Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Определения / Определение ВАС РФ от 12 марта 2010 г. N ВАС-17977/09

Определение ВАС РФ от 12 марта 2010 г. N ВАС-17977/09

Поскольку в подтверждение права на применение налоговой ставки 0% необходимо представить документы, подтверждающие вывоз товаров за пределы таможенной территории, оформляемые с учетом указанных особенностей, общество "Трансойл" не располагало и не могло располагать указанными в пп.4 п.1 и пп.4 п.4 ст.165 НК РФ документами и поэтому не вправе претендовать на применение указанной налоговой ставки, в силу чего оно обоснованно указало в счетах-фактурах налоговую ставку 18%

23.04.2010  

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 12 марта 2010 г. N ВАС-17977/09

о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Вышняк Н.Г., судей Бациева В.В. и Тумаркина В.М. рассмотрела в судебном заседании заявления открытого акционерного общества "Сургутнефтегаз" (ул. Кукуевицкого, д. 1, г. Сургут, Тюменская обл., 628415) и общества с ограниченной ответственностью "Трансойл" (Петроградская наб., д, 18А, Санкт-Петербург, 197046) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 03.03.2009 по делу N А40-87551/08-151-394, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 03.12.2009 по тому же делу по заявлению открытого акционерного общества "Сургутнефтегаз" (далее - общество "Сургутнефтегаз") о признании частично недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (просп. Мира, ВВЦ, стр. 194, Москва, 129223) от 30.10.2008 N 52-21-14/1096 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и о возврате обществу "Сургутнефтегаз" уплаченных им 121 307 793 рублей налога на добавленную стоимость, 10 002 912 рублей 88 копеек пеней и 24 261 558 рублей штрафа (л.д.14 т.1).

Другие лица, участвующие в деле:

общество с ограниченной ответственностью "Сургутэкс" (далее - общество "Сургутэкс") (ул. Подковырова, д. 37, Санкт-Петербург, 197136);

общество с ограниченной ответственностью "Трансойл" (далее - общество "Трансойл") (Петроградская наб., д. 18А, Санкт-Петербург, 197046).

Суд установил:

Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - инспекция) по результатам выездной налоговой проверки общества "Сургутнефтегаз" за период с 01.01.2006 по 31.12.2007 вынесено решение от 30.10.2008 N 52-21-14/1096 (далее - решение инспекции) (л.д.20,26 т.1).

Решение инспекции в части доначисления 121 307 793 рублей налога на добавленную стоимость, начисления на указанную сумму 10 002 912 рублей 88 копеек пеней и привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в виде взыскания 24 261 558 рублей штрафа, а также отказа в предоставлении 121 307 793 рублей налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, предъявленных обществом "Сургутэкс" по счетам-фактурам от 31.12.2006 N 31126/2, от 31.01.2007 N 31017/10, от 28.02.2007 N 28027/8 и N 28027/9, от 31.03.2007 N 31037/4, от 30.04.2007 N 30047/3, от 31.05.2007 N 31057/8, от 30.06.2007 N 30067/3, от 31.07.2007 N 31077/13, от 31.08.2007 N 31087/6, от 30.09.2007 N 30097/2, от 31.10.2007 N 31107/7 от 30.11.2007 N 30117 и от 31.12.2007 N 31127/13, общество "Сургутнефтегаз" обжаловало в Арбитражный суд города Москвы (л.д. 8 т. 6).

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены общества "Сургутэкс" и "Трансойл".

Решением Арбитражного суда города Москвы от 03.03.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Суд пришел к выводу о том, что нефтепродукты (далее - товар) в период их транспортировки уже находились под таможенным режимом экспорта. Поскольку к услугам, непосредственно связанным с реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, применяется налоговая ставка 0 процентов, общество "Сургутнефтегаз" было не вправе учитывать в составе налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость суммы названного налога по выставленным ему счетам - фактурам с налоговой ставкой 18 процентов.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2009 решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований общества "Сургутнефтегаз" о признании недействительным решения инспекции в части исключения инспекцией из налоговых вычетов 7 255 878 рублей 44 копеек налога на добавленную стоимость, начисления на указанную сумму доначисленного налога пеней и взыскания соответствующей суммы штрафа отменено, в отмененной части решение инспекции признано недействительным, суд обязал инспекцию возвратить соответствующие суммы налога, пеней и штрафа. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Суд апелляционной инстанции установил, что общество "Сургутнефтегаз" вправе претендовать на 7 255 878 рублей 44 копеек налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость по счетам - фактурам от 31.01.2007 N 31017/10, от 28.02.2007 N 28027/8 и N 28027/9, от 31.03.2007 N 31037/4, от 31.05.2007 N 31057/8, от 30.06.2007 N 30067/3, от 31.07.2007 N 31077/13, от 31.08.2007 N 31087/6, от 30.09.2007 N 30097/2, от 31.10.2007 N 31107/7 от 30.11.2007 N 30117, поскольку услуги, относящиеся к соответствующим товарам, оказаны ранее помещения товаров под режим экспорта.

Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 03.12.2009 постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.

В заявлениях, поданных в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора названных судебных актов общества "Сургутнефтегаз" и "Трансойл" просят оспариваемые судебные акты в части отказа в удовлетворении требований отменить как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлениях, коллегия судей считает, что настоящее дело подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по следующим основаниям.

Общество "Сургутнефтегаз" в 2006 - 2007 годах осуществляло реализацию товаров, изготовленных заводом - производителем (обществом с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Киришинефтеоргсинтез"), на экспорт.

В этих целях общество "Сургутнефтегаз" (комитент) заключило с обществом "Сургутэкс" (комиссионер) договоры комиссии от 22.12.2005 N 1626 (л.д. 23 т. 3) и от 25.01.2007 N 78(л.д. 68 т. 3), согласно которым комиссионер по поручению комитента от своего имени обязуется реализовать товары на внешнем рынке.

Реализация товаров на экспорт осуществлялась на основании заключенных обществом "Сургутэкс" с иностранной компанией "IPP- INTERNATIONAL PETROLIUM PRODACTS LTD, Tortola, Geneva Branch" контрактов от 08.12.2006 N 643/58815327/27003 (л.д. 56 т. 4) и от 11.09.2007 N 643/58815327/27008 (л.д. 67 т. 4).

В целях организации перевозки товаров общество "Сургутэкс" заключило с обществом "Трансойл" договор от 18.12.2006 N С/11-06, предметом которого является оказание последним услуг по обеспечению транспортировки товаров железнодорожным транспортом в собственных или арендованных вагонах-цистернах собственными или арендованными локомотивами с оплатой за свой счет железнодорожного тарифа за пользование железнодорожной инфраструктурой и перевозку товаров.

Поставка товаров иностранному покупателю осуществлялась комиссионером (обществом "Сургутэкс") на условиях БСЛ Санкт- Петербург и БСЛ Белое море. Товары вывозились из Российской Федерации морским транспортом из морского порта Санкт-Петербурга и морского порта Витино (город Мурманск). До припортовых железнодорожных станций "Автово" и "Белое море" транспортировка производилась железнодорожным транспортом с железнодорожной станции "Кириши" Ленинградской области.

Как следует из решения инспекции, общество "Сургутнефтегаз" в нарушение подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 164, пунктов 1 и 2, подпунктов 10 и 11 пункта 5 и пункта 6 статьи 169, пунктов 1, 3, 6 - 8 статьи 171, пункта 1 статьи 172 Кодекса приняло к налоговому вычету 141 666 100 рублей 04 копейки налога на добавленную стоимость, исчисленного по ставке 18 процентов, по счетам-фактурам, предъявленных обществом "Сургутэкс", что привело к доначислению 121 307 793 рублей налога на добавленную стоимость за период с декабря 2006 года по декабрь 2007 года.

По мнению инспекции, общество "Сургутэкс" в нарушение пункта 5 статьи 169 Кодекса выставило обществу "Сургутнефтегаз" счета-фактуры, в которой исчислило налог на добавленную стоимость по ставке 18 процентов, между тем как услуги были оказаны в отношении товара, который уже был оформлен по временным периодическим таможенным декларациям в качестве экспортируемого (соответствующие декларации содержали отметку таможенного органа "Выпуск разрешен").

Суды согласились с правовым обоснованием инспекцией доначисле - ния налога на добавленную стоимость. С учетом удовлетворенных арбитражным судом апелляционной инстанции требований, указанные инспекцией нарушения относятся к счетам-фактурам от 31.12.2006 N 31126/2, от 30.04.2007 N 30047/3 и от 31.12.2007 N 31127/13.

По существу обществу "Сургутнефтегаз" поставлено в вину необоснованное включение в состав налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость сумм названного налога, уплаченных обществу "Сургутэкс", по мотиву необоснованного указания последним в счетах- фактурах налоговой ставки 18 процентов (вместо налоговой ставки 0 процентов).

Из счетов-фактур общества "Сургутэкс" от 31.12.2006 N 31126/2 (л.д. 92 т. 3), от 30.04.2007 N 30047/3 (л.д. 110 т. 3), от 31.12.2007 N 31127/13 (л.д. 150 т. 3) усматривается, что они выставлены на основании счетов-фактур общества "Трансойл" от 31.12.2006 N 00000944 (л.д.93 т.3), от 30.04.2007 N 0Р-00000289 (л.д. 111 т. 3), от 31.12.2007 N 00001159 (л.д.151 т. 3). Отраженные в них суммы налога на добавленную стоимость взаимно корреспондируют.

Формируя показатели счетов-фактур, общество "Трансойл" включило в них железнодорожный тариф, уплаченный открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - общество "РЖД"), стоимость которого включает налог на добавленную стоимость по ставке 18 процентов.

Таким образом, общество "Сургутнефтегаз" оплатило и включило в вычеты суммы налога на добавленную стоимость обществ "РЖД" и "Трансойл", перевыставленные обществом "Сургутэкс".

Вывод об обоснованности отражения обществом "Сургутнефтегаз" в составе вычетов по налогу на добавленную стоимость сумм налога, оплаченных по счетам-фактурам, зависит от обоснованности действия обществ "РЖД" и "Трансойл", указавших в счетах-фактурах налоговую ставку 18 процентов.

Положения подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, предусматривающие применение налоговой ставки 0 процентов, распространяются на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации товаров, при условии, что на момент их оказания перевозимый (транспортируемый) товар находится под таможенным контролем в связи с помещением его под таможенный режим экспорта.

Налогообложение указанных работ (услуг) осуществляется в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса по налоговой ставке 0 процентов при условии представления в налоговые органы документов, указанных в пункте 4 статьи 165 Кодекса.

В силу подпункта 4 пункта 4 статьи 165 Кодекса помимо контракта на оказание услуг, связанных с реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, и выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки от покупателя услуг лицу, оказавшему соответствующие услуги, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов необходимо представление копий транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации.

Отсутствие на транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документах отметки таможенного органа о вывозе товара за пределы таможенной территории Российской Федерации является основанием для отказа лицу, оказавшему услуги, связанные с реализацией экспортируемого товара, в применении налоговой ставки 0 процентов.

Кодекс обуславливает применение налоговых ставок 0 процентов или 18 процентов не только с наличием экспортированных товаров, а также работ и услуг, непосредственно связанными с экспортированными товарами, но и с формальным подтверждением права на ставку 0 процентов надлежаще оформленными документами, что влечет необходимость применения к таким правоотношениям актов Федеральной таможенной службы (далее - ФТС России) как уполномоченного органа по нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела.

Отметки таможенных органов проставляются на транспортных, товаросопроводительных и иных документах, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации, в зависимости от мест декларирования товаров и способа их вывоза.

Таможенное оформление товаров, вывозимых железнодорожным транспортом в морские порты для их дальнейшей международной перевозки морским транспортом осуществляется в соответствии с Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при международной перевозке товаров железнодорожным транспортом, утвержденной приказом ФТС России от 16.09.2004 N 50, в случае декларирования таких товаров таможенным органом, в регионе деятельности которого находится железнодорожная станция отправления.

В отношении товаров, классифицируемым в товарных позициях 2709 и 2710 (нефть, нефтепродукты), приказом ФТС России от 24.08.2006 N 800 "О местах декларирования отдельных видов товаров" изменены места декларирования этих товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации на экспорт, в частности, морским транспортом. Декларирование названных товаров производится таможенными постами, в регионе деятельности которых осуществляется погрузка товаров на морские суда, убывающие с таможенной территории.

Нефть и нефтепродукты, вывозимые из Российской Федерации морским транспортом и доставляемые до железнодорожной станции железнодорожным транспортом, не рассматриваются таможенными органами в качестве товаров, находящихся под таможенным контролем до их предъявления к таможенному контролю посту, в регионе деятельности которого осуществляется погрузка товаров на морское судно.

Таможенные органы на транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документах, касающихся перевозки товаров по территории Российской Федерации, до прибытия товара в место таможенного контроля отметок не проставляют. После предъявления товаров для таможенного контроля отметки проставляются лишь на судовых документах, поскольку товары вывозятся из Российской Федерации морским транспортом.

Указанное означает, что таможенный контроль осуществляется после оказания услуги перевозки железнодорожным транспортом.

Инспекцией не было выявлено ни одного документа, относящегося к перевозке железнодорожным транспортом, в котором имелись бы отметки (штампы, печати) таможенного органа.

Поскольку в подтверждение права на применение налоговой ставки 0 процентов необходимо представить документы, подтверждающие вывоз товаров за пределы таможенной территории, оформляемые с учетом указанных особенностей, общество "Трансойл" не располагало и не могло располагать указанными в подпункте 4 пункта 1 и подпункте 4 пункта 4 статьи 165 Кодекса документами и поэтому не вправе претендовать на применение указанной налоговой ставки, в силу чего оно обоснованно указало в счетах-фактурах налоговую ставку 18 процентов.

Признание действий общества "Трансойл" обоснованными опровергает утверждение инспекции о неправомерном отражении обществом "Сургутнефтегаз" в составе налоговых вычетов сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных обществу "Сургутэкс".

Поскольку арбитражными судами допущено нарушение единообразия в толковании и применении норм права, дело на основании статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

1) передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N N А40-87551/08-151-394 Арбитражного суда города Москвы для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 03.03.2009, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 03.12.2009 по тому же делу

2) направить копии определения, заявления и прилагаемых к нему документов лицам, участвующим в деле,

3) предложить участвующим в деле лицам представить отзывы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на заявления о пересмотре судебных актов в порядке надзора до 17 апреля 2010 г.

Председательствующий Вышняк Н.Г.

судья

Судья

Судья Бациев В.В.

Тумаркин В.М.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Легкая судьба электронных документов в суде

Бухгалтерские документы отражают важную информацию о хозяйственной деятельности организации.

Суфиянова Татьяна
Суфиянова Татьяна

Российский налоговый портал

Как открыть для себя «Личный кабинет налогоплательщика»?

Если у вас нет еще доступа в ваш «Личный кабинет», то советую сделать