Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28 мая 2003 года Дело N А13-9668/02-19

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28 мая 2003 года Дело N А13-9668/02-19

Инспекция произвела зачет имевшейся у Общества переплаты по НДС не в счет недоимки по другим налогам, а в счет уплаты пеней по этому же налогу, что противоречит положениям пункта 5 статьи 78 НК РФ.

17.10.2007  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 мая 2003 года Дело N А13-9668/02-19

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Пастуховой М.В., Клириковой Т.В., при участии от открытого акционерного общества "Северсталь" менеджера Ядрихинского С.А. (доверенность от 02.09.2002 N 9-356Д), старшего менеджера Князевой Н.С. (доверенность от 11.09.2002 N 9-375Д), рассмотрев 22.05.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 06.02.2003 по делу N А13-9668/02-19 (судья Потеева А.В.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Северсталь" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области (далее - Инспекция) по проведению зачета излишне уплаченных 14022290 рублей 37 копеек налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в счет погашения пеней по этому же налогу, о признании отсутствующей задолженности по пеням в сумме 14022290 рублей 37 копеек и об обязании налогового органа восстановить на лицевом счете указанную сумму НДС как уплаченную.

Решением от 06.02.2003 суд, указав на преюдициальное значение для рассмотрения данного спора вступившего в законную силу решения арбитражного суда от 04.11.2002 по делу N А13-567/02-19, на основании пункта 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) признал незаконными действия Инспекции по проведению зачета пеней и обязал налоговый орган восстановить на лицевом счете Общества 14022290 рублей 37 копеек.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявления. По мнению налогового органа, обжалуемые заявителем действия Инспекции осуществлены с соблюдением требований, предъявляемых статьей 78 НК РФ к порядку и условиям проведения зачета недоимки.

В судебном заседании представители Общества просили судебный акт оставить без изменения.

Инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке, и кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Согласно материалам дела Инспекция направила Обществу уведомление от 09.08.2002 N 19-19 о зачете в порядке статьи 78 НК РФ 14022290 рублей 37 копеек переплаты по НДС (основные платежи) в счет погашения пеней по этому же налогу.

Обжалуя в судебном порядке действия Инспекции по проведению зачета, Общество указало на отсутствие у налогового органа в данном случае полномочий на осуществление в порядке статьи 78 НК РФ зачета в счет погашения задолженности по пеням, поскольку организация не подавала заявления на его проведение. Кроме того, Общество сослалось на установленный вступившим в законную силу решением арбитражного суда от 04.11.2002 по делу N А13-567/02-19 факт отсутствия задолженности по пеням.

Кассационная инстанция считает, что суд правомерно решением от 06.02.2003 признал незаконными действия налогового органа по зачету 14022290 рублей 37 копеек переплаты по НДС в счет погашения пеней по этому же налогу.

Согласно пункту 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном положениями этой статьи. При этом пунктом 4 статьи 78 НК РФ установлено, что зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется по решению налогового органа, принятому на основании письменного заявления налогоплательщика.

Пунктом 5 статьи 78 НК РФ предусмотрено право налогового органа также на основании заявления налогоплательщика принять решение о направлении суммы излишне уплаченного налога на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. В счет уплаты налога (сбора) или уплаты пеней сумма излишне уплаченного налога может быть направлена только по заявлению налогоплательщика.

Судом первой инстанции установлен и налоговым органом не оспаривается тот факт, что Инспекция 07.08.2002 произвела зачет имевшейся у Общества переплаты по НДС не в счет недоимки по другим налогам, а в счет уплаты пеней по этому же налогу, что противоречит положениям пункта 5 статьи 78 НК РФ.

В то же время, как указывает Инспекция в дополнении к отзыву на заявление Общества (листы дела 26 - 27) и в кассационной жалобе, задолженность Общества по пеням по НДС в сумме 15895115 рублей 37 копеек была восстановлена налоговым органом в лицевом счете налогоплательщика 31.07.2002 на основании постановления Арбитражного суда Вологодской области от 21.06.2002 по делу N А13-567/02-19. Данным постановлением признаны незаконными действия Инспекции по проведению в мае и августе 2000 года зачета названной суммы НДС, подлежащего возмещению из бюджета, в счет погашения задолженности по пеням.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.08.2002 отменено постановление Арбитражного суда Вологодской области от 21.06.2002 по делу N А13-567/02-19 в части признания незаконными действий налогового органа по проведению зачета 15895115 рублей 37 копеек с направлением дела в этой части на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Вступившим в законную силу решением арбитражного суда от 04.11.2002 по делу N А13-567/02-19 обжалованные действия Инспекции признаны незаконными в связи с отсутствием у Общества задолженности по пеням.

Инспекция, восстановив названную сумму как задолженность по пеням, в период с 01.08.2002 по 05.08.2002 произвела их перерасчет, в связи с чем сумма задолженности уменьшилась и составила 14022290 рублей 37 копеек, действия по проведению зачета которых и оспариваются налогоплательщиком по настоящему делу.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции в решении по настоящему делу правомерно в соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) указал на преюдициальное значение для рассмотрения данного спора решения арбитражного суда от 04.11.2002 по делу N А13-567/02-19. Иных доводов, кроме наличия задолженности по пеням на лицевом счете Общества, Инспекция в жалобе не приводит.

Поскольку доводы жалобы сводятся к переоценке установленных судом фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не соответствует полномочиям кассации, то кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции.

Руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 06.02.2003 по делу N А13-9668/02-19 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области - без удовлетворения.

Председательствующий

АСМЫКОВИЧ А.В.

Судьи

ПАСТУХОВА М.В.

КЛИРИКОВА Т.В.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок