Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.10.2018 г. № Ф06-36735/2018

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.10.2018 г. № Ф06-36735/2018

Основанием для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности послужили выводы налогового органа о занижении налогооблагаемой базы в отношении объектов недвижимости (нежилых помещений).

Итог: в удовлетворении заявленных требований было отказано. Налоговый орган правомерно установил налоговую базу исходя из кадастровой стоимости, определенной путем умножения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости нежилых помещений по кадастровому кварталу на его площадь.

07.11.2018Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11.10.2018 г. № Ф06-36735/2018

 

Дело N А55-2446/2018

 

Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2018 года.

Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2018 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,

судей Егоровой М.В., Логинова О.В.,

при участии представителей:

Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области - Малороссиянцева С.Г. (доверенность от 25.09.2018 N 12-09/047), Ачаликовой О.И. (доверенность от 24.09.2018 N 12-09/046),

в отсутствие иных лиц, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области, Правительства Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области, Министерства Управления финансами Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 15.05.2018 (судья Кулешова Л.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2018 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Засыпкина Т.С.)

по делу N А55-2446/2018

по заявлению акционерного общества "Спецнефтеремонт" (ИНН 6323040499, ОГРН 1036301009403, Самарская область, г. Тольятти) к Управлению Федеральной налоговой службы по Самарской области (г. Самара) о признании недействительным ненормативного акта,

 

установил:

 

акционерное общество "Спецнефтеремонт" (далее - АО "Спецнефтеремонт", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее - УФНС России по Самарской области, налоговый орган, ответчик) от 18.12.2017 N 03-15/51526@ в части привлечения общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.05.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2018, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе УФНС России по Самарской области просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Также с кассационными жалобами на принятые по делу судебные акты в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в суд округа обратились Правительство Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, Министерство Управления финансами Самарской области, которые просят отменить принятые по делу судебные акты.

В обоснование жалоб Правительство Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, Министерство Управления финансами Самарской области ссылаются на то, что обжалуемые судебные акты нарушают их права и законные интересы.

Представители акционерного общества "Спецнефтеремонт", Правительства Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области, Министерства Управления финансами Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены.

В соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 02.10.2018 до 11 часов 15 минут 04.10.2018.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, арбитражный кассационный суд находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене в силу следующего.

Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации общества по налогу на имущество организаций за 12 месяцев 2016 года, по результатам которой вынесено решение от 04.09.2017 N 12-15/4771 о привлечении к налоговой ответственности.

Данным решением АО "Спецнефтеремонт" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде штрафа в сумме 55 778 руб., доначислен налог на имущество организаций в сумме 278 890 руб., пени в сумме 12 556 руб. 02 коп.

Не согласившись с вынесенным решением, налогоплательщик обжаловал его в УФНС России по Самарской области.

Решением УФНС России по Самарской области от 18.12.2017 N 03-15/51526@ решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области от 04.09.2017 N 12-15/4771 отменено по процессуальным основаниям, принято новое решение аналогичного содержания: налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 55 778 руб., доначислен налог на имущество в размере 278 890 руб., пени в сумме 12 556 руб. 02 коп.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения АО "Спецнефтеремонт" в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд признал, что АО "Спецнефтеремонт" правомерно исчисляло налог на имущество исходя из его среднегодовой стоимости.

Как установлено судом, заявителю на праве собственности принадлежит объект недвижимости с кадастровым номером 63:09:0302051:3963, расположенного по адресу: 445007, Самарская область, г. Тольятти, ул. Ларина, 151, площадь объекта 3193,3 кв. м, наименование объекта: нежилое помещение, состоящее из комнат: NN 1,2,3,4,5,6,16,17,18,19,20,21,22,23,24 (1 этаж, здание лит. А2); NN 26,27,28,29,30,31,32,33,34 (1 этаж, здание лит. A3); NN 35,36 (1 этаж (2-й уровень); здание лит. A3).

Основанием для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности послужили выводы налогового органа о занижении налогооблагаемой базы в отношении объектов недвижимости - нежилых помещений, расположенных в г. Тольятти по ул. Ларина, 151. Налоговым органом налог исчислен исходя из кадастровой стоимости нежилых помещений, определенной на основании Приказа Минэкономразвития России от 18.03.2011 N 113, исходя из среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости нежилых помещений в кадастровом квартале.

Суд признал выводы инспекции неправомерными, указав, что в приложении N 1 к постановлению Правительства Самарской области от 14.03.2012 N 118 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области" спорный объект недвижимости отсутствует; доказательств определения уполномоченным органом кадастровой стоимости объекта недвижимости в результате проведенной по решению Правительства Самарской области государственной кадастровой оценки в ходе рассмотрения дела налоговым органом не представлено. Не представлен также акт Правительства Самарской области об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.

Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.

Судебная коллегия в кассационной инстанции пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 373 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведение бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.

Исходя из положений пункта 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено пунктом 2, в соответствии с которым налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении перечисленных ниже видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые и торговые центры и помещения в них, 2) нежилые помещения, предназначенные в соответствии с кадастровым паспортом или фактически использующиеся для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства; 4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств.

Пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Под кадастровой стоимостью, согласно абзацу 8 статьи 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 данного Федерального закона.

Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа субъекта РФ либо в определенных случаях по решению органов местного самоуправления (абзац 1 статьи 24.12 Закона N 135-ФЗ). Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости (абзац 2 статьи 24.12 Закона N 135-ФЗ).

Результаты определения кадастровой стоимости подлежат утверждению исполнительным органом субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, передаче в Росреестр и официальному опубликованию (статья 24.17, абзац 1 статьи 24.18 Закона N 135-ФЗ в ред. от 23.07.2013). После этого сведения о кадастровой стоимости объекта вносятся в государственный кадастр недвижимости (подпункт 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").

Закон Самарской области от 25.11.2003 N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" (далее - Закон N 98-ГД) устанавливает и вводит на территории Самарской области налог на имущество организаций, определяет ставку, порядок и сроки его уплаты, льготы поданному налогу, а также устанавливает особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2007 N 79 "Об утверждении Положения о Министерстве имущественных отношений Самарской области" уполномоченным органом по составлению Перечня объектов, облагаемых налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости, расположенных на территории Самарской области, является Министерство.

Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области, утверждены постановлением Правительства Самарской области от 14.03.2012 N 118 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области" (далее - постановление N 118).

Согласно сведениям ЕГРН, объект капитального строительства с кадастровым номером 63:09:0302051:3963 (нежилое помещение, состоящее из комнат NN 1.2.3,4,5,6,16,17,18.19,20.21.22.23.24 (1 этаж; здание лит. А2); NN 26,27,28,29, 30,31,32,33,34 (1 этаж; здание лит. A3); NN 35,36 (2 уровень); здание лит. АЗ), поставлен на государственный кадастровый учет 09.08.2013 с площадью 3193,3 кв. м, то есть после утверждения результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области.

В соответствии со статьей 24.19 Закона N 135-ФЗ, при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Приказом Минэкономразвития РФ от 18.03.2011 N 113 был утвержден Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости (далее - Порядок).

Данный Порядок определяет правила определения кадастровой стоимости зданий, помещений, в том числе, при включении сведений в государственный кадастр недвижимости о ранее учтенном объекте недвижимости.

Согласно пункту 3.2 Порядка кадастровая стоимость помещения при образовании, создании здания, сооружения, объекта незавершенного строительства или его изменении в здании, сооружении, объекте незавершенного строительства в случае, если кадастровая стоимость помещений, расположенных в них, не установлена, определяется в соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Порядка.

В свою очередь, согласно пунктам 1.1, 2.1 Порядка, кадастровая стоимость здания в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее неучтенных зданий, определяется путем умножения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости объектов недвижимости соответствующего назначения по кадастровому кварталу, в котором расположено здание, на его площадь.

Учитывая, что кадастровый учет нежилого помещения с кадастровым номером 63:09:0302051:3963 был осуществлен в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценкой и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки, кадастровая стоимость данного нежилого помещения была определена исходя из среднего удельного показателя кадастровой стоимости нежилых помещений в кадастровом квартале 63:09:0302051 (10 481,67 руб. за кв. м), утвержденного постановлением N 118, и внесена в ЕГРН.

Данное обстоятельство - учет 09.08.2013 сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 63:09:0302051:3963, нашло отражение в обжалуемых судебных актах.

Следовательно, с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости подлежат использованию для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации (статья 24.20 Закона N 135-ФЗ).

Таким образом, поскольку сведения о кадастровой стоимости нежилого помещения в размере 33 471 116 руб. 81 коп. в установленном законом порядке не оспорены, они должны применяться для расчета налога на имущество.

Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 N 3033 спорный объект недвижимого имущества (порядковый номер 22845) включен в Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2016 год. В этой связи применительно к положениям статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении данного объекта должна определяться как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2016 года.

При этом акт установленной формы (пункт 1.3 Приказа N 113) не является обязательным документом для исчисления налога на имущество организаций.

Постановлением Правительства Самарской области от 20.08.2014 N 508 "О внесении изменений в Постановление Правительства Самарской области от 14.03.2012 N 118 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области" (далее - Постановление N 508) были внесены изменения в результаты оценки 2012 года.

Данным нормативно-правовым актом были изменены только кадастровая стоимость отдельных объектов недвижимости, поименованных в Приложении N 1 Постановления N 118, а также средние и минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости кадастровых кварталов. При этом среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости нежилых помещений кадастрового квартала 63:09:0302051 не изменено. Также Постановлением N 508 не утверждена кадастровая стоимость вновь образованных объектов недвижимости.

Таким образом, Постановление N 508 не является результатом государственной кадастровой оценки, проведенной в установленном порядке, и, следовательно, отсутствие в нем спорного объекта недвижимости не свидетельствует о невозможности определения кадастровой стоимости данного объекта по методике, установленной Порядком N 113.

Следовательно, налоговый орган правомерно установил налоговую базу исходя из кадастровой стоимости, определенной путем умножения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости нежилых помещений по кадастровому кварталу на его площадь. Выводы судов первой и апелляционной инстанции об обратном ошибочны.

С учетом изложенного, судебная коллегия суда кассационной инстанции полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в связи с неправильным применением судом первой и апелляционной инстанций норм материального права.

Поскольку все фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судами и не требуют дополнительного исследования, суд кассационной инстанции считает возможным кассационную жалобу удовлетворить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований АО "Спецнефтеремонт".

Производство по кассационным жалобам Правительства Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области, Министерства Управления финансами Самарской области подлежит прекращению по следующим основаниям.

Согласно статье 273 АПК РФ право кассационного обжалования вступивших в законную силу судебных актов судов первой и апелляционной инстанций имеют лица, участвующие в деле (статья 40 АПК РФ), и иные лица в предусмотренных Кодексом случаях.

Лица, не участвующие в деле, о правах и обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт по правилам, установленным этим Кодексом. Такие лица пользуются правами и несут обязанности лиц, участвующих в деле, и должны указать, о каких именно правах и обязанностях принят судебный акт, и представить подтверждающие доказательства (статья 42 АПК РФ).

Для возникновения права на обжалование судебных актов у лиц, не привлеченных к участию в деле, необходимо, чтобы оспариваемые судебные акты не просто затрагивали права и обязанности этих лиц, а были приняты непосредственно об их правах и обязанностях.

Суд кассационной инстанции исследовал материалы дела и доводы, содержащиеся в кассационных жалобах, и пришел к выводу о том, что изложенные в решении и постановлении судов первой и апелляционной инстанций фактические обстоятельства дела нельзя признать обстоятельствами, порождающими (прекращающими или изменяющими) права и обязанности Правительства Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области, Министерства Управления финансами Самарской области, судебные акты не содержат выводов относительно прав или обязанностей заявителей жалоб.

Изложенное свидетельствует о том, что на Правительство Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, Министерство Управления финансами Самарской области не распространяется действие статьи 42 АПК РФ, и эти лица не имеют права на подачу кассационной жалобы.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 281 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции возвращает кассационную жалобу, если при принятии кассационной жалобы установит, что кассационная жалоба подана лицом, не имеющим права на обжалование судебного акта в порядке кассационного производства.

Если это обстоятельство установлено после принятия кассационной жалобы к производству, производство по жалобе подлежит прекращению применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Самарской области от 15.05.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2018 по делу N А55-2446/2018 отменить, в удовлетворении заявленных требований акционерному обществу "Спецнефтеремонт" отказать.

Производство по кассационным жалобам Правительства Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области, Министерства Управления финансами Самарской области прекратить.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Председательствующий судья

А.Н.ОЛЬХОВИКОВ

 

Судьи

М.В.ЕГОРОВА

О.В.ЛОГИНОВ

 

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Электронный документ: вчера, сегодня, завтра

Несколько последних публикаций экспертов Synerdocs были посвящены электронным документам в судах и развитию системы электронного правосудия. В настоящей статье хотелось бы подвести некоторый итог и поднять вопрос о будущем электронного правосудия в России. А оно, как вы понимаете, напрямую связано с электронными документами

1
Чек-лист для проверки электронного документа на юридическую значимость

В этом году мы много говорили о представлении электронных документов в суд, не скупились на советы и рекомендации. При этом давно не поднимали тему юридической значимости. Пожалуй, с этого стоило начать цикл статей про электронное правосудие. Предлагаю обсудить, из чего же складывается юридическая значимость любого документа, и на что стоит обратить внимание при проверке документа на соответствие требованиям действующего законодательства в области ЭДО. Информация будет полезна всем: кто уже работает с электронными аналогами и тем, кто только открывает для себя новую область знаний.