Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Уральского округа от 26.12.2013 г. № Ф09-13522/13

Постановление ФАС Уральского округа от 26.12.2013 г. № Ф09-13522/13

Суд обоснованно признал, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:56:040301:35, рассчитанная органом кадастрового учета в связи с внесением 12.12.2011 г. в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка, существенно превышает его рыночную стоимость, и подлежит установлению в размере 17 928 024 руб., равном рыночной стоимости, определенной по состоянию на 12.12.2011 г., с момента вступления в силу постановления суда по рассматриваемому требованию.

16.01.2014Российский налоговый портал 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26.12.2013 г. № Ф09-13522/13

Дело N А07-18994/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2013 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2013 г.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Лазарева С.В.,

судей Сулейменовой Т.В., Рябовой С.Э.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альянс-3" (далее - общество) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2013 по делу N А07-18994/2012 Арбитражного суда Республики Башкортостан.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебном заседании участие не приняли.

Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - Управление Росреестра) об установлении кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 16 942 кв. м с кадастровым номером 02:56:040301:35, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Элеваторная, 1а, в размере его рыночной стоимости в сумме 17 928 024 руб., на момент определения его кадастровой стоимости по состоянию на 12.12.2011, и возложении на Управление Росреестра обязанности принять решение о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о стоимости земельного участка с кадастровым номером 02:56:040301:35 в размере 17 928 024 руб. по состоянию на 12.12.2011 и направить данное решение для исполнения в филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан (далее - кадастровая палата).

Определением суда первой инстанции от 27.11.2012 на основании заявления истца произведена замена ненадлежащего ответчика - Управления Росреестра, на надлежащего - кадастровую палату.

Решением суда первой инстанции от 07.12.2012 (судья Кручинина Н.Е.) исковые требования удовлетворены. Кадастровая стоимость спорного земельного участка признан равной его рыночной стоимости 17 928 024 руб. по состоянию на 12.12.2011.

Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2013 (судьи Ермолаева Л.П., Карпачева М.И., Суспицина Л.А.) суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация городского округа "город Стерлитамак" (далее - администрация).

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2013 (судьи Ермолаева Л.П., Соколова И.Ю., Карпачева М.И.) решение суда отменено. Исковые требования удовлетворены. Кадастровая стоимость земельного участка площадью 16 942 кв. м установлена в размере его рыночной стоимости 17 928 024 руб.

В кассационной жалобе общество просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на нарушение ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 5 ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неправильное применение ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 346-ФЗ). Заявитель полагает, что у суда апелляционной инстанции не имелось оснований для привлечения к участию в деле администрации г. Стерлитамака, поскольку судом первой инстанции выводов о правах органа местного самоуправления не сделано и решением суда на него не возложены какие-либо обязанности. По мнению заявителя, судом апелляционной инстанции не приведено мотивов, по которым отклонены требования общества об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости по состоянию на 12.12.2011. Заявитель считает, что в документе, являющемся основанием для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, должна быть указан дата, по состоянию на которую вносятся сведения. В противном случае, как полагает заявитель, обязанность по внесению в кадастр новой кадастровой стоимости возникнет у органа кадастрового учета только после вступления в законную силу решения суда.

В отзыве на кассационную жалобу администрация г. Стерлитамака указывает на несостоятельность доводов заявителя, просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Как установлено судами, в государственный кадастр недвижимости 15.05.2006 внесена запись о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка общей площадью 16 942 кв. м, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Элеваторная, 1а, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для обслуживания нежилых строений: производственного здания, компрессорной, производственного здания, котельной, сторожевой будки, производственного цеха, бытовки. Данному участку присвоен кадастровый номер 02:56:040301:35.

Согласно кадастровому паспорту от 06.04.2012 N 02/12/1-151024 кадастровая стоимость поименованного земельного участка составила 42 769 909 руб. 58 коп.

По договору от 20.03.2012 N 83-12-59зем указанный земельный участок передан администрацией г. Стерлитамака в лице Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по г. Стерлитамаку обществу в аренду на срок с 01.01.2010 по 30.12.2025.

Договор аренды зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28.03.2013.

По заданию общества обществом с ограниченной ответственностью "Б.И.Н.-ЭкспертЪ" (далее - общество "Б.И.Н.-ЭкспертЪ") подготовлен отчет от 04.05.2012 N 142-12-Н об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 02:56:040301:35. В результате проведенного исследования рыночная стоимость объекта оценки по состоянию на 12.12.2011 определена оценщиком в размере 17 928 024 руб.

Экспертным советом Общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков" было подготовлено экспертное заключение от 09.06.2012 N 311/2012 на отчет N 142-12-Н об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 02:56:040301:35. Отчет от 04.05.2012 N 142-12-Н признан экспертом соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.

Общество 27.06.2012 обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Башкортостан с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 02:56:040301:35.

Согласно выписке из протокола заседания комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Башкортостан от 13.07.2012 N 11 решение по результатам рассмотрения обращения общества не принято, заявителю рекомендовано обжаловать кадастровую стоимость земельного участка в судебном порядке.

Общество, полагая, что имеются правовые основания для пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что представленные истцом доказательства свидетельствуют о значительном расхождении установленной кадастровой стоимости земельного участка с его рыночной стоимостью.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, пришел к выводу о том, что судебным актом затронуты права и законные интересы лица, не привлеченного к участию в деле, - администрации г. Стерлитамака, как органа местного самоуправления уполномоченного на распоряжение земельными участками на территории муниципального образования.

В соответствии с абз. 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В силу п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 66 названного Кодекса (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ).

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. При этом в силу правил п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

Учитывая, что обществу по договору аренды передан земельный участок, полномочия по распоряжению которым осуществляет администрация г. Стерлитамака, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что вопрос об изменении описания и/или характеристик земельного участка, подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости в отношении земель, принадлежащих определенному субъекту (в частности, публичному собственнику), не может быть разрешен без привлечения к участию в деле соответствующего собственника, уполномоченным представителем которого является администрация.

Суд апелляционной инстанции, оценив представленный истцом отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 04.05.2012 N 142-12-Н, приняв во внимание заключение Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 09.06.2012 N 311/2012, а также заключение экспертизы, проведенной в рамках судебного разбирательства, согласно которым названный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, обоснованно признал, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:56:040301:35, рассчитанная органом кадастрового учета в связи с внесением 12.12.2011 в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка, существенно превышает его рыночную стоимость, и подлежит установлению в размере 17 928 024 руб., равном рыночной стоимости, определенной по состоянию на 12.12.2011, с момента вступления в силу постановления суда по рассматриваемому требованию.

Довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии у суда апелляционной инстанции оснований для привлечения администрации г. Стерлитамака к участию в деле, не принимается с учетом вышеизложенного.

Ссылки общества на необходимость установления судом даты, по состоянию на которую должны быть внесены сведения в государственный кадастр недвижимости об изменении кадастровой стоимости, подлежат отклонению, поскольку основанием для внесения органом кадастрового учета указанных изменений является вступивший в законную силу судебный акт.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2013 по делу N А07-18994/2012 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альянс-3" - без удовлетворения.

Председательствующий

С.В.ЛАЗАРЕВ

Судьи

Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА

С.Э.РЯБОВА

Разместить:
Василий
20 января 2014 г. в 11:33

На наш взгляд, имеются достаточные основания для дальнейшего обжалования Постановления ФАС в Высший Арбитражный суд: 1) Судом апелляционной инстанции для участия в деле незаконно привлечена администрация города. Основанием для спора являлось определение правильной кадастровой стоимости земли и администрация города никакого отношения к данному содержанию спора не имеет. Она не может ни опровергнуть, ни подтвердить расчета кадастровой стоимости, это - вне компетенции городской администрации. Вопросы арендных отношений, к которым имеет отношение администрации города, не были затронуты в деле. Что касается земельного налога, к увеличению сбора которого имеет отношение местная администрация, то налог исчисляется с правильной кадастровой оценки земли. Но кадастровая оценка земли предоставляется налоговому органу не местной администрацией, а органом кадастрового учета. Местная администрация может заключить договор с органом кадастрового учета на проведение кадастровой оценки земель к определенному сроку, но при этом никак не может повлиять на результаты кадастровой оценки земель. Привлечение для участие в данном деле городской администрации - очередное свидетельство зависимости суда от власти; 2) Договор аренды земли заключен с организацией на период, начиная с 2010 года, значит и размер земельного налога должен исчисляться с 2010 года исходя из кадастровой стоимости земли на 2010 год, а не с даты вступления в силу решения суда.

Velho Safado
21 января 2014 г. в 11:20

1. Извините, Василий, но Вы сами себе противоречите. Если в результате пересмотра кадастровой стоимости земельного участка подлежит пересмотру и размер арендной платы за землю зачисляемой впредь (и, особенно, ранее зачисленной) в бюджет муниципального образования, то это не может не затрагивать права третьих лиц - администрации муниципального образования. Таким образом привлечение её в процесс судом правомерно.

2. Причем тут, собственно, земельный налог? Земля-то в аренде.

Velho Safado
21 января 2014 г. в 11:25

А вот насчёт срока, с которого устанавливается новая стоимость ЗУ, пожалуй, стоит попробовать.

С учётом момента, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и он начал предпринимать попытки к устранению их нарушения, и срока исковой давности.

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок