Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо ФНС России от 05.06.2018 г. № ГД-2-14/1069@

Письмо ФНС России от 05.06.2018 г. № ГД-2-14/1069@

Вопрос: Об учете физлиц в налоговых органах без присвоения ИНН, а также осуществлении платежей без его указания.

15.06.2018Российский налоговый портал

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

 

ПИСЬМО

от 05.06.2018 г. № ГД-2-14/1069@

 

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение, сообщает следующее.

1. По вопросу отказа от идентификационного номера налогоплательщика (далее - ИНН)

Согласно пункту 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Проводимая налоговыми органами работа по учету физических лиц с применением идентификационного номера налогоплательщика (далее - ИНН) осуществляется в рамках Конституции Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 32 Кодекса налоговые органы обязаны вести в установленном порядке учет физических лиц.

Ведение налоговыми органами в установленном порядке учета физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется на основании информации, предоставляемой органами, указанными в статье 85 Кодекса, либо на основании заявления физического лица (пункт 7 статьи 83 Кодекса). При этом налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить постановку их на учет (пункт 10 статьи 83 Кодекса).

Процедура постановки на учет в налоговом органе на основании сведений, полученных от органов, поименованных в статье 85 Кодекса, происходит без участия физических лиц, в отношении которых поступили сведения.

Согласно пункту 1 статьи 83 Кодекса физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.

В соответствии с абзацем первым пункта 7 статьи 84 Кодекса каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории Российской Федерации по всем видам налогов и сборов ИНН.

ИНН формируется как цифровой код, состоящий из последовательности цифр, характеризующих код налогового органа (4 знака), порядковый номер записи о лице в ЕГРН (6 знаков) и контрольное число (2 знака). Таким образом, ИНН фактически является номером записи о лице в Едином государственном реестре налогоплательщиков.

ИНН не является информацией, входящей в перечень персональных данных, применяется исключительно в целях упорядочения учета налогоплательщиков внутри системы налоговых органов, а также служит только для ускорения обработки огромного потока информации в интересах соблюдения прав налогоплательщиков.

Согласно абзацу второму пункта 7 статьи 84 Кодекса налоговый орган указывает ИНН во всех направляемых налогоплательщику налоговых уведомлениях.

Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе не указывать ИНН в представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах, указывая при этом свои персональные данные, предусмотренные пунктом 1 статьи 84 Кодекса.

При этом применение ИНН физического лица в документах не предусматривает замену имени номером. Фамилия, имя и отчество присутствуют во всех документах независимо от указания или неуказания в них ИНН.

Учитывая изложенное, учет физических лиц в налоговых органах без присвоения ИНН законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрен.

2. По вопросу осуществления платежей без указания ИНН

В соответствии с пунктом 7 статьи 45 Кодекса поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется в соответствии с правилами, установленными Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Данные правила утверждены приказом Минфина России от 12.11.2013 N 107н "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации" (далее - Правила).

Согласно положениям Правил физические лица при заполнении распоряжения о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации обязательно должны указывать значение идентификационного номера налогоплательщика в реквизите "ИНН плательщика" или уникальный идентификатор начисления (далее - УИН), состоящий из 20 знаков, в реквизите "Код".

Указание УИН или ИНН в платежном документе является обязательным, поскольку позволяет налоговым органам определить плательщика данного платежа и своевременно учесть перечисленные денежные средства в счет исполнения им обязанности по уплате налога.

Одновременно сообщается, что для осуществления платежей, администрируемых налоговыми органами, платежный документ может быть сформирован налогоплательщиком с помощью электронного сервиса "Заполнить платежное поручение", размещенного на сайте ФНС России. В этом случае индекс документа (УИН) присваивается платежному документу автоматически.

Дополнительно сообщается, что ответы на аналогичное обращение соответствуют нормам законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

 

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

Д.Ю.ГРИГОРЕНКО

05.06.2018

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Электронный документ: вчера, сегодня, завтра

Несколько последних публикаций экспертов Synerdocs были посвящены электронным документам в судах и развитию системы электронного правосудия. В настоящей статье хотелось бы подвести некоторый итог и поднять вопрос о будущем электронного правосудия в России. А оно, как вы понимаете, напрямую связано с электронными документами

1
Чек-лист для проверки электронного документа на юридическую значимость

В этом году мы много говорили о представлении электронных документов в суд, не скупились на советы и рекомендации. При этом давно не поднимали тему юридической значимости. Пожалуй, с этого стоило начать цикл статей про электронное правосудие. Предлагаю обсудить, из чего же складывается юридическая значимость любого документа, и на что стоит обратить внимание при проверке документа на соответствие требованиям действующего законодательства в области ЭДО. Информация будет полезна всем: кто уже работает с электронными аналогами и тем, кто только открывает для себя новую область знаний.