
Судебные дела / Определения / Определение ВАС РФ от 30 ноября 2009 г. N ВАС-15940/09
Определение ВАС РФ от 30 ноября 2009 г. N ВАС-15940/09
Инспекцией не доказан умысел общества на заключение сделок только с неблагонадежными компаниями
20.12.2009ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 ноября 2009 г. N ВАС-15940/09
ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Никифорова С.Б., судей Бабкина А.И., Горячевой Ю.Ю., рассмотрев в судебном заседании заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово Кемеровской области (далее - инспекция) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Кемеровской области от 13.01.2009 по делу N А27-12889/2008-2, дополнительного решения того же суда от 29.01.2009, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.08.2009 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кузбасский компьютерный центр" (далее - общество) о признании недействительным решения инспекции от 30.09.2008 N 130,
установил:
решением Арбитражного суда Кемеровской области от 13.01.2009, с учетом дополнительного решения от 29.01.2009, заявление общества удовлетворено в части: решение инспекции от 30.09.2008 N 130 признано незаконным в части привлечения общества к налоговой ответственности на основании пункта 3 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафных санкций за неполную уплату налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, в части привлечения общества к налоговой ответственности на основании статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налога на доходы физических лиц, в части начисления пеней по налогу на доходы физических лиц и в части предложения инспекции удержать из доходов Поликарпова В.А. 7 147 342 рубля указанного налога.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2009 решение суда с учетом дополнительного решения оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 10.08.2009 названные судебные акты оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре названных судебных актов в порядке надзора, инспекция просит об их отмене в части удовлетворенных требований, ссылаясь на нарушение в применении арбитражными судами норм права.
Согласно части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрение доводов заявления инспекции и оспариваемых судебных актов показало, что инспекцией оспаривается правовая оценка судебных инстанций фактических обстоятельств данного конкретного спора, тогда как основаниями для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, в соответствии со статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются: нарушение оспариваемым судебным актом единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права; нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации; нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Признавая незаконным привлечение общества к налоговой ответственности на основании пункта 3 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафных санкций за неполную уплату налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, судебные инстанции исходили из того, что инспекцией не представлено доказательств факта умышленного создания обществом схемы в целях ухода от налогообложения в результате применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость и завышения расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.
Из содержания оспариваемых судебных актов следует, что факты неуплаты обществом в бюджет налогов произошли в результате того, что общество не проявило должной осторожности и осмотрительности при выборе контрагентов.
Поскольку бремя доказывания тех обстоятельств, которые послужили основанием для принятия инспекцией решения, возлагается на инспекцию, судебные инстанции, на основании исследования и оценки доводов и доказательств, представленных сторонами, сделали вывод о том, что инспекцией не доказан умысел общества на заключение сделок только с неблагонадежными компаниями.
Признавая несостоятельными доводы инспекции по эпизоду привлечения общества к налоговой ответственности на основании статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налога на доходы физических лиц, в части начисления пеней по налогу на доходы физических лиц и в части предложения инспекции удержать из доходов Поликарпова В.А. 7147342 рубля указанного налога, судебные инстанции, исходя из представленных упомянутым лицом авансовых отчетов и документов, подтверждающих целевое расходование средств, выданных ему в подотчет для целей приобретения товара для юридического лица, исследовав их правовую природу, признали данные денежные средства средствами юридического лиц, не приобретающими для физического лица статус дохода. В связи с этим у общества не возникла обязанность налогового агента по удержанию с данных денежных средств налога на доходы физических лиц.
При таких обстоятельствах Высший Арбитражный Суд Российской Федерации считает доводы инспекции фактически направленными на переоценку установленных судом обстоятельств, что не входит в компетенцию надзорной инстанции, установленную в части 2 статьи 292, части 3 статьи 299, статье 304, части 4 статьи 305 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 298, 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела Арбитражного суда Кемеровской области N А27-12889/2008-2 для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Кемеровской области от 13.01.2009, дополнительного решения того же суда от 29.01.2009, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.08.2009 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья
С.Б.НИКИФОРОВ
Судья
А.И.БАБКИН
Судья
Ю.Ю.ГОРЯЧЕВА
- 27.01.2025 В Туве сотрудникам ФНС за ущерб государству вынесли условный приговор
- 14.01.2025 Планируется увеличить штрафы за уклонение от уплаты налогов в 2,5-5 раз
- 28.12.2024 В Думе внесли проект о наказании за незаконную регистрацию в качестве ИП
- 14.08.2024 Суды будут учитывать санкции при определении налоговых штрафов
- 20.02.2023 Налоговые мошенничества отделят от «обычных»
- 30.06.2022 Бастрыкин: уголовный закон в отношении бизнеса применяется сбалансированно
- 09.01.2025 Письмо Минфина России от 15.08.2024 г. № 03-02-08/76889
- 06.09.2024 Письмо Минфина России от 08.07.2024 г. № 03-02-08/63443
- 30.08.2024 Письмо ФНС России от 13.08.2024 г. № ЗГ-2-15/11593
Комментарии