Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15 января 2004 г.
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15 января 2004 г.
Из сопоставления указанных норм статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговый орган наделен правом производить зачет излишне уплаченного налога в счет уплаты пеней по тому же налогу и без заявления налогоплательщика.
17.10.2007ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 15 января 2004 г.
Дело N А19-13169/03-18-Ф02-4971/03-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мироновой И.П.,
судей: Евдокимова А.И., Косачевой О.И.,
при участии в судебном заседании: представителя Управления Министерства по налогам и сборам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу Дубовцева М.А. (доверенность N 08-20/528 от 7 мая 2003 года),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу областного государственного унитарного предприятия "Дорожная служба Иркутской области" на решение от 12 сентября 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 18 ноября 2003 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-13169/03-18 (суд первой инстанции: Дубынина Т.В.; суд апелляционной инстанции: Дягилева И.П., Сорока Т.Г., Буяновер П.И.),
УСТАНОВИЛ:
Областное государственное унитарное предприятие "Дорожная служба Иркутской области" обратилось в арбитражный суд к Управлению Министерства по налогам и сборам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (налоговая инспекция) с заявлением о признании недействительным решения налогового органа N 08-29/3308-129 от 19 июня 2003 года.
Решением суда от 12 сентября 2003 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 18 ноября 2003 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с названными судебными актами, предприятие обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, заявленные требования - удовлетворить.
Заявитель кассационной жалобы утверждает, что принятие налоговым органом решения о зачете излишне уплаченных сумм налога в счет задолженности по пеням или в счет предстоящих платежей возможно только при наличии заявления налогоплательщика. Заявление налогоплательщика о зачете излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей или отсутствие заявления налогоплательщика не предоставляет налоговому органу право осуществить зачет излишне уплаченного налога в счет погашения задолженности по пеням.
В отзыве на жалобу налоговый орган просит оставить ее без удовлетворения, судебные акты - без изменения.
Предприятие, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы (почтовое уведомление N 2469 от 29.12.2003), своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Иркутской области в результате сверки уплаченных налогов с ОГУП "Дорожная служба Иркутской области" за период с 1 января 2000 года по 30 сентября 2002 года выявлена переплата налогов, о чем составлен акт от 1 октября 2002 года и извещен налогоплательщик.
Письмом N 412 от 12 марта 2003 года налогоплательщик обратился в налоговый орган с просьбой произвести зачет излишне уплаченных сумм налогов в счет предстоящих платежей.
Налоговый орган письмом N 04/4715 от 20 марта 2003 года сообщил, что в связи с отсутствием от налогоплательщика заявления о зачете излишне уплаченных сумм налогов налоговой инспекцией в соответствии с пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации принято решение о зачете излишне уплаченных сумм налогов в счет задолженности по пеням по тому же налогу, по которому возникла переплата.
Предприятие, не согласившись с отказом налоговой инспекции и полагая, что налоговые органы вправе произвести зачет по собственной инициативе только в счет недоимки по другим налогам, а не пеней, обратилось с жалобой в Управление Министерства по налогам и сборам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу.
Решением Управления N 08-29/3308-129 от 19 июня 2003 года жалоба оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения налогоплательщика в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным указанного решения.
Суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что налоговому органу предоставлено право произвести зачет излишне уплаченных налогов по собственной инициативе в счет задолженности по пеням.
Факт наличия у налогоплательщика задолженности по пеням в спорной сумме не оспаривается налогоплательщиком.
В соответствии с пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
Исходя из положений пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Согласно пункту 11 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации правила данной статьи применяются также в отношении зачета или возврата излишне уплаченных сумм сбора и пеней и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.
Из сопоставления указанных норм статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговый орган наделен правом производить зачет излишне уплаченного налога в счет уплаты пеней по тому же налогу и без заявления налогоплательщика.
Таким образом, нарушения прав налогоплательщика налоговым органом не допущено.
При таких обстоятельствах у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов, принятых по настоящему спору.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 12 сентября 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 18 ноября 2003 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-13169/03-18 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
И.П.МИРОНОВА
Судьи:
А.И.ЕВДОКИМОВ
О.И.КОСАЧЕВА
Темы: Порядок возврата и проведения зачета налогов  
- 25.04.2019 Зачесть излишне уплаченный налог нельзя, если он фактически не дошел до казны
- 26.09.2013 Инициировать возврат денег по итогам проверки должен налоговый орган
- 20.09.2013 «РусГидро» вернуло налог на прибыль за себя и обособленные подразделения
- 09.07.2012 Как рассчитать возврат в бюджет, если налогоплательщик подал уточненную декларацию, в которой сумма НДС к возмещению в заявительном порядке меньше, чем в первичной?
- 26.04.2012 Порядок возврата налоговой переплаты
- 02.02.2012 Проблему зачета «старого» НДС без суда не решить
- 17.01.2024 Письмо Минфина России от 21.12.2023 г. № 02-16-13/124556
- 30.10.2023 Письмо ФНС России от 20.10.2023 г. № БС-4-21/13385@
- 13.09.2013 Письмо Минфина РФ от 2 сентября 2013 г. N 03-07-03/36014
Комментарии