Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Определения / Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 06.11.2013 г. № 33-7122/2013

Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 06.11.2013 г. № 33-7122/2013

Поскольку принадлежащее А. транспортное средство по своим конструкторским особенностям и назначению относится к грузовым автомобилям, то при исчислении суммы налога применению подлежала налоговая ставка для грузовых автомобилей. Законом Хабаровского края от 10.11.2005 года № 308 «О региональных налогах и налоговых льготах Хабаровского края» для автомобилей грузовых с мощностью двигателя от 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно установлена налоговая ставка 40 рублей с каждой лошадиной силы (статья 6).

12.12.2013Российский налоговый портал 

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 06.11.2013 г. № 33-7122/2013

Судья: Костюк Г.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Т.А.Разуваевой,

членов коллегии судей Е.А. Бузыновской, К.В. Аноприенко,

при секретаре К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Хабаровскому края на решение Охотского районного суда Хабаровского края от 23 августа 2013 года, принятое по гражданскому делу по заявлению А. об обжаловании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Хабаровскому края о начислении транспортного налога.

Заслушав доклад судьи Бузыновской Е.А., объяснения представителя Межрайонной инспекции ФНС N 3 по Хабаровскому краю С., судебная коллегия

установила:

А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 3 по Хабаровскому краю о начислении транспортного налога. В заявлении указала, что является владельцем автомобиля марки <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком N. Получив уведомление о начислении транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, уплатила его ДД.ММ.ГГГГ. На ее обращение о разъяснении порядка и размера начисления налога МИФНС N по Хабаровскому края в письме от ДД.ММ.ГГГГ N сообщила, что расчет налога произведен по ставке для грузовых автомобилей с двигателем мощностью свыше 100 лошадиных сил, поскольку ставка транспортного налога определяется в зависимости от мощности двигателя и типа объекта налогообложения, а в паспорте транспортного средства указан тип автомобиля "грузовой-бортовой". Считает, что ставка транспортного налога определена неверно, и размер налога подлежит перерасчету. В ПТС указано, что принадлежащий ей автомобиль относится к категории "В", что по классификации Венской конвенции о дорожном движении соответствует типу транспортных средств "легковые автомобили". Следовательно, транспортный налог надлежало начислять по ставке, установленной для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 лошадиных сил, что ниже ставки установленной для грузовых автомобилей с двигателем мощностью свыше 100 лошадиных сил. Просила признать решение налогового органа о начислении транспортного налога незаконным, произвести перерасчет транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, возвратив ей сумму излишне уплаченного налога <данные изъяты> и уплаченную государственную пошлину <данные изъяты>.

Решением Охотского районного суда Хабаровского края от 23.08.2013 года заявление А. удовлетворено. Решение Межрайонной инспекции ФНС N 3 по Хабаровскому краю о начисление транспортного налога на автомобиль марки <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком N по ставке налога за грузовой автомобиль мощностью двигателя свыше 100 лошадиных сил признано незаконным. На налоговый орган возложена обязанность произвести перерасчет суммы транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, и возвратить заявителю <данные изъяты> из бюджета Хабаровского края, и государственную пошлину <данные изъяты>.

В апелляционной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Хабаровскому краю просит решение суда отменить, ссылаясь его на незаконность. Считает, что судом дано неверное толкование норм материального права - Конвенции о дорожном движении и совместному приказу от ДД.ММ.ГГГГ МВД России N, Минпромэнерго России N, Минэкономразвития России N, и содержанию паспорта транспорта средства. В паспорте транспортного средства марки <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком N указана категория транспортного средства "В", что согласно Венской конвенции о дорожном движении свидетельствует о принадлежности автомобиля к таким типам транспортных средств, как легковой автомобиль или малотоннажный грузовой автомобиль. В ПТС указано, что принадлежащий А. автомобиль относится к грузовому типу транспортных средств. Следовательно, ставка транспортного налога применена верно, и оснований для его перерасчета не имеется. На налоговый орган не возложена обязанность проверять соответствие сведений, указанный в ПТС, фактическому типу автомобиля.

Заслушав пояснения представителя Межрайонной инспекции ФНС N 3 по Хабаровскому краю С. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ), изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает необходимым отменить постановленное судом первой инстанции решение по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Однако данным требованиям решение суда первой инстанции не отвечает.

Удовлетворяя заявление А., суд первой инстанции исходил из того, что в паспорте транспортного средства содержится противоречие в графах о типе и категории транспортного средства, поэтому налоговому органу при определении ставки транспортного налога надлежало руководствоваться пунктом 7 статьи 3 части 1 Налогового Кодекса РФ, в соответствии с которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). А, следовательно, применению подлежала наименьшая ставка налога - ставка налога, установленная для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 лошадиных сил.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он противоречит нормам материального права и установленным по делу обстоятельствам.

В соответствии со статьями 356, 358, 360, 361, 362 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Объектом налогообложения являются, в том числе, и автомобили. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. Налоговые ставки устанавливаются для легковых автомобилей и для грузовых автомобилей в зависимости от мощности двигателя (с каждой лошадиной силы). Сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода (календарный год), исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Транспортный налог на территории Хабаровского края введен Законом Хабаровского края от 10.11.2005 года N 308 "О региональных налогах и налоговых льготах Хабаровского края", которым установлены ставки этого налога для легковых и грузовых транспортных средств, размер которых зависит от мощности двигателей и типов транспортных средств.

Налоговый кодекс РФ и Закон Хабаровского края от 10.11.2005 года N 308 "О региональных налогах и налоговых льготах Хабаровского края" не определяют понятия грузового и легкового автомобиля для целей налогообложения, поэтому для определения характеристики типа автомобиля следует руководствоваться общими понятиями, используемыми в других отраслях законодательства РФ (статья 11 Налогового кодекса РФ).

Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории РФ, осуществляется в соответствии с законодательством РФ путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов (пункт 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").

Согласно постановлению Совета Министров - Правительства РФ от 18.05.1993 года N 477 "О введении паспортов транспортных средств" и Правилам регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 24.11.2008 года N "О порядке регистрации транспортных средств", основным документом, действующим на территории Российской Федерации для регистрации транспортных средств и допуска их к эксплуатации и участию в дорожном движении является паспорт транспортного средства.

Таким образом, налоговые органы, определяя налоговую базу и налоговую ставку для исчисления суммы транспортного налога по конкретному транспортному средству, если налогоплательщиком является физическое лицо, руководствуется сведениями, содержащимися в паспорте транспортного средства, которые предоставлены органом, осуществляющим государственную регистрацию транспортных средств.

В Конвенции о дорожном движении (Вена, 08.11.1968 года) указано, что термин "автомобиль" означает механическое транспортное средство, используемое обычно для перевозки людей или грузов (статья 1 Конвенции). К категории транспортных средств "В", на право управления которыми может быть выдано воительское удостоверение, относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо водителя, не превышает восьми (Приложение 6 Конвенции).

Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 года, паспорта транспортных средств выдаются на полнокомплектные автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя 50 куб. см и более и максимальной конструктивной скоростью 50 км/час и более, подлежащие регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения ММВД России. К полнокомплектным транспортным средствам относятся транспортные средства: грузовые автомобили, оборудованные кабиной, двигателем, кузовом или имеющие иное исполнение загрузочного пространства (седельно-сцепное устройство, кузов-фургон, крановая установка и т.п.); легковые автомобили и автобусы, оборудованные кузовами и двигателями. При оформлении паспортов транспортных средств в строке "3. "Наименование (тип ТС)" указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением. В строке "4. "Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)" указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, в частности "B" - автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми (пункты 3, 25, 27, 28 Положения).

В Сравнительной таблице категорий транспортных средств (ТС) по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и по классификации Конвенции о дорожном движении (Приложение N 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств) указано, что к категории ТС, которые по Конвенции о дорожном движении классифицируются как "В" (автомобили, разрешенной максимальной массой не более 3,5 тонн и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8), относятся по классификации КВТ ЕЭК ООН - механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), и механические транспортные средства для перевозки грузов максимальной массой не более 3,5 тонн.

Системное толкование приведенных норм права позволяет сделать вывод, что категория транспортного средства "B" в равной степени может быть присвоена как легковым, так и малотоннажным грузовым автомобилям массой до 3,5 тонн. А тип транспортного средства будет определяться в зависимости от его конструкторских особенностей и назначения - наличия или отсутствия кабины, двигателя, кузова или имеющее иное исполнение загрузочного пространства.

В паспорте транспортного средства N, выданного ДД.ММ.ГГГГ на автомобиль марки <данные изъяты>, указано, что с ДД.ММ.ГГГГ автомобиль зарегистрирован за собственником А. В третьей строке ПТС "Наименование (тип ТС)" указано - "грузовой-бортовой", в четвертой строке "Категория ТС (A.B.C.D)" указано - "В". В десятой строке "Мощность двигателя, л.с. (кВТ)" указано - 110 (82,5). Аналогичные сведений указаны в свидетельстве о регистрации ТС, выданного А. ДД.ММ.ГГГГ на этот автомобиль после его регистрации в ОВД Охотского района Хабаровского края.

Поскольку принадлежащее А. транспортное средство по своим конструкторским особенностям и назначению относится к грузовым автомобилям, то при исчислении суммы налога применению подлежала налоговая ставка для грузовых автомобилей. Законом Хабаровского края от 10.11.2005 года N 308 "О региональных налогах и налоговых льготах Хабаровского края" для автомобилей грузовых с мощностью двигателя от 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно установлена налоговая ставка 40 рублей с каждой лошадиной силы (статья 6).

Следовательно, за ДД.ММ.ГГГГ А. надлежало уплатить транспортный налог в размере <данные изъяты>, за ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>. Транспортный налог в таком размере был начислен налогоплательщику и им уплачен в установленные законом сроки. Оснований для признания незаконным решения налогового органа по начислению транспортного налога не имеется.

Довод заявителя, что принадлежащее ей транспортное средство относится к категории легковых автомобилей, судебная коллегия не принимает во внимание. Категория транспортного средства указана в паспорте транспортного средства органом, выдавшим этот документ при ввозе автомобиля на территорию Российской Федерации. Паспорт транспортного средства и свидетельство о регистрации ТС содержат сведения, что автомобиль относится к категории "грузовой-бортовой". Сведений о том, что он отнесен к категории "Легковые автомобили", эти документы не содержат. В случае несогласия с категорией транспортного средства, указанной в паспорте транспортного средства, собственнику автомобиля надлежит обратиться в соответствующий орган с заявлением о внесении изменений в паспорт транспортного средства. До настоящего времени собственник таких действий не совершил. А налоговый орган не уполномочен проверять соответствие сведений о категории и типе транспортного средств, указанных в паспорте транспортного средства и в свидетельстве о регистрации транспортного средства, фактическому соответствию конструкторским особенностям и назначению автомобиля.

Поскольку при принятии решения судом неправильно применены нормы материального права и выводы суда не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, оно подлежит отмене по основаниям подпунктов 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ. С учетом положений статьи 334 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия считает необходимым разрешить заявление А. по существу, приняв решение об отказе в его удовлетворении.

Доводы апелляционной жалобы нашли свое подтверждение при ее рассмотрении в суде апелляционной инстанции, явились основанием к отмене судебного акта, поэтому жалоба подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Охотского районного суда Хабаровского края от 23 августа 2013 года, отменить и принять новое решение.

А. в удовлетворении заявления об обжаловании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Хабаровскому края о начислении транспортного налога, отказать.

Апелляционную жалобу Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 3 по Хабаровскому края - удовлетворить.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.

Председательствующий

Т.А.РАЗУВАЕВА

Члены коллегии

К.В.АНОПРИЕНКО

Е.А.БУЗЫНОВСКАЯ

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок