Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Письма / Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.03.2017 г. № А19-19133/2015

Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.03.2017 г. № А19-19133/2015

Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются. Исходя из смысла и содержания указанных норм права, арбитражные суды пришли к правомерному выводу о том, что предусмотренный названной нормой права перечень случаев не включения сумм субсидий является исчерпывающим и правильно включили в предмет судебного исследования вопросы о наличии (отсутствии) государственного регулирования цен при осуществлении обществом спорных авиаперевозок, наличии нормативно-правовых актов, устанавливающих льготу при оплате стоимости проезда воздушным транспортом и отнесения (невозможности отнесения) полученных по соглашению и договору сумм к субсидиям, предусмотренным ст. 154 НК РФ.

29.03.2017Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14.03.2017 г. № А19-19133/2015

 

Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2017 года.

Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2017 года.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Сонина А.А.,

судей: Загвоздина В.Д., Новогородского И.Б.,

при участии в судебном заседании представителей акционерного общества "Авиакомпания "Ангара" Иванова Е.С. (доверенность от 13.12.2016), Красильниковой А.В. (доверенность от 25.11.2016), Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска Циваня А.П. (доверенность от 19.01.2017), Березина А.Р. (доверенность от 10.01.2017), Скуратовой Е.П. (доверенность от 19.01.2017),

КонсультантПлюс: примечание.В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду дело номер А19-19133/2015, а не А19-19133/2016.

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Авиакомпания "Ангара" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 сентября 2016 года по делу N А19-19133/2016, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 ноября 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции - Луньков М.В., суд апелляционной инстанции: Ткаченко Э.В., Никифорюк Е.О., Желтоухова Е.В.),

 

установил:

 

закрытое акционерное общество "Авиакомпания "Ангара" (далее - общество, ЗАО "Авиакомпания "Ангара") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 10.09.2015 N 12-23/17-1257 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 22 148 451 рублей, пени в сумме 5 829 346 рублей, штрафа в сумме 289 083 рублей.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство регионального развития Республики Алтай, Министерство территориального развития Забайкальского края.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 13 сентября 2016 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 ноября 2016 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Судебные акты приняты со ссылкой на статьи 154, 162 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", статьи 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Не согласившись с судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить. Судом первой и апелляционной инстанций, как полагает заявитель, неправильно применены положения статей 154, 162 Налогового кодекса Российской Федерации, неверно дана оценка представленным доказательствам.

В представленном отзыве налоговый орган заявил о своем согласии с обжалуемыми судебными актами.

В судебном заседании представители общества и налогового органа подтвердили соответственно доводы кассационной жалобы и отзыва на нее.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судами, инспекцией на основании решения от 24.12.2014 N 13-16/20-3465 проведена выездная налоговая проверка общества за период с 01.01.2011 по 31.12.2013.

По результатам проверки составлен акт от 22.06.2015 N 12-21/7-971 и вынесено решение от 10.09.2015 N 12-23/17/1257 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, за неуплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа сумме 289 083 рублей, статьей 123 Налогового кодекса РФ, за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) в установленный срок сумм налога на доходы физических лиц, подлежащих перечислению налоговым агентом в виде штрафа в сумме 1 221 612 рублей. На суммы неуплаченных налогов инспекцией начислены пени в общей сумме 9 024 917 рублей.

Указанным решением налогоплательщику предложено уплатить доначисленные штрафы и пени, а также налоги в общей сумме 25 730 696 рублей, в том числе: 22 148 451 рублей - налог на добавленную стоимость.

Основанием для доначисления налога на добавленную стоимость, соответствующих пени налоговых санкций послужили выводы инспекции о неправомерном не исчислении ЗАО "Авиакомпания "Ангара" налога на добавленную стоимость с суммы полученных от Министерства территориального развития Забайкальского края и Министерства регионального развития Республики Алтай бюджетных средств в виде субсидий в общей сумме 123 046 951 рублей на цели, не связанные с государственным регулированием цен и применением льгот, установленных законодательством Российской Федерации.

Не согласившись с решением налогового органа, общество обжаловало его в Управлении Федеральной налоговой службы по Иркутской области, решением которого от 18.11.2015 N 26-13/019572@ апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.

Заявитель, полагая, что названное решение налогового органа не соответствуют законодательству о налогах и сборах, оспорил его в судебном порядке.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что полученные налогоплательщиком от Министерства территориального развития Забайкальского края и Министерства регионального развития Республики Алтай субсидии подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации. Поскольку суммы денежных средств, фактически полученные обществом в 2011-2013 годах из бюджетов Забайкальского края и Республики Алтай, не включали суммы налога на добавленную стоимость, основания для применения к налоговой базе расчетной ставки (18/118) у налогового органа отсутствовали.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает выводы судов обоснованными, в силу следующего.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом в целях настоящей главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).

Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). При этом при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (пункты 1 и 2 статьи 152 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно положениям пунктов 1 и 2 статьи 157 указанного Кодекса налоговая база при осуществлении перевозок (за исключением пригородных перевозок в соответствии с абзацем третьим подпункта 7 пункта 2 статьи 149 настоящего Кодекса), в том числе пассажиров, воздушным транспортом определяется как стоимость перевозки (без включения в нее налога), а при реализации проездных документов по льготным тарифам налоговая база исчисляется исходя из этих льготных тарифов.

Налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153 - 158 Кодекса, увеличивается на суммы полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров, работ, услуг (подпункт 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации).

К подобным суммам финансовой помощи относятся также суммы субсидий, предоставляемых налогоплательщикам бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров, работ, услуг с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

Исходя из смысла и содержания указанных норм права, арбитражные суды пришли к правомерному выводу о том, что предусмотренный названной нормой права перечень случаев не включения сумм субсидий является исчерпывающим и правильно включили в предмет судебного исследования вопросы о наличии (отсутствии) государственного регулирования цен при осуществлении обществом спорных авиаперевозок, наличии нормативно-правовых актов, устанавливающих льготу при оплате стоимости проезда воздушным транспортом и отнесения (невозможности отнесения) полученных по соглашению и договору сумм к субсидиям, предусмотренным статьей 154 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, проверкой установлено, что в проверяемом периоде между ЗАО "Авиакомпанией "Ангара" (Перевозчик) и Министерством территориального развития Забайкальского края (Заказчик) в соответствии с Законом Забайкальского края от 18.12.2009 N 312-ЗЗК "Об организации транспортного обслуживания населения на маршрутах пригородного и межмуниципального сообщения на территории Забайкальского края", Постановлением Правительства Забайкальского края от 16.02.2010 N 49 "Об утверждении Порядка предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения части затрат или недополученных доходов в связи с оказанием транспортных услуг населению, возникающих при выполнении социально значимых перевозок", Соглашением о взаимодействии и сотрудничестве Правительства Забайкальского края и ЗАО "Авиакомпанией "Ангара" от 01.11.2010 заключены договоры "На организацию транспортного обслуживания населения воздушным транспортом по социально значимым маршрутам на территории Забайкальского края" от 11.01.2011 N 445, от 02.03.2012 N 07/2012-76, от 11.01.2013 N А/9-13/31.

Из материалов дела также следует, что между ЗАО "Авиакомпанией "Ангара" (Получатель) и Министерством регионального развития Республики Алтай (Министерство) на основании Положения о Министерстве регионального развития Республики Алтай, утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай от 18.05.2006 N 99, Порядка предоставления из республиканского бюджета Республики Алтай субсидий на возмещение части затрат, связанных с организацией авиарейсов на территории Республики Алтай по маршруту Новосибирск - Горно-Алтайск - Новосибирск, утвержденным постановлением Правительства Республики Алтай от 14.03.2011 г. N 43, протоколом сопоставления и оценки заявок, заключены Соглашения от 16.03.2012 и от 26.05.2011, в соответствии с которым Министерство предоставляет субсидию на возмещение части затрат, связанных с организацией авиарейсов на территории Республики Алтай по маршруту Новосибирск - Горно-Алтайск - Новосибирск, периодичностью - круглый год (от двух до четырех раз в неделю) на основании ежемесячных расчетов, предоставляемых Получателем.

Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, условия указанных соглашений и договоров, арбитражные суды пришли к правомерным выводам о том, что полученные налогоплательщиком в период 2011-2013 годов субсидии не являются денежными средствами, направленными на возмещение расходов в связи с применением государственных регулируемых цен и тарифов на авиаперевозки, или в связи с авиаперевозками льготной категории граждан, определенных в качестве таковых Российским законодательством, и подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации.

Данные выводы основаны на правильном толковании норм материального права, соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств, при оценке которых требования статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе о распределении бремени доказывания, судами не нарушены.

Доводы общества о неправильном применении судами статей 154, 162 Налогового кодекса Российской Федерации, по сути, выражают несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств.

Несогласие заявителя с выводами судов, основанными на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка, не означает судебной ошибки (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судами, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Доводы жалобы направлены на переоценку выводов суда первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.

Нарушений судом первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, не установлено.

Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

 

постановил:

 

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 сентября 2016 года по делу N А19-19133/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 ноября 2016 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председательствующий

А.А.СОНИН

 

Судьи

В.Д.ЗАГВОЗДИН

И.Б.НОВОГОРОДСКИЙ

 

 

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок