Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Московского округа 19 марта 2008 г. N КА-А40/1702-08

Постановление ФАС Московского округа 19 марта 2008 г. N КА-А40/1702-08

Сведения в установленной форме о доходах физических лиц, полученных в налоговом периоде, и суммах начисленных и удержанных в этом периоде налогов не являются налоговой декларацией по смыслу ст. 80 НК РФ

22.04.2008  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 марта 2008 г. N КА-А40/1702-08

Дело N А40-28489/07-98-168

Резолютивная часть постановления объявлена 13.03.2008

Полный текст постановления изготовлен 19.03.2008

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего - судьи Власенко Л.В.

судей Долгашевой В.А., Русаковой О.И.

при участии в заседании:

от заявителя: И., дов. от 18.06.07 г.

от ответчика: Е., дов. от 23.01.08 г. N 05-11/01032

рассмотрев 13.03.08 г. в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 47 по г. Москве

на решение от 21.09.07 г.

Арбитражного суда г. Москвы

принятое Котельниковым Д.В.

на постановление от 04.12.07 г. N 09АП-15635/2007-АК

Девятого арбитражного апелляционного суда

принятое Крекотневым С.Н., Седовым С.П., Яремчук Л.А.

по заявлению Иностранной организации "СУММА ТУРИЗМ ЯТЫРЫМДЖЫЛЫГЫ АНОНИМ ШИРКЕТИ" (Турция)

о признании недействительным решения

к Межрайонной инспекции ФНС России N 47 по г. Москве

установил:

Иностранная организация СУММА ТУРИЗМ ЯТЫРЫМДЖЫЛЫГЫ АНОНИМ ШИРКЕТИ обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 47 по г. Москве от 31.05.2007 N 1024 о приостановлении операций по банковским счетам заявителя на основании п. 3 ст. 76 НК РФ в связи с непредставлением налоговым агентом в установленные законом сроки во исполнение требований п. 2 ст. 230 НК РФ сведений установленной формы о доходах физических лиц в отчетном периоде, суммах начисленных и удержанных в этом периоде налогов на доходы физических лиц. При этом на момент обращения заявителя в суд оспариваемый ненормативный правовой акт Инспекции отменен ее же решением от 08.06.2007 N 4506.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 21.09.2007, оставленным без изменения постановление Девятого арбитражного суда апелляционной инстанции от 04.12.2007, заявленное требование удовлетворено в связи с незаконностью оспариваемого ненормативного правового акта по причине отсутствия правовых оснований для его вынесения.

Законность и обоснованность судебных актов проверяются в порядке ст. 284 АПК РФ в связи с кассационной жалобой Инспекции, в которой НДФЛ установленной формы имеет характер налоговой декларации по смыслу ст. 80 НК РФ.

В представленных письменных пояснениях к кассационной жалобе Инспекция указывает на нарушение арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, приводя доводы, аналогичные изложенным в кассационной жалобе.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал требования кассационной жалобы, представитель заявителя возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в обжалуемых судебных актах.

В соответствии с п. 3 ст. 76 НК РФ решение о приостановлении операций налогоплательщика - организации и налогоплательщика - индивидуального предпринимателя по их счетам в банке может приниматься налоговым органом в случае непредставления этими налогоплательщиками налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока представления такой декларации, а также в случае отказа от представления налогоплательщиком - организацией и налогоплательщиком - индивидуальным предпринимателем налоговых деклараций.

В соответствии с п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Пунктом 2 ст. 230 НК РФ установлена обязанность налоговых агентов представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц, полученных в налоговом периоде, и суммах начисленных и удержанных в этом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Удовлетворяя заявленное требование, суды правильно исходили из того, что сведения в установленной форме о доходах физических лиц, полученных в налоговом периоде, и суммах начисленных и удержанных в этом периоде налогов не являются налоговой декларацией по смыслу ст. 80 НК РФ; статьей 80 НК РФ предусмотрено представление налогоплательщиком налоговой декларации и расчетов; таким образом, невозможно отождествлять отчетность налогового агента по НДФЛ с налоговой декларацией; в этой связи у налогового органа отсутствовали правовые основания для приостановления на основании п. 3 ст. 76 НК РФ операций по банковским счетам налогового агента по причине непредставления им в нарушение п. 2 ст. 230 Кодекса отчетности по НДФЛ, а соответствующее решение налогового органа является незаконным.

Суд при этом правильно руководствовался нормой, содержащейся в п. 7 ст. 3 НК РФ "Об основных началах законодательства о налогах и сборах", согласно которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов); понимание отчетности налогового агента по НДФЛ, представляемой в установленной форме, как налоговой декларации по смыслу ст. 80 НК РФ влечет для него негативные последствия в виде возможности применения к налоговому агенту правовых санкций, предусмотренных п. 3 ст. 76 НК РФ для налогоплательщика, не представившего налоговую декларацию, поэтому такое понимание в силу п. 7 ст. 3 НК РФ недопустимо.

Вывод суда соответствует также принципу правовой определенности, вытекающему из конституционного принципа юридического равенства, который в налоговых отношениях преломляется в закрепленном п. 1 ст. 3 НК РФ требовании равенства налогообложения. В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 266-О из названного принципа равенства налогообложения следует, что в Российской Федерации как правовом государстве законы о налогах должны содержать четкие и понятные нормы; формальная определенность налоговых норм предполагает их достаточную точность, чем обеспечивается их правильное понимание и применение; иное может привести к не согласующемуся с конституционными принципами правового государства и юридического равенства произвольному и дискриминационному их применению государственными органами и должностными лицами в их отношениях с налогоплательщиками.

В этой связи, учитывая, что вынесенный в отсутствие правовых оснований ненормативный правовой акт в любом случае является незаконным, суды обоснованно отклонили как не имеющий правового значения довод Инспекции о неисполнении налоговым агентом имеющейся у него обязанности по представлению установленных п. 2 ст. 230 НК РФ сведений.

Удовлетворяя заявленное требование, суды исходили из наличия установленных ч. 1 ст. 198 АПК РФ оснований признания оспариваемого ненормативного правового акта незаконным - несоответствие этого акта закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности, - ввиду того, что налоговый орган, приняв противоречащий закону ненормативный правовой акт, тем самым нарушил права заявителя; в этой связи отсутствует необходимость исследования дополнительных доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя.

С учетом изложенного суд кассационной инстанции отклоняет довод кассационной жалобы Инспекции со ссылкой на ч. 1 ст. 198 АПК РФ о том, что производство по данному делу подлежало прекращению при его рассмотрении судебными инстанциями в порядке п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ по причине отсутствия предмета оспаривания в связи с тем, что оспариваемое решение налогового органа не действует на момент обращения иностранной организации в суд с соответствующим заявлением, поскольку данное обстоятельство не означает, что права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности не затрагивались ненормативным правовым актом в течение периода его действия.

При этом суд кассационной инстанции признает несостоятельной приводимую Инспекцией в обоснование вышеизложенного довода ссылку на Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов".

В указанном Информационном письме Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации даны разъяснения относительно применения процессуальных норм при проверке законности нормативных правовых актов, в то время как предметом оспаривания по настоящему делу является ненормативный акт государственного органа. В этой связи суды не должны были руководствоваться данными разъяснениями.

При таких обстоятельствах не имеется оснований к отмене обжалуемых решения и постановления.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 284 - 289 АПК РФ,

постановил:

решение от 21.09.2007 Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 04.12.2007 Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-28489/07-98-168 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 47 по г. Москве - без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции ФНС России N 47 по г. Москве в доход федерального бюджета гос. пошлину за подачу кассационной жалобы в размере 1 000 руб.

Председательствующий - судья

Л.В.ВЛАСЕНКО

Судьи:

В.А.ДОЛГАШЕВА

О.И.РУСАКОВА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Суфиянова Татьяна
Суфиянова Татьяна

Российский налоговый портал

Ошибки риэлтора могут помешать получению имущественного вычета

При совершении сделок при покупке или продаже жилья советую быть внимательным при подписании договора купли-продажи. В противном случае покупатель не сможет вернуть НДФЛ в полном размере.

12
Легкая судьба электронных документов в суде

Бухгалтерские документы отражают важную информацию о хозяйственной деятельности организации.