Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11 сентября 2008 г. по делу N А56-3652/2007

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11 сентября 2008 г. по делу N А56-3652/2007

Расходы на списание и утилизацию излишних и неликвидных товарно-материальных ценностей уменьшают налог на прибыль. Документ о списании может быть составлен организацией в форме любого официального документа властно-распорядительного характера, утвержденного должностным лицом организации и имеющего обязательную силу: приказа, постановления, распоряжения и т.д.

28.10.2008  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 сентября 2008 г. по делу N А56-3652/2007

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Корабухиной Л.И., Морозовой Н.А., при участии от открытого акционерного общества "ГОЗ Обуховский завод" Ходоровой О.В. (доверенность от 06.07.2007 N 121), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Санкт-Петербургу Иваняк Г.В. (доверенность от 03.03.2008 N 16/05828), рассмотрев 09.09.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Санкт-Петербургу на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2008 по делу N А56-3652/2007 (судьи Будылева М.В., Горбачева О.В., Загараева Л.П.),

установил:

открытое акционерное общество "ГОЗ Обуховский завод" (далее - Общество, ОАО "ГОЗ Обуховский завод") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными подпункта 2.2 пункта 2, подпунктов 3.1 и 3.3 пункта 3, подпунктов 1 и 4 пункта 6, пункта 7 решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 23.01.2007 N 602410/3.

Решением суда первой инстанции от 30.01.2008 заявление Общества удовлетворено.

Постановлением апелляционного суда от 11.06.2008 решение суда от 30.01.2008 отменено в части признания недействительным пункта 7 решения Инспекции от 23.01.2007 N 602410/3 по эпизоду неправомерного применения ОАО "ГОЗ Обуховский завод" льготы по налогу на имущество в отношении амортизируемого имущества по перечню, определенному приложением N 2 к акту проверки от 28.12.2006 N 602410. В этой части Обществу отказано в удовлетворении заявления. В остальной части решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить постановление от 11.06.2008 в части удовлетворения требований ОАО "ГОЗ Обуховский завод" и принять по делу новое решение.

В судебном заседании представитель Инспекции просил удовлетворить кассационную жалобу, ссылаясь на доводы, приведенные в оспариваемом налогоплательщиком решении. Представитель Общества просил оставить жалобу без удовлетворения, считая выводы, содержащиеся в постановлении от 11.06.2008, соответствующими нормам материального и процессуального права, а также фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.

Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную проверку соблюдения ОАО "ГОЗ Обуховский завод" законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2004 по 31.12.2005, в ходе которой выявила ряд нарушений, о чем составлен акт от 28.12.2006 N 602410.

По результатам проверки налоговым органом принято решение от 23.01.2007 N 602410/3 о доначислении Обществу 12 459 791 руб. налогов, начислении 1 681 644 руб. пеней и о привлечении его к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 НДС) и по налогу на имущество.

Апелляционный суд частично отменил решение суда первой инстанции, признав неправомерным применение ОАО "ГОЗ Обуховский завод" льготы по налогу на имущество. В остальной части апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.

Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает, что постановление апелляционного суда не подлежит отмене с учетом следующего.

В ходе проверки налоговым органом установлено (подпункт 2.2 пункта 2 решения от 23.01.2007 N 602410/3), что при исчислении налога на прибыль за 2005 год Общество в нарушение пункта 1 документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 счета-фактуры.

Суды признали недействительным решение Инспекции по данному эпизоду, указав на то, что нереальность взыскания дебиторской задолженности определяется самостоятельно хозяйствующим субъектом, который руководствуется совокупностью объективных обстоятельств, сложившихся в процессе его деятельности.

Кассационная инстанция не находит оснований для отмены постановления апелляционного суда по данному эпизоду с учетом следующего.

Согласно подпункту 2 пункта 2 счета-фактуры, позволяющие установить факт истечения трехгодичного срока давности, определенного НДС).

В результате проверки налоговым органом сделан вывод о занижении Обществом базы, облагаемой НДС, на 1 825 125 руб. в 2004 году и на 3 165 426 руб. в 2005 году и, соответственно, о неуплате им 328 522 руб. НДС за 2004 год и 569 777 руб. - за 2005 год, в связи с неправомерным применением льготы, предусмотренной подпунктом 10 пункта 2 НДС.

Оспаривая решение Инспекции по данному эпизоду, ОАО "ГОЗ "Обуховский завод" указывает на то, что Общество не осуществляло реализацию коммунальных услуг, а выполняло функции по сбору с проживающих в жилых помещениях средств на оплату этих услуг и перечисляло эти средства обслуживающим организациям.

Согласно подпункту 1 пункта 1 НДС.

Реализацией товаров, работ, услуг организацией признается передача на возмездной основе результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (НДС.

Вывод Инспекции о необоснованном применении ОАО "ГОЗ "Обуховский завод" льготы, предусмотренной подпунктом 10 пункта 2 НДС является неправомерным, поэтому оспариваемое решение налогового органа по данному эпизоду обоснованно признано судами незаконным.

Согласно подпункту 1 пункта 6 решения Инспекции от 23.01.2007 N 602410/3, в 2004 - 2005 годах ОАО "ГОЗ "Обуховский завод" осуществляло научно-исследовательские и конструкторские работы (далее - НИОКР) за счет средств бюджета, в связи с чем применяло льготу, предусмотренную подпунктом 16 пункта 3 НДС операций по выполнению НИОКР.

В результате проверки Инспекция сделала вывод о занижении Обществом базы, облагаемой НДС, на 192 119 руб. в 2004 году и на 5 128 072 руб. в 2005 году, и, соответственно, о неуплате им 34 581 руб. НДС за 2004 год и 923 053 руб. - за 2005 год в связи с неправомерным применением льготы, предусмотренной подпунктом 16 пункта 3 НДС следующие операции: выполнение НИОКР за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение НИОКР учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров.

Из приведенной нормы следует, что освобождение от обложения НДС распространяется на операции по выполнению НИОКР, финансируемые за счет средств определенных бюджетов или выполняемые учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров.

В пункте 6.14 Методических рекомендаций по применению главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, разъяснено, что при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ организациями любой формы собственности и ведомственной принадлежности и индивидуальными предпринимателями за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством внебюджетных фондов министерств, ведомств и ассоциаций от уплаты НДС освобождаются как основные исполнители, занятые выполнением указанных работ, так и их соисполнители.

Судами установлено, что в ходе проверки Общество представило в Инспекцию договоры на выполнение НИОКР, заключенные с ОАО "КБСМ", ФГУП "ЦК БТМ", согласно которым ОАО "ГОЗ "Обуховский завод" является соисполнителем этих работ.

Представленными в материалы дела справками финансового органа об открытии финансирования этих работ за счет соответствующих бюджетов подтверждается финансирование НИОКР по каждому договору за счет средств государственного бюджета.

Фактическое осуществление расчетов Общества с ОАО "КБСМ" и ФГУП "ЦК БТМ" подтверждается представленными в материалы дела актами сверок, платежными поручениями, актами взаимозачетов, актами приема-передачи векселей банка в счет оплаты выполненных работ.

Поскольку выполнение НИОКР за счет средств бюджетов относится к операциям, не подлежащим налогообложению (освобожденным от налогообложения), суды правильно указали на то, что порядок и формы расчетов Общества (соисполнителя) с исполнителями этих работ не являются основанием для неприменения заявителем льготы, предусмотренной подпунктом 16 пункта 3 НДС 0 процентов.

По условиям контракта оплата продукции произведена двумя авансовыми платежами по 31 108 785 руб. (платежные поручения от 28.04.2005 N 251 и от 29.08.2005 N 899). Таким образом, Обществу перечислено 62 217 570 руб. в счет предстоящей поставки товара по контракту от 20.10.2005 N 10Sp-462-(14/25).

Руководствуясь положениями подпункта 1 пункта 1 НДС по авансовым или иным платежам, полученным организациями-экспортерами в счет предстоящих поставок товаров, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев, и перечня товаров, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев (далее - Порядок), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 N 602, ОАО "ГОЗ "Обуховский завод" не исчислило и не уплатило НДС со всей суммы авансовых платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров по контракту от 20.10.2005 N 10Sp-462-(14/25).

В декларации по НДС по ставке 0 процентов за декабрь 2005 года ОАО "ГОЗ "Обуховский завод" отразило выручку от реализации только в сумме 25 737 570 руб. и заявило к вычету 708 841 руб. 56 коп.

В результате проверки Инспекция сделала вывод о неправомерном неисчислении и неуплате Обществом 6 566 400 руб. НДС за декабрь 2005 года с выручки в сумме 36 480 000 руб. (62 217 570 руб. - 25 737 570 руб.). По мнению налогового органа, ОАО "ГОЗ "Обуховский завод" необоснованно применило положения подпункта 1 пункта 1 НДС за декабрь 2005 года у него отсутствовал документ, подтверждающий длительность производственного цикла изготовления реализуемого на экспорт товара, однако признали, что ОАО "ГОЗ "Обуховский завод" правомерно не исчислило и не уплатило НДС с авансовых платежей, применив положения подпункта 1 пункта 1 НДС, только в случае представления в НДС базу при выполнении налогоплательщиком условия о подтверждении длительности производственного цикла изготовления товаров документом, выданным уполномоченными государственными органами (в период спорных правоотношений - Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации).

Как видно из материалов дела, на момент представления Обществом декларации по НДС за декабрь 2005 года у заявителя отсутствовал документ, подтверждающий длительность производственного цикла изготовления реализуемого на экспорт товара.

Вместе с тем в ходе проверки ОАО "ГОЗ "Обуховский завод" представило в Инспекцию заключение Управления по боевой ракетной технике Федерального космического агентства от 18.04.2006, которым подтверждается, что длительность производственного цикла изготовления товаров (запасных частей для атомных электростанций), реализуемых Обществом по контракту от 20.10.2005 N 10Sp-462-(14/25), заключенному им с государственным предприятием "Игналинская атомная электростанция" (Висагинас, Литва), составляет 8 месяцев. При этом в заключении указано, что код ТН ВЭД на всю продукцию - 8401 40 000 0.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2006 N 468 "Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления (выполнения, оказания) которых составляет свыше 6 (шести) месяцев" (далее - Постановление N 468) Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации, Федеральному агентству по атомной энергии и Федеральному космическому агентству с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти поручено разработать и утвердить порядок выдачи документа, подтверждающего длительность производственного цикла товаров (работ, услуг).

Во исполнение Постановления N 468 Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации, Федеральным агентством по атомной энергии и Федеральным космическим агентством разработан и утвержден приказом от 26.10.2006 N 265/508/124 Порядок выдачи документа, подтверждающего длительность производственного цикла товаров (работ, услуг). Указанным Порядком не предусматривается представление налогоплательщиком документа, подтверждающего длительность производственного цикла изготовления реализуемых на экспорт товаров (работ, услуг), одновременно с налоговой декларацией за соответствующий налоговый период.

Согласно пункту 5 Постановления N 468 действие этого Постановления распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2006.

В силу пункта 5 НДС должна быть представлена налогоплательщиком в НДС за декабрь 2005 года представляется в январе 2006 года, а именно не позднее 20.01.2006, то на дату представления Обществом такой декларации действовало Постановление N 468.

Пунктом 2 Порядка, разработанного на основании Постановления N 468 и утвержденного приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, Федерального агентства по атомной энергии и Федерального космического агентства от 26.10.2006 N 265/508/124, предусмотрено, что документ, подтверждающий длительность производственного цикла товаров (работ, услуг), выдается Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации в двухнедельный срок со дня обращения на основании следующих представляемых налогоплательщиками-изготовителями документов, к числу которых относится заключение федерального органа исполнительной власти (в том числе Федерального космического агентства и др.) о длительности производственного цикла изготовления товара (работы, услуги) по соответствующим видам товаров (работ, услуг) с указанием их наименования, кода ОКП (ОКВЭД), срока изготовления, наименования организации-изготовителя.

Таким образом, представленное Обществом заключение Федерального космического агентства от 18.04.2006 выдано уполномоченным органом.

Представление ОАО "ГОЗ "Обуховский завод" вместе с декларацией по НДС по ставке 0 процентов за декабрь 2005 года документов, предусмотренных НДС базу за декабрь 2005 года авансовые платежи, полученные им в счет предстоящей поставки указанных товаров.

Кассационная инстанция считает, что дело рассмотрено апелляционным судом полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, поэтому оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2008 по делу N А56-3652/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.

Председательствующий

В.В.ДМИТРИЕВ

Судьи

Л.И.КОРАБУХИНА

Н.А.МОРОЗОВА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок