Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Московского округа от 24 февраля 2009 г. N КА-А40/454-09

Постановление ФАС Московского округа от 24 февраля 2009 г. N КА-А40/454-09

Медсанчасть является объектом наземной инфраструктуры аэропорта. Поэтому расходы на медсанчасть признаются в общем порядке, а не по ст.275.1 НК РФ

11.03.2009  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 февраля 2009 г. N КА-А40/454-09

Дело N А40-12166/08-117-43

Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2009 г.

Полный текст постановления изготовлен 24 февраля 2009 г.

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего- судьи Чучуновой Н.С.

судей Бочаровой Н.Н., Дудкиной О.В.

при участии в заседании:

от истца (заявителя): Н.Е.А. дов. от 26.12.2008 г. N 48

от ответчика: Ч.Е.И. дов. от 26.12.2008 г. N 03-03\5, Ш.А.Н. дов. от 26.12.2008 г. N 03-03\8

от третьего лица

рассмотрев 16 февраля 2009 г. в судебном заседании кассационную жалобу

Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6

на решение от 21 августа 2008 г.

Арбитражного суда г. Москвы

принятое судьей Дзюба Д.И.

на постановление от 5 ноября 2008 г. N 09-АП-13388\2008-АК

Девятого арбитражного апелляционного суда

принятое судьями Румянцевым П.В., Яковлевой Л.Г., Сафроновой М.С.

по иску (заявлению) ОАО "Международный аэропорт Шереметьево"

о признании недействительным решения в части

к Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6

установил:

Открытое акционерное общество "Международный аэропорт Шереметьево" (налогоплательщик, заявитель, общество) обратилась в арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными решения Межрегиональной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 6 (налоговый орган, инспекция) от 14.01.2008 г. N 763 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения".

В соответствии со ст. 49 АПК РФ заявленные требования были уточнены, ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" просит признать недействительным решение Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 от 14.01.2008 г. N 763 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части п. 2, 3 резолютивной части указанного решения, и соответствующей описательной части.

Решением арбитражного суда г. Москвы от 21 августа 2008 г. заявленные требования удовлетворены. Признаны недействительными пункты 2, 3 резолютивной части решения Межрегиональной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 6 от 14.01.2008 г. N 763 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" и соответствующую им мотивировочную часть решения, как противоречащее в указанной части Налоговому кодексу Российской Федерации.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 5 ноября 2008 г. решение арбитражного суда г. Москвы от 21 августа 2008 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба Межрегиональной Инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 - без удовлетворения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам подана кассационная жалоба, в которой просит отменить решение арбитражного суда г. Москвы от 21 августа 2008 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 5 ноября 2008 г. по основаниям несоответствия выводов суда, содержащихся в решении, постановлении фактическим обстоятельствам, установленным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, неправильного применения норм материального права, принять новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований отказать.

В обоснование доводов налоговая инспекция указала, что при проведении проверки установлено, что ОАО "Международный аэропорт "Шереметьево" осуществляет обязательные медицинские осмотры, предусмотренные для работников определенных профессий; оказывает медицинские услуги сторонним физическим и юридическим лицам на платной основе, а также работникам общества (в том числе и на безвозмездной основе.)

Согласно ст. 275-1 НК РФ (в редакции Федерального закона от 6.06.2005 г. N 58-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2006 г.) налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производят и хозяйств, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.

Для целей главы 25 НК РФ к обслуживающим производствам и хозяйствам относятся подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию товаров, работ, услуг как своим работникам, так и сторонним лицам.

Согласно ч. 4 ст. 275-1 к объектам социально-культурной сферы относятся, в том числе, объекты здравоохранения.

Медико-санитарная часть ОАО "Международный аэропорт "Шереметьево" является его структурным подразделением.

С 1 января 2006 г. обязанность определять налоговую базу от налоговой базы по иным видам деятельности устанавливается в отношении всех подразделений налогоплательщика, осуществляющих услуги, связанные с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, вне зависимости от того, обособлено такое подразделение от самого налогоплательщика или находится с ним на одной территории. При этом порядок учета убытков, полученных таким подразделением, распространяется на убытки, связанные с оказанием услуг как работникам организаций, так и сторонним лицам.

При этом убытки от деятельности таких подразделений учитываются в особом порядке и только при одновременном выполнении ряда условий, предусмотренных ст. 275-1 НК РФ.

Если не выполняется хотя бы одно из указанных условий, то убыток, полученный налогоплательщиком при осуществлении деятельности, связанных с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, налогоплательщик вправе перенести на срок, не превышающий десять лет, и направить на его погашение только прибыль, полученную при осуществлении указанных видов деятельности.

По итогам 2006 г. от осуществления медицинской деятельности заявителем получен убыток в размере 8 586 451 руб.

Условия, установленные ст. 275-1 НК РФ при осуществлении медицинской деятельности обществом не учитывались, иначе определение налоговой базы по этой деятельности осуществлялось бы им отдельно от доходов и расходов по иным видам деятельности, то есть, как установлено названной статьей Налогового кодекса Российской Федерации.

Следовательно, убыток, полученный от осуществления медицинской деятельности, не признается для целей налогообложения прибыли в 2006 г.

Имеющиеся в деле документы (договоры, счета-фактуры, платежные поручения) подтверждают, что на балансе медсанчасти общества находятся поликлиника и медпункты, которые осуществляют установленный законом предрейсовый контроль водителей собственных транспортных средств, оказывают первую неотложную помощь, а также оказывают указанные услуги сторонним лицам (платные услуги по проведению профилактических осмотров по договорам, заключенным с другими юридическими лицами, платные медицинские услуги (медицинское обследование, диагностика) физическим лицам по договорам медицинского обслуживания.

Так как медсанчасть относится к объектам, признаваемым обслуживающими производствами и хозяйствами и налоговый учет по ее деятельности должен вестись с соблюдением требований ст. 275-1 НК РФ, которые не выполнялись обществом, то убыток, полученный от осуществления деятельности этого объекта, не должен учитываться в составе расходов по налогу на прибыль за 2006 г.

Согласно п. 2 ст. 274 НК РФ налогоплательщик должен вести раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с главой 25 НК РФ предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.

Поскольку заявитель не вел раздельный учет доходов (расходов) по операциям, связанным с медицинской деятельностью (кроме стоматологических услуг), расходы на содержание медпунктов не могут быть признаны обоснованными и подлежащими включению в состав расходов, связанных с производством реализацией в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ.

В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.

ОАО "Международный аэропорт "Шереметьево" в судебное заседание явился, с доводами кассационной жалобы не согласен по основаниям, указанным в отзыве на кассационную жалобу.

В обоснование возражений заявитель указал, что общество в 2006 г. ошибочно, за исключением сумм расходов на предоставление услуг ортопедии и услуг стоматологического кабинета, не учитывало в целях налогообложения прибыли сумму расходов на содержание медсанчасти в размере 15 694 121 руб., в связи с чем ОАО "Международный аэропорт "Шереметьево" в соответствии со ст. ст. 54, 80, 81 НК РФ подало в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.

В соответствии с п. 7 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией относятся расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ, расходы на гражданскую оборону в соответствии с законодательством РФ, а также расходы, на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.

ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" относится к организации гражданской авиации, и наличие медсанчасти, как структурного подразделения организации гражданской авиации, обусловлено требованиями действующего законодательства РФ.

Медсанчасть является объектом наземной инфраструктуры общества (включает в себя поликлинику и врачебные здравпункты), обеспечивающим безопасность полетов путем проведения в соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых актов РФ различных видов обязательных периодических медицинских осмотров.

Медицинское обеспечение авиационного персонала и других работников аэропорта (авиационных специалистов), обеспечивающих безопасность полетов, является необходимым условием обеспечения безопасности полетов.

Согласно ст. 3 Устава общества предоставление медицинского обслуживания, скорой медицинской помощи пассажирам и экипажам воздушных судов, работникам общества, сторонним организациям и физическим лицам за плату и бесплатно, осуществление фармацевтической деятельности относится к основному виду деятельности общества и связано с обслуживанием как российских, так и иностранных организаций в соответствии с заключенными договорами. У ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" имеется лицензия на осуществление медицинской деятельности.

С учетом указанных обстоятельств суд первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что деятельность медсанчасти не может быть признана деятельностью обслуживающих производств и хозяйств в соответствии со ст. 275.1 НК РФ, так как предоставление медицинского обслуживания как сторонним организациям, так и собственным работникам, обусловлено требованиями действующего законодательства РФ и является основным видом деятельности общества.

Письмом Министерства транспорта РФ от 24.01.2003 г. определены особенности медицинских подразделений организаций гражданской авиации (медсанчасти здравпункты, медицинские службы), указанные подразделения входят в состав организаций гражданской авиации, включены в единый технологический процесс авиаперевозок и обеспечения безопасности полетов.

Обществом представлены документы, подтверждающие расходы на содержание медсанчасти - регистры расходов подразделений МСЧ, регистры начисления заработной платы работникам МСЧ, регистры начисления обязательных взносов, регистры начисления амортизации основных средств; указанные расходы внесены в состав производственных расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль за 2006 г.

ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" просит оставить без изменения решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.08.2008 г. и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 5.11.2008 г.

Законность судебных актов проверяется в порядке ст. ст. 284, 286 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6, проверив материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Судом первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждено, что 16.07.2007 г. ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" представила в Межрегиональную Инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2006 г. (л.д. 58 - 79 т. 1) В указанной декларации общество уменьшило налоговые обязательства по налогу на прибыль за 2006 г., включен в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль за 2006 г. затраты на содержание медико-санитарной части (МСЧ) в сумме 15 694 121 руб.

На основании представленной налоговой декларации Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам проведена камеральная проверка, по результатам которой вынесен акт N 423 от 30 октября 2007 г. и вынесено решение N 763 от 14 января 2008 г. "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" (л.д. 43 - 51 т. 1). Указанным решением ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль за 2006 г. в сумме 1 718 300 руб. (п. 2); внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета (п. 3).

Указанное решение налоговой инспекции правомерно признано недействительным судом первой и апелляционной инстанций в части начисления налога на прибыль в сумме 1 718 300 руб., предложения внести в бухгалтерский учет исправления.

Из материалов дела следует и правильно установлено судом первой и апелляционной инстанций заявитель в 2006 г. ошибочно, за исключением сумм расходов на предоставление услуг ортопедии и стоматологических услуг, не учитывало в целях налогообложения сумму расходов на содержание медсанчасти в размере 15 694 121 руб., что подтверждается регистром расходов по медсанчасти, не учитываемых в целях налогообложения налога на прибыль в 2006 г.

В соответствии с п. 7 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией относятся расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ, расходы на гражданскую оборону в соответствии с законодательством РФ, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.

В силу норм действующего законодательства Российской Федерации на аэропорты возложена обязанность организации и обеспечения безопасности полетов.

Согласно п. 1 Федеральных Авиационных Правил "Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации", утвержденных Приказом Минтранса России от 22 апреля 2002 г. N 50 обязательному медицинскому освидетельствованию подлежат:

- члены летного экипажа: пилоты коммерческой авиации (самолет и вертолет), линейные пилоты авиакомпании, штурманы, бортинженеры бортмеханики, бортрадисты, летчики-наблюдатели;

- специалисты, осуществляющие управление движением воздушных судов в воздухе (диспетчер);

- члены кабинного экипажа: бортоператоры и бортпроводники;

- пилоты авиации общего назначения: пилоты любители, пилоты-планеристы, пилоты свободного аэростата, парашютисты, пилоты сверхлегких летательных аппаратов.

Статьей 1 Приложения N 14 к указанным Правилам установлено, что допуск к полетам (управлению воздушным движением) по состоянию здоровья членов экипажей гражданских воздушных судов РФ и диспетчеров управления воздушным движением осуществляется на предполетном (предсменном) медицинском осмотре в ходе предполетного (предсменного) контроля готовности к полетам. Предполетный медицинский осмотр членов экипажей гражданских воздушных судов и предсменный медицинский осмотр диспетчеров управления воздушным движением перед заступлением на дежурство проводится медицинскими работниками гражданской авиации (врач, фельдшер) в помещении здравпункта организации гражданской авиации.

В соответствии с подп. 1, 9 п. 1 Устава ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" основными видами деятельности общества являются:

Обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов, в том числе обеспечение взлета-посадки воздушных судов, аэродромное обеспечение, электросветотехническое обеспечение полетов, обеспечение обслуживания (управления воздушного движения, организация обеспечения авиационной безопасности, организация обеспечения безопасности полетов).

Предоставление медицинского обслуживания, скорой медицинской помощи пассажирам и экипажам воздушных судов, работникам общества, сторонним организациям и физическим лицам за плату и бесплатно, осуществление фармацевтической деятельности.

В соответствии с требованиями Федерального закона N 128-ФЗ от 8.08.2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" у общества имеется лицензия на осуществление медицинской деятельности (л.д. 90 - 96 т. 1, 147 - 150, л.д. 1 - 2 т. 2).

Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" относится к организациям гражданской авиации, и наличие медсанчасти, как структурного подразделения организации гражданской авиации, обусловлено требованиям действующего законодательства Российской Федерации.

Медсанчасть является объектом наземной инфраструктуры общества, включает в себя поликлинику и врачебные здравпункты и обеспечивает безопасность полетов путем проведения в соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых актов РФ различных видов обязательных периодических медицинских осмотров.

Особенности медицинских подразделений организаций гражданской авиации (медсанчасти, здравпункты, медицинские службы) определены Письмом Министерства транспорта РФ от 24.01.2003 г., согласно которому указанные подразделения входят в состав организаций гражданской авиации, в том числе учебных заведений, включены в систему централизованного управления и единый технологический процесс осуществления авиаперевозок и обеспечения безопасности полетов, не автономны по характеру своего функционирования и выполняют функции по обеспечению безопасности полетов, медицинскому обеспечению полетов и определению годности лиц авиационного персонала к выполнению профессиональных обязанностей по состоянию здоровья (л.д. 126 т. 1).

С учетом указанных обстоятельств суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что деятельность медсанчасти не может быть признана деятельностью обслуживающих производств и хозяйств в соответствии со ст. 275.1 НК РФ, так как предоставление медицинского обслуживания, как собственным работникам, так и сторонним организациям является основным видом деятельности общества в соответствии с Уставом и обусловлено требованиями действующего законодательства. При этом расходы ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" на содержание объектов медсанчасти являются расходами, непосредственно связанными с осуществлением основного вида деятельности и относятся к прочим расходам, связанным с производством, которые должны учитываться при определении налогооблагаемой базы при исчислении налога на прибыль за 2006 г.

Налогооблагаемая прибыль правомерно уменьшена обществом на суммы расходов на оплату труда работников медсанчасти и суммы налогов, исчисленные от фонда оплаты труда, материальные и иные расходы, связанные с осуществлением возложенных функций (за исключением расходов на стоматологические услуги) как расходы, связанные с осуществлением основных видов деятельности. В соответствии с требованиями ст. 252 НК РФ расходы общества документально подтверждены, в материалы дела в подтверждение расходов представлены регистры расходов подразделений МСЧ, регистры начисления заработной платы работникам МСЧ, регистры начисления обязательных взносов, штатное расписание, регистры начисления амортизации на основные средства (л.д. 102, 103 - 117, 120 - 121, 5 - 26 т. 2)

В нарушение ст. 88 НК РФ налоговой инспекцией при проведении проверки у общества не запрашивались документы и пояснения о выполнении требований ст. 275.1 НК РФ.

Судом первой и апелляционной инстанций правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, правильно применены нормы материального и процессуального права.

Оснований для отмены судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.

Руководствуясь ст. 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение арбитражного суда г. Москвы от 21 августа 2008 г. по делу N А40-30150/08-141-98, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 5 ноября 2008 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 - без удовлетворения.

Председательствующий:

ЧУЧУНОВА Н.С.

Судьи:

БОЧАРОВА Н.Н.

ДУДКИНА О.В.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок