Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15 января 2004 г.

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15 января 2004 г.

Из сопоставления указанных норм статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговый орган наделен правом производить зачет излишне уплаченного налога в счет уплаты пеней по тому же налогу и без заявления налогоплательщика.

17.10.2007  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 15 января 2004 г.

Дело N А19-13169/03-18-Ф02-4971/03-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Мироновой И.П.,

судей: Евдокимова А.И., Косачевой О.И.,

при участии в судебном заседании: представителя Управления Министерства по налогам и сборам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу Дубовцева М.А. (доверенность N 08-20/528 от 7 мая 2003 года),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу областного государственного унитарного предприятия "Дорожная служба Иркутской области" на решение от 12 сентября 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 18 ноября 2003 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-13169/03-18 (суд первой инстанции: Дубынина Т.В.; суд апелляционной инстанции: Дягилева И.П., Сорока Т.Г., Буяновер П.И.),

УСТАНОВИЛ:

Областное государственное унитарное предприятие "Дорожная служба Иркутской области" обратилось в арбитражный суд к Управлению Министерства по налогам и сборам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (налоговая инспекция) с заявлением о признании недействительным решения налогового органа N 08-29/3308-129 от 19 июня 2003 года.

Решением суда от 12 сентября 2003 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 18 ноября 2003 года решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с названными судебными актами, предприятие обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, заявленные требования - удовлетворить.

Заявитель кассационной жалобы утверждает, что принятие налоговым органом решения о зачете излишне уплаченных сумм налога в счет задолженности по пеням или в счет предстоящих платежей возможно только при наличии заявления налогоплательщика. Заявление налогоплательщика о зачете излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей или отсутствие заявления налогоплательщика не предоставляет налоговому органу право осуществить зачет излишне уплаченного налога в счет погашения задолженности по пеням.

В отзыве на жалобу налоговый орган просит оставить ее без удовлетворения, судебные акты - без изменения.

Предприятие, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы (почтовое уведомление N 2469 от 29.12.2003), своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Иркутской области в результате сверки уплаченных налогов с ОГУП "Дорожная служба Иркутской области" за период с 1 января 2000 года по 30 сентября 2002 года выявлена переплата налогов, о чем составлен акт от 1 октября 2002 года и извещен налогоплательщик.

Письмом N 412 от 12 марта 2003 года налогоплательщик обратился в налоговый орган с просьбой произвести зачет излишне уплаченных сумм налогов в счет предстоящих платежей.

Налоговый орган письмом N 04/4715 от 20 марта 2003 года сообщил, что в связи с отсутствием от налогоплательщика заявления о зачете излишне уплаченных сумм налогов налоговой инспекцией в соответствии с пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации принято решение о зачете излишне уплаченных сумм налогов в счет задолженности по пеням по тому же налогу, по которому возникла переплата.

Предприятие, не согласившись с отказом налоговой инспекции и полагая, что налоговые органы вправе произвести зачет по собственной инициативе только в счет недоимки по другим налогам, а не пеней, обратилось с жалобой в Управление Министерства по налогам и сборам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу.

Решением Управления N 08-29/3308-129 от 19 июня 2003 года жалоба оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения налогоплательщика в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным указанного решения.

Суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что налоговому органу предоставлено право произвести зачет излишне уплаченных налогов по собственной инициативе в счет задолженности по пеням.

Факт наличия у налогоплательщика задолженности по пеням в спорной сумме не оспаривается налогоплательщиком.

В соответствии с пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.

Исходя из положений пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

Согласно пункту 11 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации правила данной статьи применяются также в отношении зачета или возврата излишне уплаченных сумм сбора и пеней и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

Из сопоставления указанных норм статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговый орган наделен правом производить зачет излишне уплаченного налога в счет уплаты пеней по тому же налогу и без заявления налогоплательщика.

Таким образом, нарушения прав налогоплательщика налоговым органом не допущено.

При таких обстоятельствах у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов, принятых по настоящему спору.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 12 сентября 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 18 ноября 2003 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-13169/03-18 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

И.П.МИРОНОВА

Судьи:

А.И.ЕВДОКИМОВ

О.И.КОСАЧЕВА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Почему в суд выгодно представлять именно электронные документы?

Право и возможность подачи электронных документов в суд предоставлено в России давно. Однако по старинке стороны ходят на заседания с большими папками бумажных документов вместо планшетов или ноутбуков. Почему?

Суфиянова Татьяна
Суфиянова Татьяна

Российский налоговый портал

Ошибки риэлтора могут помешать получению имущественного вычета

При совершении сделок при покупке или продаже жилья советую быть внимательным при подписании договора купли-продажи. В противном случае покупатель не сможет вернуть НДФЛ в полном размере.

24