Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31 августа 2009 г. по делу N А56-16388/2009
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31 августа 2009 г. по делу N А56-16388/2009
Инспекцией фактически была произведена проверочная закупка, правом на совершение которой налоговый орган не наделен
14.10.2009ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 2009 г. по делу N А56-16388/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Клириковой Т.В., Матлиной Е.О., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Гуд-Тревел" Чернышева Р.Ф. (доверенность от 16.03.2009 N 12), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Санкт-Петербургу Серебренниковой Ю.А. (доверенность от 15.04.2009), рассмотрев 31.08.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.05.2009 по делу N А56-16388/2009 (судья Синицына Е.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Гуд-Тревел" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 12.03.2009 N 10/021213 и 10/021213-Д о привлечении Общества и его генерального директора к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 08.05.2009 постановление Инспекции от 12.03.2009 N 10/021213 признано незаконным и отменено. В остальной части производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить принятый судебный акт в части признания незаконным и отмены постановления Инспекции от 12.03.2009 N 10/021213.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, считая его соответствующим действующему законодательству.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Общества просил отказать в ее удовлетворении.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании поручения от 16.02.2009 N 10/021213 сотрудники налогового органа провели проверку выполнения требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон о ККТ) в офисе Общества, находящемся в ТРК "Июнь", расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Индустриальный пр., д. 24.
В ходе проверки Инспекцией установлено, что при оформлении менеджером Общества Помыткиной М.В. финской мультивизы (на полгода на 30 дней по цене 3 700 руб. 00 коп.) и страховки (по цене 720 руб. 00 коп.) на общую сумму 4 420 руб. 00 коп., наличные денежные расчеты произведены с применением контрольно-кассовой машины. При этом выдан чек N 3 от 25.02.2009 на сумму 3 700 руб.
По результатам проверки составлены акт от 25.02.2009 N 021213 и протокол об административном правонарушении от 04.03.2009 N 10/021213.
Постановлением Инспекции от 12.03.2009 N 10/021213 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ, в виде взыскания 40 000 руб. штрафа.
Постановлением Инспекции от 12.03.2009 N 10/021213-Д генеральный директор Общества привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ, в виде взыскания 4 000 руб. штрафа.
Общество оспорило постановления Инспекции в судебном порядке.
Суд первой инстанции признал незаконным и отменил постановление Инспекции от 12.03.2009 N 10/021213 о привлечении Общества к административной ответственности, сделав вывод о том, что Инспекция не представила допустимых доказательств совершения Обществом вменяемого ему административного правонарушения. В отношении заявления о признании незаконным и отмене постановления Инспекции от 12.03.2009 N 10/021213-Д о привлечении к административной ответственности директора Общества суд прекратил производство по делу в связи с тем, что данный спор неподведомствен арбитражному суду.
Кассационная инстанция считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
В соответствии со статьями 2 и 5 Закона о ККТ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона о ККТ организации в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения форм бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статьей 14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность организаций и индивидуальных предпринимателей за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от налоговый орган не наделен.
Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Закона о ККТ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе". Названными нормами налоговым органам предоставлено право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники, однако не определены методы и порядок проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.
Между тем проверочная закупка в силу Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон N 144-ФЗ) допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно статье 13 Закона N 144-ФЗ налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Таким образом, проведение должностными лицами Инспекции проверочной закупки при осуществлении контроля за применением Обществом контрольно-кассовой техники и выдачей бланков строгой отчетности не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона и подтверждающее событие правонарушения. Суд обоснованно не принял в качестве доказательства объяснения менеджера Общества Помыткиной М.В. от 25.02.2008, поскольку они получены должностным лицом Инспекции в ходе проверочной закупки и являются приложением к акту проверки от 25.02.2009 N 021213, составленному в ходе проведения проверочной закупки.
Иных доказательств, подтверждающих факт совершения Обществом вменяемого ему административного правонарушения, налоговый орган не представил.
При таких обстоятельствах суд сделал обоснованный вывод о том, что налоговый орган не представил допустимых доказательств совершения Обществом вменяемого административного правонарушения, правомерно признал незаконным и отменил постановление Инспекции о привлечении Общества к ответственности.
В силу статей 286, 287 АПК РФ у суда кассационной инстанции нет правовых оснований для переоценки данного вывода суда.
Кроме того, суд кассационной инстанции поддерживает вывод суда о неподведомственности спора с участием генерального директора Общества арбитражному суду и считает обоснованным прекращение производства по делу в части оспаривания постановления от 12.03.2009 N 10/021213-Д на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.05.2009 по делу N А56-16388/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.А.МИХАЙЛОВСКАЯ
Судьи
Т.В.КЛИРИКОВА
Е.О.МАТЛИНА
Темы: Применение кассовых аппаратов  
- 03.04.2024 В ФНС ответили, надо ли пробивать чек при передаче имущества бывшему участнику ООО
- 26.03.2024 В ФНС разъяснили, как хранить отчеты об открытии и закрытии смен ККТ
- 21.09.2023 В ФНС пояснили, как оформить чек при оплате товара бонусами
- 15.02.2024 Чек с тегом «Продажа в кредит»
- 22.08.2023 Как регистрировать онлайн‑кассу в налоговой в 2023: пошаговая инструкция
- 03.07.2023 Порядок оформления путевки как бланка строгой отчетности
- 10.04.2024 Письмо ФНС России от 29.03.2024 г. № ЗГ-2-20/4958
- 26.03.2024 Письмо ФНС России от 04.12.2023 г. № АБ-4-20/15194@
- 28.02.2024 Письмо Минфина России от 21.12.2023 г. № 30-01-15/124245
Комментарии