Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Поволжского округа от 18 октября 2007 г. по делу N А65-1821/2007

Постановление ФАС Поволжского округа от 18 октября 2007 г. по делу N А65-1821/2007

Суммы НДС, если они документально подтверждены, подлежат возмещению в пределах установленного законом срока (в течение трех лет после окончания соответствующего налогового периода - п. 2 ст. 173 НК РФ) вне зависимости от того, в каком налоговом периоде налогоплательщик-экспортер заявил о своем праве на такое возмещение.

24.01.2008  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 октября 2007 г. по делу N А65-1821/2007

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан, г. Казань,

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.03.2007 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2007 по делу N А65-1821/2007

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сделай Своими руками - Казань", г. Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан о признании незаконным решения от 11.01.2007 N 02-01-13/20р,

третье лицо: ООО "ОБИ Франчайзинговый центр", г. Химки,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Сделай Своими Руками - Казань" (далее - заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан (далее - НДС за июнь 2006 года.

Основанием для отказа налоговым органом в применении налоговых вычетов по НДС в размере 6989423 руб. 74 коп. послужило то обстоятельство, что по представленным счетам-фактурам и товарным накладным товары получены и оприходованы налогоплательщиком в более ранних налоговых периодах - январе - май 2006 года, а налоговый вычет применен в более позднем налоговом периоде - в июне 2006 года.

Суды первой и апелляционной инстанций признали обоснованной позицию налогоплательщика в данной части, указав на то, что налоговое законодательство не ограничивает его право на применение налогового вычета в более поздний налоговый период, чем в тот, в котором возникло данное право с учетом всех условий на применение вычета.

Данный вывод следует признать основанным на правильном применении норм материального права.

Согласно пункту 1 статьи 173 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с главой 21 НК РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, а также в отношении товаров, приобретаемых для перепродажи.

Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику, после принятия на учет товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

В силу пункта 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.

Таким образом, право на налоговый вычет возникает у налогоплательщика с момента получения соответствующих счетов-фактур.

Судебными инстанциями установлено и материалами дела подтверждено, что спорные счета-фактуры за товар, полученный и оприходованный в январе - мае 2006 года были получены заявителем от поставщиков только в июне 2006 года, что подтверждено журналом регистрации полученных от поставщиков счетов-фактур за июнь 2006 года и книгой покупок (т. 2, л. д. 70 - 89). Установлено также, что оплата товаров, работ, услуг производилась не на основании счетов-фактур, а на основании договора коммерческой концессии N 8, оприходование осуществлялось на основании товарных накладных.

Поскольку налоговые вычеты по указанным счетам-фактурам не были применены в предыдущих налоговых периодах в силу отсутствия данных счетов-фактур у заявителя на момент составления налоговых деклараций по НДС за соответствующие налоговые периоды, налогоплательщик правомерно применил налоговые вычеты по счетам-фактурам в том налоговом периоде, в котором эти счета-фактуры фактически были получены.

Ссылка судебных инстанций на то, что налоговое законодательство не содержит норм, ограничивающих право налогоплательщика на применение налогового вычета в более поздний период по сравнению с периодом получения и оприходования товара, основана на правильном толковании и применении норм главы 21 НК РФ.

В Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.03.2007 N 16086/06, от 27.03.2007 N 14229/06 отражена правовая позиция Президиума применительно к вопросу о возмещении НДС при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) в таможенном режиме экспорта, согласно которой суммы НДС, если они документально подтверждены, подлежат возмещению в пределах установленного законом срока (в течение трех лет после окончания соответствующего налогового периода - п. 2 ст. 173 НК РФ) вне зависимости от того, в каком налоговом периоде налогоплательщик-экспортер заявил о своем праве на такое возмещение.

С учетом изложенного выводы судов первой и апелляционной инстанций об обоснованности позиции налогоплательщика и заявленных им требований о признании незаконным оспариваемого решения налогового органа, следует признать правомерными.

Доводы, приведенные налоговым органом в кассационной жалобе относительно существа спора подлежат отклонению, поскольку уже являлись предметом исследования и оценки судебных инстанций.

Что касается доводов налогового органа относительно необходимости прекращения производства по арбитражному делу в части требований заявителя, касающихся той части оспариваемого решения налогового органа, которая была фактически отменена УФНС России по Республике Татарстан (на сумму 3212630 руб. 91 коп.) в соответствии с вынесенным им решением от 20.03.2007 N 95, то данные доводы также подлежат отклонению судом кассационной инстанции.

Как следует из положений статей 137 - 139 НК РФ, акты налоговых органов могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган или в суд. Причем подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

В соответствии со статьей 140 НК РФ по итогам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган вправе: оставить жалобу без удовлетворения; отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку; отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении; изменить решение и вынести новое решение.

Порядок рассмотрения арбитражными судами дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных и иных (в том числе налоговых) органов, установлен в главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).

Из статей 197 и 198 АПК РФ следует, что налогоплательщик вправе обжаловать ненормативный акт налогового органа путем подачи в суд заявления о признании такого акта недействительным.

Согласно статье 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.

Таким образом, правовые последствия решений, принимаемых в пользу налогоплательщика налоговым органом и судом, различны. Отмена (изменение в соответствующей части) решения налогового органа означает прекращение действия такого решения на будущее, признание решения недействительным влечет признание его недействующим с момента принятия, свидетельствует о незаконности решения с момента его вынесения.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной им в Информационном письме от 22.12.2005 N 99 (п. 18) отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя.

С учетом изложенного, предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены, изменения судебных актов по делу отсутствуют.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, судебная коллегия кассационной инстанции

постановила:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 марта 2007 года и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 июня 2007 года по делу N А65-1821/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок