Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Определения / Определение ВС РФ от 27 января 2010 г. N 42-Г09-8

Определение ВС РФ от 27 января 2010 г. N 42-Г09-8

Доводы заявителя об отсутствии экономического обоснования установленных Правительством республики коэффициентов оценки строений являлись предметом всесторонней проверки суда первой инстанции, который, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые коэффициенты рассчитаны Правительством республики с учетом соотношения показателей роста стоимости продукции в строительстве за период 2007 - 2008 годов

28.02.2010  

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 27 января 2010 г. N 42-Г09-8

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Пирожкова В.Н.

судей Хаменкова В.Б., Борисовой Л.В.

при секретаре Литвиненко А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе М. на решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 10 ноября 2009 года, которым М. отказано в удовлетворении заявления о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими положений абзаца 3 пункта 1 постановления Правительства Республики Калмыкия от 29 декабря 2007 года N 482 "Об утверждении коэффициентов оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности для целей налогообложения на 2008 год" и абзаца 3 пункта 1 постановления Правительства Республики Калмыкия от 31 декабря 2008 года N 481 "Об утверждении коэффициентов оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности для целей налогообложения на 2009 год".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителей М., К., М.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

абзацем 3 пункта 1 постановления Правительства Республики Калмыкия от 29 декабря 2007 года N 482 "Об утверждении коэффициентов оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности для целей налогообложения на 2008 год" утверждены коэффициенты оценки к ценам 1991 года для целей налогообложения на 2008 год для магазинов, киосков, кафе и других строений и сооружений в размере 67,688.

Абзацем 3 пункта 1 постановления Правительства Республики Калмыкия от 31 декабря 2008 года N 481 "Об утверждении коэффициентов оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности для целей налогообложения на 2009 год" утверждены коэффициенты оценки к ценам 1991 года для целей налогообложения на 2009 год для магазинов, киосков, кафе и других строений и сооружений в размере 91,529.

М. обратился в суд с заявлением об оспаривании приведенных выше положений, указывая на то, что установленные данными нормами коэффициенты оценки строений утверждены без соблюдения требований Налогового кодекса РФ, Закона РФ от 9 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" и Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденного приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 4 апреля 1992 года N 87, оспариваемые коэффициенты установлены произвольно, экономически не обоснованы, не соотносятся с реальной величиной удорожания продукции в строительстве и стройиндустрии, в связи с чем определенная с их учетом инвентаризационная стоимость принадлежащего заявителю имущества чрезмерно завышена, что существенным образом нарушает его право уплачивать лишь законно установленные налоги на такое имущество.

Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 10 ноября 2009 года в удовлетворении заявления М. отказано.

В кассационной жалобе М. ставит вопрос об отмене судебного решения, считая, что оно постановлено с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене судебного решения.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, М. как собственник двух нежилых строений является плательщиком налога на имущество физических лиц.

В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 9 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" в редакции, действовавшей на момент рассмотрения судом настоящего дела, объектами налогообложения по налогу на имущество физических лиц признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, принадлежащие гражданам на праве собственности.

В силу пункта 1 статьи 3 названного Закона ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости.

Согласно пункту 2 статьи 5 этого же Закона налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Верховного Совета РСФСР от 9 декабря 1991 года N 2004-1 "О порядке введения в действие Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" Правительству Российской Федерации поручено до 1 июля 1992 года обеспечить проведение оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1992 года N 469-р во исполнение Постановления Верховного Совета РСФСР "О порядке введения в действие Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" дано поручение Минстрою России в месячный срок утвердить порядок оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности.

Согласно пункту 1.4 Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденного приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 4 апреля 1992 года N 87, оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующими нормами технической инвентаризации и регистрации, а также данным Порядком оценки.

В силу пунктов 3.1, 3.2 Порядка оценка строений, помещений и сооружений производится по их инвентаризационной стоимости, определение которой для целей налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки.

Пунктом 3.2.1 Порядка предусмотрено, что определение восстановительной стоимости строений и сооружений производится по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости с ее последующим пересчетом в уровень цен 1991 года по индексам и коэффициентам, введенным постановлением Госстроя СССР от 11 мая 1983 года N 94 и письмами Госстроя СССР от 6 сентября 1990 года N 14-Д (по отраслям народного хозяйства) и Госстроя РСФСР от 29 сентября 1990 года N 15-148/6 и N 15-149/6 (по отрасли "Жилищное хозяйство"), а затем в уровень цен года оценки по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Для расчета указанных коэффициентов рекомендуется использовать соотношения показателей, отражающих динамику изменения стоимости продукции в строительстве и стройиндустрии.

При недостаточности в сборниках укрупненных показателей номенклатуры аналогов бюро технической инвентаризации разрабатывает их и представляет заказчику на утверждение.

В соответствии с пунктом 3.3 Порядка инвентаризационная стоимость помещений, других площадей определенного функционального назначения рассчитывается исходя из инвентаризационной стоимости строения или сооружения, неотъемлемой частью которого они являются, по соотношению показателей (погонных метров, метров квадратных, метров кубических) помещения и объекта в целом.

Для квартир, гаражных боксов, других помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности, устанавливается единый функциональный показатель - кубический метр.

Отказывая М. в удовлетворении заявленных им требований, суд, проанализировав изложенные положения действующего законодательства, правомерно исходил из того, что установление коэффициентов, используемых для определения инвентаризационной стоимости имущества в целях его налогообложения, относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, следовательно, оспариваемые постановления приняты в пределах компетенции Правительства Республики Калмыкия.

Доводы заявителя об отсутствии экономического обоснования установленных Правительством республики коэффициентов оценки строений являлись предметом всесторонней проверки суда первой инстанции, который, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые коэффициенты рассчитаны Правительством республики с учетом соотношения показателей роста стоимости продукции в строительстве за период 2007 - 2008 годов, поскольку установил, что принятию оспариваемых постановлений предшествовала работа республиканских органов исполнительной власти по выявлению соответствующих показателей и установлению динамики роста цен и тарифов в строительстве, как и рекомендовано пунктом 3.2.1 Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденного приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 4 апреля 1992 года N 87.

С учетом изложенного, вывод суда о соответствии положений оспариваемых постановления Правительства Республики Калмыкия от 29 декабря 2007 года N 482 и постановления Правительства Республики Калмыкия от 31 декабря 2008 года N 481 нормам действующего федерального законодательства является правомерным.

Доводы кассационной жалобы о том, что оспариваемые постановления Правительства Республики Калмыкия представляют собой нормативные правовые акты о налогах и сборах, выводов суда о соответствии данных правовых актов требованиям действующего законодательства не опровергают, поскольку, как установлено судом и подтверждается материалами дела, оспариваемые коэффициенты оценки строений рассчитаны не произвольно, вопреки мнению заявителя, а экономически обоснованы и подтверждены соответствующими показателями.

То обстоятельство, что определенная с учетом установленных коэффициентов инвентаризационная стоимость принадлежащих М. строений значительно выросла и, соответственно, увеличилась подлежащая уплате сумма налога на них, о противоречии оспариваемых нормативных правовых актов требованиями федерального законодательства само по себе свидетельствовать не может.

При таком положении дела судом постановлено законное и обоснованное решение, повода для отмены которого нет.

На основании изложенного, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 10 ноября 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу М. - без удовлетворения.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Легкая судьба электронных документов в суде

Бухгалтерские документы отражают важную информацию о хозяйственной деятельности организации.

Суфиянова Татьяна
Суфиянова Татьяна

Российский налоговый портал

Как открыть для себя «Личный кабинет налогоплательщика»?

Если у вас нет еще доступа в ваш «Личный кабинет», то советую сделать