Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Поволжского округа от 18 октября 2007 г. по делу N А65-1821/2007

Постановление ФАС Поволжского округа от 18 октября 2007 г. по делу N А65-1821/2007

Суммы НДС, если они документально подтверждены, подлежат возмещению в пределах установленного законом срока (в течение трех лет после окончания соответствующего налогового периода - п. 2 ст. 173 НК РФ) вне зависимости от того, в каком налоговом периоде налогоплательщик-экспортер заявил о своем праве на такое возмещение.

24.01.2008  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 октября 2007 г. по делу N А65-1821/2007

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан, г. Казань,

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.03.2007 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2007 по делу N А65-1821/2007

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сделай Своими руками - Казань", г. Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан о признании незаконным решения от 11.01.2007 N 02-01-13/20р,

третье лицо: ООО "ОБИ Франчайзинговый центр", г. Химки,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Сделай Своими Руками - Казань" (далее - заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан (далее - НДС за июнь 2006 года.

Основанием для отказа налоговым органом в применении налоговых вычетов по НДС в размере 6989423 руб. 74 коп. послужило то обстоятельство, что по представленным счетам-фактурам и товарным накладным товары получены и оприходованы налогоплательщиком в более ранних налоговых периодах - январе - май 2006 года, а налоговый вычет применен в более позднем налоговом периоде - в июне 2006 года.

Суды первой и апелляционной инстанций признали обоснованной позицию налогоплательщика в данной части, указав на то, что налоговое законодательство не ограничивает его право на применение налогового вычета в более поздний налоговый период, чем в тот, в котором возникло данное право с учетом всех условий на применение вычета.

Данный вывод следует признать основанным на правильном применении норм материального права.

Согласно пункту 1 статьи 173 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с главой 21 НК РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, а также в отношении товаров, приобретаемых для перепродажи.

Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику, после принятия на учет товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

В силу пункта 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.

Таким образом, право на налоговый вычет возникает у налогоплательщика с момента получения соответствующих счетов-фактур.

Судебными инстанциями установлено и материалами дела подтверждено, что спорные счета-фактуры за товар, полученный и оприходованный в январе - мае 2006 года были получены заявителем от поставщиков только в июне 2006 года, что подтверждено журналом регистрации полученных от поставщиков счетов-фактур за июнь 2006 года и книгой покупок (т. 2, л. д. 70 - 89). Установлено также, что оплата товаров, работ, услуг производилась не на основании счетов-фактур, а на основании договора коммерческой концессии N 8, оприходование осуществлялось на основании товарных накладных.

Поскольку налоговые вычеты по указанным счетам-фактурам не были применены в предыдущих налоговых периодах в силу отсутствия данных счетов-фактур у заявителя на момент составления налоговых деклараций по НДС за соответствующие налоговые периоды, налогоплательщик правомерно применил налоговые вычеты по счетам-фактурам в том налоговом периоде, в котором эти счета-фактуры фактически были получены.

Ссылка судебных инстанций на то, что налоговое законодательство не содержит норм, ограничивающих право налогоплательщика на применение налогового вычета в более поздний период по сравнению с периодом получения и оприходования товара, основана на правильном толковании и применении норм главы 21 НК РФ.

В Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.03.2007 N 16086/06, от 27.03.2007 N 14229/06 отражена правовая позиция Президиума применительно к вопросу о возмещении НДС при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) в таможенном режиме экспорта, согласно которой суммы НДС, если они документально подтверждены, подлежат возмещению в пределах установленного законом срока (в течение трех лет после окончания соответствующего налогового периода - п. 2 ст. 173 НК РФ) вне зависимости от того, в каком налоговом периоде налогоплательщик-экспортер заявил о своем праве на такое возмещение.

С учетом изложенного выводы судов первой и апелляционной инстанций об обоснованности позиции налогоплательщика и заявленных им требований о признании незаконным оспариваемого решения налогового органа, следует признать правомерными.

Доводы, приведенные налоговым органом в кассационной жалобе относительно существа спора подлежат отклонению, поскольку уже являлись предметом исследования и оценки судебных инстанций.

Что касается доводов налогового органа относительно необходимости прекращения производства по арбитражному делу в части требований заявителя, касающихся той части оспариваемого решения налогового органа, которая была фактически отменена УФНС России по Республике Татарстан (на сумму 3212630 руб. 91 коп.) в соответствии с вынесенным им решением от 20.03.2007 N 95, то данные доводы также подлежат отклонению судом кассационной инстанции.

Как следует из положений статей 137 - 139 НК РФ, акты налоговых органов могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган или в суд. Причем подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

В соответствии со статьей 140 НК РФ по итогам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган вправе: оставить жалобу без удовлетворения; отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку; отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении; изменить решение и вынести новое решение.

Порядок рассмотрения арбитражными судами дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных и иных (в том числе налоговых) органов, установлен в главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).

Из статей 197 и 198 АПК РФ следует, что налогоплательщик вправе обжаловать ненормативный акт налогового органа путем подачи в суд заявления о признании такого акта недействительным.

Согласно статье 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.

Таким образом, правовые последствия решений, принимаемых в пользу налогоплательщика налоговым органом и судом, различны. Отмена (изменение в соответствующей части) решения налогового органа означает прекращение действия такого решения на будущее, признание решения недействительным влечет признание его недействующим с момента принятия, свидетельствует о незаконности решения с момента его вынесения.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной им в Информационном письме от 22.12.2005 N 99 (п. 18) отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя.

С учетом изложенного, предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены, изменения судебных актов по делу отсутствуют.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, судебная коллегия кассационной инстанции

постановила:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 марта 2007 года и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 июня 2007 года по делу N А65-1821/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Хитров Дмитрий
Хитров Дмитрий

Компания «Электронный арбитраж»

Почему в суд выгодно представлять именно электронные документы?

Право и возможность подачи электронных документов в суд предоставлено в России давно. Однако по старинке стороны ходят на заседания с большими папками бумажных документов вместо планшетов или ноутбуков. Почему?

Суфиянова Татьяна
Суфиянова Татьяна

Российский налоговый портал

Ошибки риэлтора могут помешать получению имущественного вычета

При совершении сделок при покупке или продаже жилья советую быть внимательным при подписании договора купли-продажи. В противном случае покупатель не сможет вернуть НДФЛ в полном размере.

24