Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Определения / Определение ВАС РФ от 30.12.2013 г. № ВАС-18588/13

Определение ВАС РФ от 30.12.2013 г. № ВАС-18588/13

Статьей 105.16 Налогового кодекса установлена обязанность налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 настоящего Кодекса.

13.01.2014Российский налоговый портал 

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

№ ВАС-18588/13

Москва                                                                                                     30  декабря 2013 г.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Никифорова С.Б., судей Валявиной Е.Ю., Сарбаша С.В., рассмотрев в судебном заседании заявление закрытого акционерного общества «Вольво Восток» (город Калуга) о пересмотре в порядке надзора решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.09.2013 по делу № ВАС-10012/13,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Автофрамос», закрытое акционерное общество «Вольво Восток», общество с ограниченной ответственностью «Орифлэйм Косметикс» (далее - организации) обратились в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлениями о признании частично недействующим приказа Федеральной налоговой службы от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@ «Об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках, порядка ее заполнения, а также формата представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме и порядка представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в электронной форме» (далее  - приказ ФНС России) как не соответствующего Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).

Организации просили признать приказ ФНС России недействующим в части приложений №№ 1, 2, 3 к нему, устанавливающих обязательное заполнение следующих пунктов (полей): 121 - 124, 131 - 135 раздела 1А; 040, 043, 045, 070, 080, 090, 100, 110, 120, 130, 140, 150 раздела 1Б; 020,

030, 060, 070, 080, 090 раздела 2; 020, 030 подраздела I раздела 3 (в части указания идентификационного номера физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем); подраздела II раздела 3 (кроме сведений о гражданстве физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем).

Организации обосновывали свои требования тем, что приказ ФНС России в оспариваемой части не соответствует пункту 3 статьи 105.16 Налогового кодекса, нарушает их права в процессе осуществления предпринимательской деятельности, возлагая дополнительные обязанности, не предусмотренные этим Кодексом.

Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.09.2013 в удовлетворении требований организациям отказано.

Закрытое акционерное общество «Вольво Восток» (далее - заявитель) обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре в порядке надзора названного судебного акта, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении норм права.

Рассмотрев доводы, приведенные в заявлении, изучив оспариваемый судебный акт и проверив материалы дела, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к выводу о том, что дело подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Статьей 105.16 Налогового кодекса установлена обязанность налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 настоящего Кодекса. Сведения о контролируемых сделках указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

В пункте 3 этой статьи определена информация, которую должны содержать сведения о контролируемых сделках:

1) календарный год, за который представляются сведения о совершенных налогоплательщиком контролируемых сделках;

2) предметы сделок;

3) сведения об участниках сделок:

полное наименование организации, а также идентификационный номер налогоплательщика (в случае, если организация состоит на учете в налоговых органах в Российской Федерации);

фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя и его идентификационный номер налогоплательщика;

фамилия, имя, отчество и гражданство физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;

4) сумма полученных доходов и (или) сумма произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию.

В соответствии с пунктом 4 этой статьи, вышеупомянутые сведения могут быть подготовлены по группе однородных сделок.

Рассмотрев дело в качестве суда первой инстанции, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации отказал в удовлетворении заявлений организаций, исходя из того, что оспариваемые положения приказа ФНС России находятся в системной связи не только с пунктом 3 статьи 105.16 Налогового кодекса, но и иными положениями законодательства о налогах и сборах.

Суд первой инстанции сделал вывод о том, что уведомление должно содержать достаточно информации для проведения налоговой проверки цен контролируемой сделки и последующего вывода должностных лиц, осуществляющих эту проверку, о соответствии (несоответствии) цен проверяемой сделки рыночным ценам без использования дополнительных мероприятий налогового контроля, предусмотренных в главе 14.5 Налогового кодекса.

В подтверждение этого вывода, помимо прочего, суд первой инстанции сослался на пункт 1 статьи 105.17 Кодекса, согласно которому проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в том числе на основании уведомления.

Проанализировав оспариваемые положения приказа ФНС России, суд сделал вывод об их связи с иными, помимо пункта 3 статьи 105.16 Налогового кодекса, его нормами.

Заявитель, оспаривая указанный судебный акт в порядке надзора, указывает следующее.

Статьей 105.14 Налогового кодекса определено, что в целях настоящего Кодекса контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей).

Статья 105.16 Налогового кодекса устанавливает порядок уведомления налогоплательщиками налоговых органов о совершении контролируемых сделок и предусматривает сведения, которые должны содержаться в уведомлениях о контролируемых сделках (далее - уведомление, уведомление о контролируемых сделках), направляемых налогоплательщиком в налоговый орган.

В соответствии с пунктом 1 статьи 105.17 Налогового кодекса, проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (далее - проверка) проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по месту его нахождения на основании, в том числе, уведомления о контролируемых сделках, направленного в соответствии со статьей 105.16 настоящего Кодекса.

При проведении проверок федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, вправе проводить мероприятия налогового контроля, установленные статьями 95 - 97 Налогового кодекса. При этом контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных проверок (абзац 3 пункта 1 статьи 105.17 Налогового кодекса).

Проверка проводится на основании решения о проведении проверки, которое может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения уведомления (пункт 2 статьи 105.17 Налогового кодекса).

В силу пункта 6 статьи 105.17 Налогового кодекса, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, вправе направить налогоплательщику в порядке, предусмотренном пунктами 1, 2 и 5 статьи 93 настоящего Кодекса, требование о представлении документации, предусмотренной статьей 105.15 настоящего Кодекса, в отношении проверяемой сделки (группы однородных сделок).

Должностное лицо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, проводящее проверку, вправе истребовать документы (информацию) у участников проверяемых сделок, располагающих документами (информацией), касающимися (касающейся) этих сделок. Истребование документов в соответствии с настоящим пунктом производится в порядке, аналогичном порядку истребования документов, установленному статьей 93.1 настоящего Кодекса (пункт 7 статьи 105.17 Налогового кодекса).

Из приведенных норм Налогового кодекса заявитель делает вывод о том, что представление налогоплательщиком уведомления фактически имеет целью информирование налогового органа о контролируемых сделках и не может подменять все последующие этапы налогового контроля, проводимые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, предусмотренные главой 14.5 Налогового кодекса «Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами».

Эта цель достигается включением в уведомление сведений, определенных пунктом 3 статьи 105.16 Налогового кодекса.

Данный пункт предусматривает указание в уведомлении сведений по конкретному перечню, а не любых сведений, имеющих отношение к контролируемым сделкам; возможность расширительного толкования перечня из Налогового кодекса не следует.

Заявитель не соглашается с признанием за федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов права вместо истребования информации и документов, которые могут потребоваться в отношении конкретной контролируемой сделки налогоплательщика возлагать на всех налогоплательщиков общую обязанность по самостоятельному представлению информации вне зависимости от того, есть ли в ней действительная необходимость применительно к каждому случаю.

Так, к незаконно истребуемой оспариваемыми положениями приказа ФНС России информации относятся, по мнению заявителя, основания и особенности отнесения сделок к контролируемым, коды предмета сделок, условий поставки и единиц измерения, страны происхождения товаров, место совершения сделки и отправки товара, цена за единицу товара и его количество, дополнительная информация об участниках сделок и ряд другой информации.

Учитывая изложенное, заявитель приходит к выводу о том, что уведомления предоставляют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов возможность получить информацию о факте совершения контролируемых сделок, то есть оценить целесообразность проведения иных форм налогового контроля, например, истребования документации.

В случае необходимости дальнейшей детализации полученных сведений указанный орган в силу приведенных норм Налогового кодекса наделен рядом соответствующих полномочий по их проверке.

Анализ структуры раздела V.1 Налогового кодекса подтверждает направленность института уведомления на информирование о фактах совершения контролируемых сделок: статья 105.16 «Уведомление о контролируемых сделках» расположена в главе 14.4 «Контролируемые сделки. Подготовка и представление документации в целях налогового контроля. Уведомление о контролируемых сделках». Между тем полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, направленные на осуществление проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, урегулированы в другой главе раздела V.1 - в главе 14.5 «Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами».

Заявитель также отмечает, что историческое толкование содержания законопроекта при принятии федерального закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» свидетельствует об отсутствии воли законодателя на указание в уведомлении, в том числе такой дополнительной информации, как наименования и коды товаров.

Заявитель считает, что список сведений, подлежащих представлению в соответствии с пунктом 3 статьи 105.16 Налогового кодекса РФ, является исчерпывающим на этапе уведомления о контролируемых сделках. И только на этапе проверки в соответствии со статьей 105.17 Налогового кодекса РФ федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, им может быть предъявлено требование о представлении документации, предусмотренной статьей 105.15 Налогового кодекса РФ.

По мнению заявителя, оспариваемые положения приказа ФНС России, предусматривающие включение в уведомление дополнительных сведений, по существу влекут избыточный и чрезмерный налоговый контроль, приводят к многократному увеличению бремени налогоплательщиков по заполнению уведомлений, лишают их гарантий, предусмотренных на соответствующих этапах налогового контроля, тем самым противоречат пункту 1 статьи 4 Налогового кодекса, исключающему дополнение законодательства о налогах и сборах нормативными актами федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 6 Налогового кодекса, нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт вводит обязанности, не предусмотренные настоящим Кодексом, или изменяет

определенное настоящим Кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом.

Учитывая изложенное, коллегия судей усматривает основания, установленные пунктом 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела № ВАС-10012/13 Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на рассмотрение Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.09.2013.

Руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

передать дело № ВАС-10012/13 Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.09.2013.

Направить копии определения и заявления лицам, участвующим в деле.

Предложить лицам, участвующим в деле, представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзыв на заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора до 10 февраля 2014 года.

Председательствующий судья С.Б. Никифоров

Судья Е.Ю. Валявина

Судья С.В. Сарбаш

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Суфиянова Татьяна
Суфиянова Татьяна

Российский налоговый портал

Ошибки риэлтора могут помешать получению имущественного вычета

При совершении сделок при покупке или продаже жилья советую быть внимательным при подписании договора купли-продажи. В противном случае покупатель не сможет вернуть НДФЛ в полном размере.

12
Легкая судьба электронных документов в суде

Бухгалтерские документы отражают важную информацию о хозяйственной деятельности организации.