в банках Российской Федерации;

- наличие квартиры в РФ в собственности и наличие открытых на имя гражданина Республики Беларусь счетов в банках Российской Федерации (критерий места нахождения постоянного жилища и центра жизненных интересов согласно Статье 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995)?

Если нет, можно ли его признать налоговым резидентом Республики Беларусь на основании паспорта гражданина Республики Беларусь (без представления сертификата налогового резидента Республики Беларусь, выданного уполномоченными органами) и применить ставки налога, предусмотренные Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995?

 

27.12.2019Российский налоговый портал

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 19.12.2019 г. № 03-04-06/99463

 

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение ООО от 03.09.2019 по вопросу определения налогового статуса физического лица в целях исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц и сообщает, что в соответствии с Регламентом Минфина России, утвержденным приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с этим сообщаем следующее.

Согласно пункту 2 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), если иное не предусмотрено статьей 207 Кодекса, налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

183 дня пребывания в Российской Федерации, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом Российской Федерации, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которые физическое лицо находилось в Российской Федерации в течение 12 следующих подряд месяцев.

Таким образом, при определении налогового статуса физического лица учитывается фактическое время его нахождения в Российской Федерации, которое должно быть документально подтверждено.

Перечень документов, подтверждающих фактическое нахождение физических лиц на территории Российской Федерации, Кодексом не установлен.

Подтверждение фактического нахождения физического лица на территории Российской Федерации может производиться на основании любых документов, оформленных в установленном порядке, позволяющих установить количество дней его фактического пребывания на территории Российской Федерации.

При этом, по мнению Департамента, вид на жительство, свидетельство о регистрации по месту временного пребывания, документы о регистрации по месту жительства (пребывания), оформленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, подтверждают право нахождения физического лица в Российской Федерации, но не являются документами, подтверждающими фактическое время его нахождения на территории Российской Федерации.

Критерии признания физического лица в качестве резидента Договаривающегося Государства, установленные в пункте 2 статьи 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 (далее - Соглашение), применяются только для целей самого Соглашения в случаях, если в соответствии с положениями пункта 1 данной статьи Соглашения физическое лицо, исходя из налогового законодательства каждого из Договаривающихся Государств, будет одновременно являться резидентом обоих Договаривающихся Государств, то есть как Российской Федерации, так и Республики Беларусь.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Заместитель директора Департамента

Р.А.СААКЯН

19.12.2019

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок