Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 06.02.2020 г. № Ф06-57103/2019 по делу № А72-4810/2019

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 06.02.2020 г. № Ф06-57103/2019 по делу № А72-4810/2019

Налоговый орган отказал налогоплательщику в возврате излишне взысканных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в связи с отсутствием в карточке по расчетам переплаты по страховым взносам и пени.

Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено, что расчет суммы страховых взносов произведен налоговым органом без учета произведенных расходов, связанных с извлечением доходов, наличие переплаты подтверждено.

18.03.2020Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 февраля 2020 г. N Ф06-57103/2019

 

Дело N А72-4810/2019

 

Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2020 года.

Полный текст постановления изготовлен 06 февраля 2020 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Кормакова Г.А.,

судей Егоровой М.В., Ольховикова А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видео-конференц-связи помощником судьи Хуснутдиновой Ф.З.,

при участии в судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи, присутствующих в Арбитражном суде Ульяновской области представителей:

Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска - Ильиной В.А. (доверенность от 25.12.2019), Круть Е.А. (доверенность от 20.01.2020)

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31.07.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2019

по делу N А72-4810/2019

по заявлению индивидуального предпринимателя Мамыкиной Татьяны Александровны (ОГРНИП 304732813900052, ИНН 732801186768) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска о признании незаконным решения от 10.08.2018 N 17-18/14250 об отказе в перерасчете, возврате излишне уплаченных страховых взносов, пени за 2017 год, об обязании произвести перерасчет, выплатить излишне уплаченные страховые взносы за 2017 год. и пени на сумму страховых взносов

 

установил:

 

индивидуальный предприниматель Мамыкина Татьяна Александровна (далее - ИП Мамыкина Т.А., предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска (далее - ИФНС по Заволжскому району г. Ульяновска, налоговый орган, инспекция) от 10.08.2018 N 17-18/14250 об отказе в перерасчете, возврате излишне уплаченных страховых взносов, пени за 2017 год, об обязании инспекцию произвести перерасчет, выплатить излишне уплаченные страховые взносы за 2017 год размере 119 860 руб. 71 коп. и пени на сумму страховых взносов в размере 125 руб. 89 коп.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 31.07.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2019 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ИФНС по Заволжскому району г. Ульяновска обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В предоставленном отзыве на кассационную ИП Мамыкина Т.А. полагая, что судебные акты судов первой и апелляционной инстанций являются обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание представителей налогового органа, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Мамыкина Т.А осуществляет предпринимательскую деятельность, применяя упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

Согласно налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за 2017 год предпринимателем получен доход в размере 13 323 563 руб., расход - 11 986 071 руб.

На основании представленной налоговой декларации по УСН за 2017 год, инспекцией начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере - 23 400,00 руб., а также страховые взносы на обязательное страхование с учетом полученного дохода в размере 130 235,63 руб.

Начисленные суммы страховых взносов были уплачены предпринимателем по платежным поручениям от 10.01.2018 и от 25.07.2018.

ИП Мамыкина Т.А обратилась в ИФНС по Заволжскому району г. Ульяновска с заявлением о перерасчете страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год, решением инспекции от 10.08.2018 N 17-18/14250 в перерасчете было отказано.

Указанное решение обжаловано предпринимателем в вышестоящий налоговый орган. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области от 01.11.2018 N 0708/17916 оспариваемое решение инспекции было оставлено без изменения.

Не согласившись с решением инспекции от 10.08.2018 N 17-18/14250, предприниматель оспорила его в судебном порядке.

Удовлетворяя заявленные требования, суды нижестоящих инстанций пришли к выводу об отсутствии у налогового органа законных оснований для отказа в осуществлении возврата заявителю имеющейся переплаты за 2017 год, при этом правомерно исходили из следующего.

Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" признан утратившим силу с 01.01.2017.

С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 430 НК РФ индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 9 статьи 430 НК РФ для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, доход учитывается в соответствии со статьей 346.15 Кодекса.

Из статьи 346.15 НК РФ следует, что при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 настоящего Кодекса.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 N 27-П разъяснил, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ и статьи 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход подлежит уменьшению на величину фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками налога на доходы физических лиц аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 N 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.

Судами установлено, что налоговый орган производил расчет сумм страховых взносов за 2017 год от общего размера дохода предпринимателя без учета фактически произведенных им расходов, в результате сумма страховых взносов за 2017 год составила 130 235,63 руб.

Как верно указано судами, учитывая правовую позицию, изложенную в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П, экономическая обоснованность установления расчетной базы для обложения страховыми взносами предполагает установление расчетной базы в зависимости от размера дохода индивидуального предпринимателя и предполагает при определении размера дохода учет понесенных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода.

В связи с этим при определении дохода индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, расчетная база подлежит определению с учетом требования пункта 2 статьи 346.18 НК РФ.

Как установлено судами, в соответствии с налоговой декларацией в 2017 году предпринимателем понесены расходы в размере 11 986 071 руб., а доход составил 13 323 563 руб.

В соответствии с произведенным судами расчетом, сумма по страховым взносам, подлежащая уплате за 2017 год составляет: 13 323 563 руб. (доходы) - 11 986 071 (расходы) - 300 000 рублей = 1 037 492 руб. x 1% = 10 374,92 руб. Сумма излишне уплаченных страховых взносов за 2017 год составляет: 130 235,63 руб. - 10 374,92 руб. = 119 860 руб. 71 коп.

Суды сделали верный вывод о том, что в целях определения размера подлежащих уплате заявителем страховых взносов за 2017 год, подлежала учету информация о доходах предпринимателя за этот период, уменьшенных на величину расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, отраженных в налоговых декларациях.

При этом судами обоснованно была отклонена ссылка инспекции на правовую позицию, изложенную в письме Минфина России от 12.02.2018 N 03-15-07/8369. Судебные инстанции правомерно указали, что данное письмо в силу требований статьи 13 АПК РФ не относится к числу нормативных правовых актов, применяемых арбитражными судами при рассмотрении и разрешении соответствующих дел, следовательно, содержащиеся в нем разъяснения не являются обязательными для судов, на что указано и в решении Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2018 по делу N АКПИ18-273, на которое ссылается инспекция. При этом решение Верховного Суда Российской Федерации не содержит вывода о том, что позиция, отраженная в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П, не может быть применена к рассматриваемым правоотношениям.

Судебная коллегия считает, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, поэтому оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятых по данному делу судебных актов у кассационной инстанции не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31.07.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2019 по делу N А72-4810/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Председательствующий судья

Г.А.КОРМАКОВ

 

Судьи

М.В.ЕГОРОВА

А.Н.ОЛЬХОВИКОВ

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок