Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13.06.2019 г. № Ф06-46662/2019 № А12-33017/2018

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13.06.2019 г. № Ф06-46662/2019 № А12-33017/2018

Индивидуальный предприниматель полагал, что уполномоченный орган необоснованно не включил арендуемые предпринимателем земельные участки в перечень отдаленных или труднодоступных местностей на территории субъекта РФ, в которых организации и индивидуальные предприниматели вправе не применять контрольно-кассовую технику.

Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку земельные участки, арендуемые предпринимателем, не соответствуют критериям отдаленных или труднодоступных местностей, утвержденным уполномоченным органом.

14.08.2019Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 июня 2019 г. N Ф06-46662/2019

 

Дело N А12-33017/2018

 

Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2019 года.

Полный текст постановления изготовлен 13 июня 2019 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,

судей Хайруллиной Ф.В., Ананьева Р.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пашиной Ж.А.,

при участии в судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Волгоградской области представителей:

заявителя - Кораблева К.В. (доверенность от 14.08.2018),

ответчика - Катюшкина Д.В. (доверенность от 28.12.2018),

третьего лица (Межрайонная ИФНС N 4 по Волгоградской области) - Черных И.А. (доверенность от 09.01.2019),

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Скороходова Вадима Сергеевича

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27.11.2018 (судья Репникова В.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2019 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Землянникова В.В., Смирников А.В.)

по делу N А12-33017/2018

по заявлению индивидуального предпринимателя Скороходова Вадима Сергеевича, г. Волгоград, к комитету промышленности и торговли Волгоградской области (ИНН 3445126211, ОГРН 1123460004326), при привлечении в качестве третьих лиц: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Волгоградской области (ИНН 3428984153, ОГРН 1043400705138), комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области (ИНН 3444054540, ОГРН 1053444031299), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области (ИНН 3446858585, ОГРН 1043400495500), администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области (ИНН 3428928021, ОГРН 1023405173318), общества с ограниченной ответственностью "Волжский шинник" (ИНН 3435085164, ОГРН 1073435002233) о признании незаконным бездействия,

 

установил:

 

индивидуальный предприниматель Скороходов Вадим Сергеевич (далее - предприниматель, ИП Скороходов В.С., заявитель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Комитета промышленности и торговли Волгоградской области (далее - Комитет), выразившегося в отказе от 10.09.2018 N 03-24/1/95 по внесению земельных участков с кадастровыми номерами 34:28:150006:37 и 34:28:150006:19 в Перечень труднодоступных и удаленных местностей, утвержденных приказом от 15.03.2017 N 16-н для Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, об обязании Комитета внести земельные участки с кадастровыми номерами 34:28:150006:37 и 34:28:150006:19 в Перечень труднодоступных и удаленных местностей, утвержденных приказом от 15.03.2017 N 16-н для Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), привлечены Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Волгоградской области, комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Межрайонная инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области, администрация Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, общество с ограниченной ответственностью "Волжский шинник" (далее - ООО "Волжский шинник").

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 27.11.2018, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2019, отказано в удовлетворении заявленных требований.

ИП Скороходов В.С. обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители ответчика и третьего лица, считая доводы жалобы несостоятельными, просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.

В соответствии со статьей 153.1 АПК РФ судебное заседание проведено с использованием систем видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Волгоградской области.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судами, земельные участки с кадастровыми номерами 34:28:150006:37, площадью 43 005 кв. м и 34:28:150006:19 площадью 54 000 кв. м входят полностью в зону "ГУ "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма" и принадлежат на праве собственности Волгоградской области, о чем свидетельствуют кадастровые паспорта от 19.03.2012 N 3434/300/12-34572, от 12.12.2011 N 3434/300/11-141748.

На основании договоров аренды от 13.08.2007 N 2, от 30.01.2008 N 6, заключенных между Администрацией Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области (арендодатель) и ООО "Волжский шинник" (арендатор), последнему предоставлены в аренду указанные земельные участки с кадастровыми номерами 34:28:150006:37 и 34:28:150006:19.

Между ООО "Волжский шинник" (арендатор) и ИП Скороходовым В.С. (субарендатор) заключен договор субаренды от 01.01.2016, по условиям которого субарендатору предоставлены в субаренду часть земельного участка площадью 4200 кв. м с кадастровым номером 34:28:150006:19 и часть земельного участка площадью 3000 кв. м с кадастровым номером 34:28:150006:37.

ИП Скороходов В.С. осуществляет деятельность по предоставлению услуг временного размещения (туристическая база) на территории Среднеахтубинского района Волгоградской области и имеет на праве собственности объекты недвижимого имущества: домик N 30 с кадастровым номером 34:28:150006:1888, домик N 31 с кадастровым номером 34:28:150006:1889, расположенные по адресу: Волгоградская обл., Среднеахтубинский р-н, примерно 2 км на восток от п. Колхозная Ахтуба, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 12.09.2014 серии 34-АБ N 549602, 549597.

Данные объекты недвижимого имущества расположены на земельном участке с кадастровым номером 34:28:150006:37, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка.

Также ИП Скороходову В.С. принадлежит на праве собственности объект недвижимого имущества (спальный домик N 14) с кадастровым номером 34:28:15006:2539 по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, примерно в 0,5 км по направлению на запад от ориентира р.п. Средняя Ахтуба (свидетельство о государственной регистрации права от 20.05.2016), расположенный на земельном участке с кадастровым номером 34:28:150006:19, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка.

ИП Скороходов В.С. обратился в Комитет с заявлением о внесении земельных участков с кадастровыми номерами 34:28:150006:37 и 34:28:150006:19 в Перечень отдаленных или труднодоступных местностей на территории Волгоградской области, в которых организации и индивидуальные предприниматели вправе не применять контрольно-кассовую технику (далее - Перечень), утвержденный приказом Комитета от 15.03.2017 N 16-н.

Письмом от 10.09.2018 N 03-24/1/95 Комитет сообщил, что в Перечень включены населенные пункты Волгоградской области, являющиеся объектами адресации в соответствии с Федеральной информационной адресной системой. Поскольку Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" не дано определение отдаленной или труднодоступной местности, в Перечень могут быть включены местности, не являющиеся населенными пунктами, при условии, что данные местности являются объектами адресации в соответствии с Федеральной информационной адресной системой и имеют обоснования их отнесения к отдаленным и труднодоступным местностям.

Полагая, что бездействие Комитета по невнесению земельных участков в Перечень нарушают права и законные интересы предпринимателя, последний обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно руководствовались следующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 1 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.

Следовательно, отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления заинтересованного лица без удовлетворения.

В соответствии с Положением о Комитете промышленности и торговли, утвержденным постановлением Администрации Волгоградской области от 24.11.2014 N 31-п, к полномочиям Комитета относится, в том числе утверждение перечня отдаленных и труднодоступных местностей на территории Волгоградской области.

Приказом Комитета от 15.03.2017 N 16-н утвержден перечень отдаленных и труднодоступных местностей на территории Волгоградской области, в которых организации и индивидуальные вправе не применять контрольно-кассовую технику.

В вышеуказанном перечне п. Колхозная Ахтуба, р.п. Средняя Ахтуба отсутствуют.

Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением отдельных случаев, установленных в статье 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ).

Так, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне отдаленных или труднодоступных местностей, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи покупателю (клиенту) по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абзацами четвертым - двенадцатым пункта 1 статьи 4.7 Закона N 54-ФЗ, и подписанного лицом, выдавшим этот документ.

Следовательно, случаи, когда контрольно-кассовая техника не применяется в предпринимательской деятельности, обуславливается спецификой нахождения, а именно нахождением компании или предпринимателя в отдаленных или труднодоступных местностях, указанных в перечне отдаленных или труднодоступных местностей, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В отдаленных от сетей связи местностях, указанных в перечне местностей, удаленных от сетей связи, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области связи, пользователи могут применять контрольно-кассовую технику в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных (пункт 7 статьи 2 Закона N 54-ФЗ).

Таким образом, вопреки доводам заявителя жалобы, судами верно указано, что понятие "отдаленные от сетей связи местности" не идентично понятию "отдаленные или труднодоступные местности".

Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций России от 05.12.2016 N 616 "Об утверждении критерия определения отдаленных от сетей связи местностей", на который ссылается заявитель, установлены критерии определения отдаленных от сетей связи местностей для целей применения контрольно-кассовой техники в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, по численности населения указанных местностей, не превышающей 10 тысяч человек, а не отдаленных или труднодоступных местностей, в которых организации и индивидуальные предприниматели вправе не применять контрольно-кассовую технику.

Так, приказом комитета от 30.01.2017 N 02-н утвержден Перечень местностей на территории Волгоградской области, удаленных от сетей связи, в которых организации или индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов, могут применять контрольно-кассовую технику в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных.

Согласно данному приказу, к местностям, удаленных от сетей связи, отнесены все населенные пункты Среднеахтубинского муниципального района (за исключением г. Краснослободск городского поселения город Краснослободск, р.п. Средняя Ахтуба городского поселения рабочий поселок Средняя Ахтуба).

Следует отметить, что Закон N 54-ФЗ, который в обязательном порядке требует применения контрольно-кассовой техники лишь в городах, районных центрах, поселках городского типа, в отношении остальных населенных пунктов предоставляет органам государственной власти субъекта Российской Федерации право утвердить перечень отдаленных или труднодоступных местностей, где наличные денежные расчеты могут осуществляться без применения контрольно-кассовой техники, не толкует на федеральном уровне понятия "отдаленная и труднодоступная местность".

Такое право предоставлено субъекту Российской Федерации, который по результатам согласования с органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов и городских округов Волгоградской области сформировал и утвердил Перечень отдаленных или труднодоступных местностей на территории Волгоградской области.

Доказательств того, что отказ Комитета во включении спорных участков в Перечень противоречит обязательным предписаниям федерального закона, при этом заявитель был поставлен в неравное положение по сравнению с другими субъектами предпринимательства, осуществляющими деятельность на той же территории, материалы дела и кассационная жалоба не содержат.

Как пояснил в судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Комитета, по запросу последнего в 4 квартале 2018 года проведен анализ целесообразности внесения изменений в Перечень, в том числе в Среднеахтубинском муниципальном районе. По предложению администрации Среднеахтубинского муниципального района, изложенного в письме от 28.11.2018 N 762, приказом Комитета от 11.02.2019 N 03-н в Перечень внесены изменения, в том числе в раздел "Среднеахтубинский муниципальный район", из Перечня исключен поселок Великий Октябрь, при этом предложение о включении в Перечень поселка Колхозная Ахтуба не поступило.

Доводы заявителя жалобы о том, что связи с расположением спорных земельных участков на территории природного парка "Волго-Ахтубинская пойма" транспортное и иное сообщение затруднено, возможность обеспечения связью отсутствует, туристы пребывают на базе не более семи месяцев, судебной коллегией отклоняются.

Отсутствие инфраструктуры, дорог общего пользования на территории природного парка обусловлено его особым статусом как объекта национального достояния, определенным в Федеральном законе от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".

С учетом установленных по делу обстоятельства, принимая во внимание, что законодательство в сфере охраны особо охраняемых природных территорий не содержит положений о возможности их отнесения в силу специфики к удаленным и труднодоступным местностям, расположение принадлежащих заявителю объектов недвижимости на очевидно незначительном расстоянии от населенных пунктов (от 2-х до 4-х км), суды в данном случае сделали правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных предпринимателем требований.

Доводы кассационной жалобы об обратном выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлены.

Основания для удовлетворения кассационной жалобы по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.

Судебные расходы по делу в виде государственной пошлины по правилам статей 110, 112 АПК РФ относятся на заявителя жалобы - ИП Скороходова В.С.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27.11.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2019 по делу N А12-33017/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председательствующий судья

А.Ф.ФАТХУТДИНОВА

 

Судьи

Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА

Р.В.АНАНЬЕВ

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок