Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25 апреля 2007 г. Дело N А19-25407/06-51-Ф02-2090/07

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25 апреля 2007 г. Дело N А19-25407/06-51-Ф02-2090/07

Медицинские услуги по предварительным и периодическим медицинским осмотрам, предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры работников транспортных средств, поездов, локомотивных бригад, самоходного специального подвижного состава являются услугами по диагностике и профилактике заболеваний, непосредственно оказываемыми населению в рамках амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, и подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

26.10.2007  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 25 апреля 2007 г. Дело N А19-25407/06-51-Ф02-2090/07

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Первушиной М.А.,

судей: Новогородского И.Б., Парской Н.Н.,

при участии в судебном заседании представителей:

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу - Альт С.О. (доверенность от 11.01.2007), Чистяковой Ю.А. (доверенность от 11.01.2007),

негосударственного учреждения здравоохранения "Узловая больница на станции Вихоревка открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Тарасенко И.А. (доверенность от 13.11.2006), Ввозных Т.Ю. (доверенность от 13.11.2006),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу на решение от 20 декабря 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-25407/06-51 (суд первой инстанции: Тютрина Н.Н.),

УСТАНОВИЛ:

Негосударственное учреждение здравоохранения "Узловая больница на станции Вихоревка открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения от 05.10.2006 N 02.2-05.1-1238/2194.

Решением суда первой инстанции от 20 декабря 2006 года заявленные учреждением требования удовлетворены частично, решение налоговой инспекции признано недействительным в части пункта 1.1 в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 110131 рубля 87 копеек, по пункту 1.2 в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 88105 рублей 30 копеек, по пункту 2.1 в части уплаты налоговых санкций в размере 198237 рублей 17 копеек, налога на добавленную стоимость в размере 440528 рублей и пени в размере 39101 рубля 30 копеек. Также суд обязал налоговую инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, и принять по делу новое решение.

По мнению заявителя кассационной жалобы, так как заказчиками оказываемых учреждением услуг являлись юридические лица, то налогоплательщиком в поданной декларации по налогу на добавленную стоимость за январь 2006 года в разделе 4 "операции, не подлежащие налогообложению" необоснованно отражена стоимость реализованных медицинских услуг по проведению медицинских осмотров.

Также налоговая инспекция считает, что в случаях, если работодатель (организация) оплачивает медицинскому учреждению услуги по проведению предварительного медицинского осмотра лица, которое работодатель планирует принять на работу, то заказчиком услуг по проведению предварительного медицинского осмотра является организация (работодатель), следовательно, в данном случае услуги по проведению предварительного медицинского осмотра лица, принимаемого на работу, которые оплачиваются работодателем, реализуются медицинским учреждением организации (работодателю) и не являются услугами по диагностике, профилактике и лечению, оказываемым непосредственно населению, которые освобождены от обложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства РФ от 20.02.2001 за N 132. Организации, имеющие автотранспорт, являются заказчиками медицинских услуг по проведению предрейсовых осмотров водителей, следовательно, услуги по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств не относятся к видам услуг, реализация которых освобождена от обложения налогом на добавленную стоимость.

Кроме того, по мнению налоговой инспекции, так как учреждением не велся раздельный учет медицинских услуг, освобождаемых от налога на добавленную стоимость, и медицинских услуг, подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость, то применение судом положений статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации по освобождению от налога на добавленную стоимость медицинских услуг по проведению медицинских осмотров работников сторонних организаций в размере 2413134 рублей является необоснованным.

В отзыве на кассационную жалобу учреждение считает доводы, изложенные в ней, несостоятельными, ссылаясь на законность и обоснованность принятого судебного акта.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, налоговой инспекций проведена камеральная проверка представленной учреждением декларации по налогу на добавленную стоимость за январь 2006 года.

В ходе проведения проверки налоговой инспекцией установлен факт занижения налога на добавленную стоимость в размере 441717 рублей и налогооблагаемой базы в результате неправомерного применения льготы по налогу на добавленную стоимость в части медицинских услуг, оказываемых по предварительным и периодическим медицинским осмотрам, предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам работников транспортных средств, поездов, локомотивных бригад, самоходного специального подвижного состава - 270000 рублей налога на добавленную стоимость; в части оказания медицинских услуг населению по добровольному медицинскому страхованию - 166528 рублей налога на добавленную стоимость; в части коммунальных услуг по договору безвозмездного пользования - 736 рублей налога на добавленную стоимость; в части медицинских услуг, оказываемых населению согласно мемориальному ордеру, - 4453 рубля налога на добавленную стоимость.

Также учреждением в нарушение статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации несвоевременно представлена декларация по налогу на добавленную стоимость за январь 2006 года.

Решением от 05.10.2006 N 02.2-05.1-1238/2194 учреждение привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 110429 рублей, пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 88343 рублей. Кроме того, данным решением учреждению предложено уплатить налоговые санкции, налог на добавленную стоимость в размере 441717 рублей и пени в размере 39206 рублей 80 копеек, а также внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.

Учреждение, не согласившись с принятым решением, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании его недействительным.

Арбитражный суд, частично удовлетворяя требования учреждения, исходил из того, что налоговая инспекция не представила доказательств того, что учреждение оказывало медицинские услуги, подлежащие обложению налогом на добавленную стоимость.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы арбитражного суда законными, обоснованными и подтвержденными материалами дела.

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики вправе использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, в том числе врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг, при наличии соответствующей лицензии.

Согласно утвержденному постановлением Госстандарта России N 454-ст от 06.11.2001 "Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности" к медицинским услугам, в частности, относятся услуги, оказываемые в поликлиниках (поликлинических отделениях), к которым относятся услуги по профилактике болезней (медицинские осмотры, профилактические прививки).

В целях налогообложения к медицинским услугам относятся: услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию; услуги, оказываемые населению по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по Перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации N 132 от 20.02.2001; услуги по сбору у населения крови, оказываемые по договорам со стационарными лечебными учреждениями и поликлиническими отделениями; услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению; услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного; услуги патолого-анатомические; услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным.

Согласно указанному Перечню медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, к таковым относятся в том числе услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно-поликлинической (в том числе доврачебной) медицинской помощи, включая проведение медицинской экспертизы.

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.07.2005 N 487 "Об утверждении порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи" амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь включает в том числе проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, абортов, выявление ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых болезней и факторов риска; диагностику и лечение различных заболеваний и состояний, а также клинико-экспертную деятельность, включая экспертизу временной нетрудоспособности.

Материалами дела подтверждается, что учреждением по договорам с предприятиями оказывались услуги по предварительным и периодическим медицинским осмотрам, предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам работников транспортных средств, поездов, локомотивных бригад, самоходного специального подвижного состава. Оплата оказанных услуг производилась заказчиками по счетам-фактурам, выставляемым на основании актов сдачи-приемки на выполнение медицинских услуг. Полученный доход не включался учреждением в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации N 163 от 28.06.1993, медицинские осмотры относятся к услугам по профилактике болезней (код 081204 ОК 002-93).

Статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательные предварительные (при поступлении на работу) осмотры проводятся с целью определения пригодности работников для выполнения поручаемой работы, а периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся для предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями работники проходят внеочередные медицинские осмотры (обследования).

Прием на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения и федеральным органом власти в области соответствующего вида транспорта (статья 328 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 N 196-ФЗ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели обязаны проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей с привлечением работников органов здравоохранения.

Кроме того, согласно пункту 1 Инструкции о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств (приложение 9 Приказа Министерства здравоохранения СССР от 29.09.1989 N 555) предрейсовые медицинские осмотры водителей проводятся медицинским персоналом здравпунктов, организуемых при автопредприятиях и входящих в состав поликлиник, или медицинским персоналом по договорам предприятий с учреждениями здравоохранения о предоставлении сверх установленных норм медицинской помощи.

Средние медицинские работники и инспекторы осуществляют контроль за состоянием здоровья водителей перед выездом на линию и участвуют в проведении анализа дорожно-транспортных происшествий с целью выявления причин, зависящих от состояния здоровья водителей.

Согласно пункту 4 Инструкции при проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств в том числе решается вопрос о выявлении признаков временной нетрудоспособности водителей.

