Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23 июня 2009 г. N Ф04-3656/2009(9146-А46-23)

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23 июня 2009 г. N Ф04-3656/2009(9146-А46-23)

Правомерно взимание платы за приемку в эксплуатацию водомерных узлов учета у юридических лиц и приборов учета у населения, как с самостоятельной услуги, не включенной в состав тарифов на водоснабжение и водоотведения

08.07.2009  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 июня 2009 г. N Ф04-3656/2009(9146-А46-23)

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области на постановление от 20.03.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-15626/2008 по заявлению открытое акционерное общество "ОмскВодоканал" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области с участием третьих лиц - Департамента городской экономической политики Администрации г. Омска, Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска,

установил:

открытое акционерное общество "ОмскВодоканал" (далее - ОАО "ОмскВодоканал", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения от 11.07.2008 N 04/09-08 и предписания от 11.07.2008 N 04/09-08 Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - УФАС по Омской области, Управление) о нарушении антимонопольного законодательства.

Решением от 24.11.2008 Арбитражного суда Омской области в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.

Постановлением от 20.03.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение арбитражного суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт об удовлетворении требований ОАО "ОмскВодоканал".

В кассационной жалобе Управление просит отменить постановление апелляционной инстанции, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение судами норм материального права.

Не соглашаясь с выводами суда апелляционной инстанции, УФАС по Омской области заявляет, что приемка в эксплуатацию (опломбирование) водомерных узлов и приборов учета является частью услуг водоснабжения и водоотведения, следовательно, данные виды услуг не подлежат отдельной оплате, а входят с состав тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения. Таким образом, обществом было нарушено антимонопольное законодательство, запрещающее ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Обществом представлен отзыв на кассационную жалобу с возражениями на ее доводы.

В судебном заседании представители Управления и Общества поддержали свои доводы и возражения на доводы кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, проанализировал доводы заявителя и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 11.07.2008 года УФАС по Омской области вынесено решение N 04/09-08, которым действия ОАО "ОмскВодоканал" признаны нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).

Предписанием N 04/09-08 от 11.07.2008 Управление обязало ОАО "ОмскВодоканал":

1. Со дня получения предписания отменить взимание платы за приемку в эксплуатацию водомерных узлов и приборов учета, поскольку данный вид работ является составной частью услуг водоснабжения и водоотведения, подлежащих регулированию, а расходы на осуществление этой деятельности учтены в составе тарифов на водоснабжение и водоотведение.

2. Перечислить в федеральный бюджет доход, полученный в результате нарушения антимонопольного законодательства от оказания работ по приемке в эксплуатацию водомерных узлов и приборов учета в период с 01.01.2008 года по дату получения предписания.

3. Информацию о размере дохода, подлежащего перечислению в федеральный бюджет по пункту 1.2 предписания, о выполнении предписания сообщить в УФАС по Омской области в двухнедельный срок со дня получения предписания.

Считая, что решение и предписание антимонопольного органа не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Оставляя без изменения постановление апелляционной инстанции о признании решения и предписания УФАС по Омской области, суд кассационной инстанции исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснил, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Содержание терминов "водоснабжение" и "канализация" определяется нормами действующих Государственного стандарта СССР ГОСТ 25151-82 (СТ СЭВ 2084-80) "Водоснабжение. Термины и определения", утвержденного Постановлением Госстандарта СССР от 25.02.1982 N 830, Государственного стандарта СССР ГОСТ 25150-82 "Канализация. Термины и определения", утвержденного Постановлением Госстандарта СССР от 24.02.1982 N 805, и Государственного стандарта СССР ГОСТ 19185-73 "Гидротехника. Основные понятия".

В соответствии с пунктом 7 и пунктом 9 таблицы ГОСТ 19185-73 под "водоснабжением" понимается подача воды потребителям, а под "канализацией" - отведение бытовых, промышленных и ливневых сточных вод.

Пунктом 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167) установлено, что под "водоснабжением" понимается технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды, а под "водоотведением" - технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации.

Следовательно, суд апелляционной инстанции правомерно отметил, что в содержание понятий (терминов) "водоснабжение" и "водоотведение (канализация)" не включены ни приемка в эксплуатацию водомерных узлов, ни приемка в эксплуатацию приборов учета.

То обстоятельство, что в качестве самостоятельного вида деятельности услуга приемки водомерных узлов у юридических лиц и приборов учета расхода воды у граждан нормативными правовыми актами, в том числе, ОКВЭД-029-2007 и ОКУН-002-93 не предусмотрена, не может служить основанием включения рассматриваемой услуги в состав услуг водоснабжения и водоотведения.

Арбитражный суд апелляционной инстанции правильно отметил, что в данном случае антимонопольным органом допущено необоснованное расширение вида экономической деятельности, указанного в ОКВЭД 029-2007, в то время как самим Общероссийским классификатором не предусмотрено такой возможности.

ОКУН 002-2002-93 в составе услуги водоснабжения и водоотведения (код 042200) предусматривает установку (монтаж), наладку, ремонт и обслуживание приборов учета расхода воды, но не предусматривает в качестве услуги приемку водомерных узлов и приборов учета расхода воды, в связи с чем, также не может быть расширительно истолкован для включения в него услуги, не предусмотренной самим ОКУН 002-2002-93.

Обществом представлены доказательства выполнения работ по приемке узлов и приборов учета также иными лицами, не осуществляющими деятельность по водоснабжению и водоотведению.

Действующим законодательством в области коммунального хозяйства, в том числе Правилами N 167, а также Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), допускается оплата коммунальных услуг, которыми в настоящем случае являются водоснабжение и водоотведение, на основе усредненных показателей без применения приборов учета воды, в связи с чем, само водоснабжение и водоотведение может осуществляться и осуществляется без приборов учета потребленной энергии.

Таким образом, действующее законодательство не относит работы по приемке узлов и приборов учета воды к составной (неотъемлемой) части услуги водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов - подлежат регулированию.

На основании Закона N 210-ФЗ орган местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок согласовывает производственную программу организации коммунального комплекса, которая представляет собой программу деятельности указанной организации по обеспечению ею товаров (оказания услуг) в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод и включает мероприятия по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры.

Постановлением мэра города Омска от 28.12.2006 N 380-п "О внесении изменения в постановление мэра города Омска от 3 мая 2006 года N 135-п "Об утверждении порядка регулирования тарифов и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса" предусмотрено, что департамент городского хозяйства администрации города Омска проверяет обоснованность производственной программы, обоснованность расчета тарифов и на основании представленных документов дает заключение об экономической обоснованности расходов, учитываемых при формировании и расчете тарифов, после чего направляет согласованную производственную программу и свое заключение в департамент городской экономической политики администрации города Омска, который устанавливает тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса.

Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения на период с 1 января по 31 декабря 2008 года ОАО "ОмскВодоканал" установлены Постановлением мэра города Омска от 28.11.2007 N 902-п.

ОАО "ОмскВодоканал" была разработана и представлена в Департамент городского хозяйства администрации г. Омска производственная программа по разделам обосновывающая расходы, учитываемые при формировании тарифов на регулируемые виды услуг.

В соответствии с утвержденными генеральным директором ОАО "ОмскВодоканал" калькуляциями, основными статьями затрат, формирующими стоимость услуг по приемке в эксплуатацию водомерных узлов и индивидуальных приборов учета, являются заработная плата (с начислениями) мастера водомерного участка, транспортные расходы (а/м ГАЗ-2752), накладные расходы, рентабельность.

Рекомендациями по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденного Приказом Государственного Комитета РФ по строительной, архитектурной жилищной политике от 22.03.1999 N 66 (далее -Рекомендации по нормированию труда работников ВКХ) предусмотрено, что работы по приемке в эксплуатацию приборов учета не предусмотрены перечнем работ по реализации и учету водопотребления и водоотведения по абонентам.

Примерный перечень работ, предусмотренный Рекомендациями по нормированию труда работников ВКХ, включает контроль правильности снятия абонентами показаний средств измерений и предоставления ими сведений об объемах полученной воды (сброшенных сточных вод).

Из программы обеспечения персонала человеческими ресурсами, представленной Обществом в Департамент городского хозяйства администрации г. Омска для установления тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на 2008 год, не следует, что оплата труда мастеров абонентской службы по приемке приборов учета и водомерных узлов производится за счет утвержденных тарифов.

Согласно пункту 22 Правил N 307 собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

В соответствии с пунктом 7 Правил N 307 показания индивидуальных (внутриквартирных) приборов учета используются не для расчетов с энергоснабжающей организацией, а для распределения между собственниками помещений в многоквартирном доме общего объема (количества) потребленной воды.

В силу пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам предоставляет управляющая компания на основании договора, заключаемого компанией с каждым собственником.

Следовательно, собственники квартир не являются непосредственными абонентами Общества, и приемка приборов учета правомерно осуществляется Обществом на возмездной основе.

При таких обстоятельствах, выводы суда апелляционной инстанции о правомерном взимании платы за приемку в эксплуатацию водомерных узлов учета у юридических лиц и приборов учета у населения, как с самостоятельной услуги, не включенной в состав тарифов на водоснабжение и водоотведения, соответствуют нормам действующего законодательства и обстоятельствам дела.

Оснований для переоценки выводов суда апелляционной инстанции у суда кассационной инстанции не имеется.

Федеральный законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ были внесены изменения в пункт 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины.

Законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.

Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины судом апелляционной инстанции правомерно взысканы с УФАС по Омской области.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

постановление от 20.03.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-15626/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Суфиянова Татьяна
Суфиянова Татьяна

Российский налоговый портал

Ошибки риэлтора могут помешать получению имущественного вычета

При совершении сделок при покупке или продаже жилья советую быть внимательным при подписании договора купли-продажи. В противном случае покупатель не сможет вернуть НДФЛ в полном размере.

12
Легкая судьба электронных документов в суде

Бухгалтерские документы отражают важную информацию о хозяйственной деятельности организации.