Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Определения / Определение ВАС РФ от 28 апреля 2010 г. N ВАС-1810/10

Определение ВАС РФ от 28 апреля 2010 г. N ВАС-1810/10

17.05.2010  

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 апреля 2010 г. N ВАС-1810/10

О ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ

ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Першутова А.Г., судей Зарубиной Е.Н., Муриной О.Л. рассмотрела в судебном заседании заявление Инспекции ФНС России по городу Златоусту Челябинской области (пр. Мира, д. 37, г. Златоуст, 456227) от 12.01.2010 N 05-17/00116 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Челябинской области от 14.05.2009 по делу N А76-5012/2009-46-26, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 03.11.2009 по тому же делу по заявлению Златоустовского городского отделения Челябинской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов "Новозлатоустовское" (ул. Урицкого, 11-77, г. Златоуст, 456217) к Инспекции ФНС России по городу Златоусту Челябинской области о признании недействительным решения инспекции от 05.12.2008 N 4066.

Суд

установил:

Инспекцией ФНС России по городу Златоусту Челябинской области (далее - инспекция, налоговый орган) проведена камеральная налоговая проверка корректирующей налоговой декларации по единому социальному налогу за 2007 год Златоустовского городского отделения Челябинской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов "Новозлатоустовское" (далее - организация).

По результатам проверки составлен акт от 26.09.2008 N 3063 и с учетом представленных налогоплательщиком возражений от 20.10.2008 N 201 и дополнений к указанным возражениям от 05.12.2008 N 245 налоговым органом принято решение от 05.12.2008 N 4066 о привлечении организации к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в виде штрафа в размере 979 348 рублей. Кроме того, указанным решением организации предложено уплатить единый социальный налог в сумме 6 320 132 рублей и пени в сумме 569 924 рубля 60 копеек.

Основанием для принятия указанного решение явился вывод инспекции о неправомерном применении организацией налоговой льготы, установленной подпунктом 2 пункта 1 статьи 239 Кодекса.

Не согласившись с названным решением налогового органа, организация обратилась в арбитражный суд.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 14.05.2009 требование организации удовлетворено.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 03.11.2009 оставил решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, инспекция просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, коллегия судей считает, что настоящее дело подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для проверки оспариваемых судебных актов в порядке надзора.

Как установлено судами, Златоустовское городское отделение Челябинской общественной организации Всероссийского общества инвалидов "Новозлатоустовское" зарегистрировано как общественная организация инвалидов, среди его членов численность инвалидов составляет не менее 80 процентов.

Деятельность организации осуществлялась на основании Положения, согласованного с Главой администрации города Златоуста и зарегистрированного Правлением Челябинского областного отделения Всероссийского общества инвалидов 26.12.1998, Устава Челябинской областной общественной организации инвалидов Всероссийского общества инвалидов, Устава и программы Всероссийского общества инвалидов.

Согласно пункту 1.3.1 указанного Положения целями деятельности организации является защита прав и интересов инвалидов, обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах общественной жизни, а также интеграция инвалидов в общество.

В соответствии с пунктом 1.3.3 Положения к видам деятельности организации относится, в том числе, и предпринимательская деятельность, направленная на обеспечение уставных задач.

В проверяемом периоде налогоплательщик осуществлял предпринимательскую деятельность в виде организации перевозок грузов, пассажиров, оказания платных услуг населению, а также производства общестроительных работ.

С учетом названных обстоятельств суды пришли к выводу, что организация вправе применять налоговую льготу по единому социальному налогу, поскольку соблюдены все условия, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 239 Кодекса: организация создана в соответствии с действующим законодательством в качестве общественной организации инвалидов; среди ее членов инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов; сумма выплат и иных вознаграждений не превышает 100 000 рублей в течение налогового периода на каждого отдельного работника.

При этом судами не учтено следующее.

Согласно статье 117 Гражданского кодекса Российской Федерации общественные организации являются некоммерческими организациями.

В пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" указано, что некоммерческой является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы.

Другими словами, предпринимательская деятельность общественного объединения, в том числе созданного в форме общественной организации, должна носить дополнительный характер, выражающийся в том, чтобы способствовать созданию материальной базы, которая позволила бы более эффективно реализовать свои уставные цели.

Между тем, приказом руководителя организации от 10.12.1998 созданы участок "Транспортный", производственный и строительный отделы для осуществления предпринимательской деятельности (услуги по перевозке пассажиров и грузов, платные услуги населению, общестроительные работы). Какой-либо другой деятельности, связанной с выполнением возложенных Положением и Уставом целей и задач, указанные структурные подразделения организации не осуществляли. Для осуществления предпринимательской деятельности организацией привлекались физические лица, не являющиеся членами организации, с которыми заключались трудовые договоры.

Согласно данным формы 4-ФСС РФ за 2007 год среднесписочная численность работающих в организации составила 762 человека (в том числе 14 инвалидов или 1,8 процента от среднесписочной численности работающих), из которых 742 человека (в том числе 13 инвалидов), не являющихся членами организации, заняты в предпринимательской деятельности, в то время, как всего лишь 20 человек (в том числе 1 инвалид) заняты в сфере уставной деятельности. Фонд оплаты труда работников за 2007 год составил 57 562 280 рублей, из которых заработная плата работников, принятых по трудовым договорам и занятых в предпринимательской деятельности, составила 56 623 869 рублей или 98,4 процента в общем фонде заработной платы отделения. При этом заработная плата работающих инвалидов составила 525 094 рубля или 0,9 процента в общем фонде заработной платы.

По данным бухгалтерского учета организации в 2007 году показатель "выручка от реализации" составил 126 616 000 рублей, себестоимость реализованных услуг составила 175 594 000 рублей, убыток от оказания услуг по перевозке, покрытый за счет дотации из бюджета, составил 48 978 000 рублей. Прочие расходы организации составили 10 652 000 рублей. При этом расходы, направленные на реализацию социальных программ, составили всего лишь 1 635 000 рублей или 0,9 процента от общей суммы затрат. Удельный вес суммы расходов, направленных на цели, указанные в Положении, в 2007 году от общей суммы выручки составил 1,2 процента.

В то же время налоговая выгода в виде льготы по уплате единого социального налога в 3, 9 раза превысила сумму средств, направленных на достижение уставных целей.

Вместе с тем, налоговая выгода может быть признана обоснованной с учетом правовых позиций, изложенных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды". При этом следует учитывать, что использование в предпринимательской деятельности статуса общественной организации инвалидов может осуществляться преимущественно для достижения уставных целей, а не для каких-то иных, связанных с получением налоговой выгоды.

Однако указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что основной целью предпринимательской деятельности организации фактически являлось получение доходов, а не обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах общественной жизни и общественную интеграцию инвалидов.

Кроме того, Управлением Федеральной регистрационной службы по Челябинской области и Прокуратурой Челябинской области виды предпринимательской деятельности, осуществляемой организацией, признаны несоответствующими ее уставным целям и задачам, о чем было указано соответственно в акте от 04.04.2007 N 294 и предписании от 08.08.2008 N 7/1-82-08.

Таким образом, общественная организация, для которой деятельность, связанная с получением дохода, является приоритетной по отношению к общественной деятельности не вправе применять льготу, предусмотренную подпунктом 2 пункта 1 статьи 239 Кодекса.

Такая позиция, изложена, в частности, в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21.11.2007 по делу N А55-18001/06, Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.05.2009 по делу N А32-14334/2008-26-227.

Учитывая то, что оспариваемые судебные акты свидетельствуют о нарушении единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм налогового права, коллегия судей усматривает основания для передачи дела в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора.

Руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд

определил:

передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А76-5012/2009-46-26 Арбитражного суда Челябинской области для пересмотра в порядке надзора решения от 14.05.2009, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 03.11.2009 по указанному делу.

Предложить лицам, участвующим в деле, представить отзывы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на заявление о пересмотре в порядке надзора до 28.05.2010.

Председательствующий судья

А.Г.ПЕРШУТОВ

Судья

Е.Н.ЗАРУБИНА

Судья

О.Л.МУРИНА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Легкая судьба электронных документов в суде

Бухгалтерские документы отражают важную информацию о хозяйственной деятельности организации.

Суфиянова Татьяна
Суфиянова Татьяна

Российский налоговый портал

Как открыть для себя «Личный кабинет налогоплательщика»?

Если у вас нет еще доступа в ваш «Личный кабинет», то советую сделать