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.07.2005 N 487 "Об утверждении порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи" и постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2001 N 132 предрейсовые медицинские осмотры водителей относятся к услугам по диагностике и профилактике заболеваний, непосредственно оказываемым населению в рамках амбулаторно-поликлинической медицинской помощи.

Министерство здравоохранения Российской Федерации постановлением N 87 от 30.04.2003 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.2.1317-03", зарегистрированным в Минюсте РФ 20.05.2003 N 4576, утвердило профилактические мероприятия, в которые входит обследование декретированных контингентов, проводящееся в соответствии с нормативными документами по месту работы или жительства с обязательной отметкой в санитарной книжке в лабораториях лечебно-профилактических организаций, лабораториях центров Госсанэпиднадзора и других лабораториях, имеющих разрешение на данный вид деятельности в установленном порядке. Организация обследований декретированных контингентов и обслуживающего персонала возложена на руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей. Данным нормативным актом определен перечень работников, относящихся к декретированной группе работников.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 83 от 16.08.2004 в Приложении N 3 установлен порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, из которого следует, что предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу своей целью имеют определение соответствия состояния здоровья работника (освидетельствуемого) поручаемой ему работе, а периодические медицинские осмотры (обследования) - динамическое наблюдение за состоянием здоровья работников, своевременное выявление начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирование групп риска; выявление общих заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов; своевременное проведение профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников. Как предварительные, так и периодические медицинские осмотры (обследования) работников проводятся медицинскими организациями, имеющими лицензию на указанный вид деятельности.

Следовательно, указанная выше деятельность органов здравоохранения согласно части 2 статьи 17 Федерального закона N 128-ФЗ от 08.08.2001 "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию в соответствии с перечнем работ и услуг, устанавливаемым положениями о лицензировании указанных видов деятельности.

В силу пункта 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 499 от 04.07.2002, медицинская деятельность включает выполнение медицинских работ и услуг по оказанию доврачебной, скорой и неотложной, амбулаторно-поликлинической, санаторно-курортной, стационарной (в том числе дорогостоящей специализированной) медицинской помощи по соответствующим медицинским специальностям, включая проведение профилактических медицинских, диагностических и лечебных мероприятий и медицинских экспертиз, применение методов традиционной медицины, а также заготовку органов и тканей в медицинских целях.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 238 от 26.07.2002 "Об организации лицензирования медицинской деятельности", зарегистрированным в Минюсте РФ 11 октября 2002 года N 3856, утверждена Номенклатура работ и услуг по оказанию соответствующей медицинской помощи (в редакции, действовавшей в спорный период времени), в которой за N 06.33 названы работы и услуги по предварительным и периодическим медицинским осмотрам, за N 06.034 названы работы и услуги по предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильным выводам о том, что медицинские услуги по предварительным и периодическим медицинским осмотрам, предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры работников транспортных средств, поездов, локомотивных бригад, самоходного специального подвижного состава являются услугами по диагностике и профилактике заболеваний, непосредственно оказываемыми населению в рамках амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, и подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается налоговой инспекцией, что учреждение имеет лицензию N 99-01-000638 от 16.11.2004 на осуществление медицинской деятельности согласно перечню работ и услуг по оказанию медицинской помощи, перечисленной в приложении к данной лицензии, в числе которой учреждение имеет право на выполнение работ по оказанию услуг по предрейсовым медицинским осмотрам водителей, по предварительным и периодическим медицинским осмотрам водителей транспортных средств.

Доводы кассационной жалобы фактически аналогичны доводам, изложенным в оспариваемом учреждением решении налоговой инспекции, отзыве на заявление учреждения, они являлись предметом исследования арбитражного суда и им дана правильная юридическая оценка.

Учитывая изложенное, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что Арбитражный суд Иркутской области на основании части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всесторонне, полно исследовал имеющиеся в деле доказательства, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона, поэтому у суда кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют правовые основания для переоценки установленных судом обстоятельств и отмены вынесенного по делу судебного акта.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 20 декабря 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-25407/06-51 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 1000 рублей.

Арбитражному суду Иркутской области выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

М.А.ПЕРВУШИНА

Судьи:

И.Б.НОВОГОРОДСКИЙ

Н.Н.ПАРСКАЯ

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Темы: Льготы по НДС  

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок