Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2013 г. № 09АП-29677/2013

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2013 г. № 09АП-29677/2013

Положения ст. 176 НК РФ, регулирующие условия и порядок возмещения суммы НДС, также не предусматривают возможности начисления пени на сумму излишне возмещенного налога на добавленную стоимость, если это излишнее возмещение не привело к образованию недоимки в результате превышения сумм налоговых вычетов над суммой налога, исчисленной к уплате в бюджет.

08.10.2013Российский налоговый портал 

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27.09.2013 г. № 09АП-29677/2013

Дело N А40-56991/13

Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2013 года

Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2013 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи Н.О. Окуловой

Судей С.Н. Крекотнева, Р.Г. Нагаева

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.А. Прозоровской

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08 июля 2013 года

по делу N А40-56991/13, принятое судьей Г.А. Карповой

по заявлению ОАО "ТНК-ВР Холдинг" (ИНН: 7225004092, ОГРН: 1047200153770, 626170, Тюменская обл., село Уват, ул. Октябрьская, д. 60)

к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1

(ИНН: 7710305514, ОГРН: 1047702057765, 129223, г. Москва, пр-кт Мира, ВВЦ, стр. 194)

о признании незаконным требования N 99 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 10.11.2011 и об обязании возвратить излишне взысканную сумму пени в размере 1 937 570 руб. 59 коп.

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Синегубов А.Н. по дов. от 22.03.2013

от заинтересованного лица - Грибков И.С. по дов. N 3 от 16.01.2013; Кардаков Р.С. по дов. N 63 от 10.10.2012; Басиров А.А. по дов. N 1 от 09.01.2013

установил:

ОАО "ТНК-ВР Холдинг" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) о признании незаконным требования N 99 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 10 ноября 2011 года и об обязании возвратить излишне взысканную сумму пени в размере 1 937 570 руб. коп.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 08 июля 2013 года заявленные требования удовлетворены в части обязания МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 возвратить ОАО "ТНК-ВР Холдинг" сумму излишне взысканной пени по налогу на добавленную стоимость в размере 1 937 570 руб. 59 коп. В удовлетворении заявления о признании незаконным требования N 99 от 10 ноября 2011 года обществу отказано, в связи с пропуском срока на его обжалование.

Не согласившись с принятым решением, в части удовлетворения требований заявителя, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в обжалуемой части отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, указывая на необоснованность и незаконность принятого решения.

Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, а решение суда оставить без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали свои правовые позиции по спору.

Возражений по принятому решению в части отказа в удовлетворении заявленных требований заявителем не представлено, в связи с чем законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. 266, ч. 5 ст. 268 АПК РФ.

Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества за период с 01 января 2008 года по 31 декабря 2009 года. По результатам проверки принято решение N 52-20-18/328-2р от 30 июня 2011 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно решению обществу, в частности, предложено уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС за 2009 год в сумме 223 503 651 руб.

10 ноября 2011 года общество получило требование N 99 об уплате налога, сбора, штрафа по состоянию на 10 ноября 2011 года, которым предложено в срок до 22 ноября 2011 года уплатить пени по налогу на добавленную стоимость в размере 16 767 389 руб. 64 коп., при этом в требовании указано, что основанием взимания пени является уменьшение ранее предъявленной к возмещению из бюджета суммы налога на добавленную стоимость в соответствии с решением инспекции от 30 июня 2011 года N 52-20-18/328-2р.

На основании указанного требования платежным поручением от 11 ноября 2011 года N 54168 общество перечислило сумму 16 767 389 руб. 64 руб. в бюджет.

Заявитель обратился в налоговый орган с заявлением, в котором просил возвратить излишне взысканную сумму пени.

В ответ на указанное заявление, инспекция письмом от 21 декабря 2011 года N 52-12-11/25260 сообщила о частичном возврате суммы пени в размере 14 829 819 руб. 05 коп., приложив извещение о принятом налоговым органом решении о возврате от 16 декабря 2012 года N 2906.

Не согласившись с взысканием суммы пени, начисленной на сумму налога на добавленную стоимость, исчисленного к возмещению в завышенных размерах за 2009 год, общество дважды 25 января 2012 года и 01 июня 2012 года обращалось в Федеральную налоговую службу с жалобами на указанное требование и бездействие налогового органа.

Федеральная налоговая служба решениями от 02 марта 2012 года N СА-4-9/3402@ и от 14 августа 2012 года N СА-4-9/13446@ оставила жалобы налогоплательщика без удовлетворения.

Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным требования N 99 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 10 ноября 2011 года и об обязании возвратить излишне взысканную сумму пени в размере 1 937 570 руб. коп.

Арбитражный апелляционный суд, исследовав и оценив представленные в деле доказательства в их совокупности и взаимной связи считает, что судом первой инстанции полно и всесторонне установлены обстоятельства по делу и им дана надлежащая правовая оценка.

В обоснование апелляционной жалобы, инспекция приводит довод о том, что решение Арбитражного суда г. Москвы противоречит сложившейся судебной практике. Инспекция полагает, что в соответствии с позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 31 января 2012 года N 12207/11 по делу N А33-10298/2010, сумма налога, восстановленная к уплате в связи с ее незаконным возмещением в прошлом по результатам камеральной проверки, является недоимкой и на нее следует начислять пени.

Данный довод рассмотрен судом апелляционной инстанции и подлежит отклонению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ, недоимкой признается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Таким образом, для начисления суммы пени необходимо установление факта уплаты налога в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, т.е. образование недоимки.

Как установлено судом первой инстанции, в решении от 30 июня 2011 года N 52-20-18/328-2р налоговым органом установлено предъявление обществом НДС к возмещению в завышенных размерах, в связи с чем предложено уменьшить налог, заявленный к возмещению в сумме 223 503 651 руб. При этом в решении отсутствует как сумма недоимки, на которую подлежит начислению пеня, так и сама сумма пени.

В соответствии со ст. 69 НК РФ, требованием об уплате налога (пени) признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога (пени), а также обязанность уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пени). Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога.

Вместе с тем, в требовании N 99 указано основание взимания пени - решение инспекции от 30 июня 2011 года N 52-20-28/328-2р, с учетом решения ФНС России от 24 октября 2011 года.

В соответствии с п. 8 ст. 101 НК РФ в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

В решении инспекции от 30 июня 2011 года N 52-20-18/328-2р установлено предъявление заявителем НДС к возмещению в завышенных размерах, в связи с чем предложено уменьшить налог, заявленный к возмещению в сумме 223 503 651 руб. Таким образом, в решении отсутствует сумма недоимки, на которую подлежит начисление пени и сама сумма пени.

Вместе с тем, в требовании N 99 указана недоимка в размере 223 503 651 руб., в том числе по срокам уплаты:

- 20.04.2009 - 15 055 376 руб.,

- 20.07.2009 - 52 454 703 руб.,

- 20.10.2009 - 2 051 553 руб.,

- 20.01.2010 - 153 942 019 руб.,

и сумма пени в размере 16 767 389 руб. 84 коп., начисленная на указанную недоимку.

В расчете пени исчислены пени исходя из сумм недоимок налога значительно превышающих сумму недоимки, указанную в требовании N 99.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что пеня начислена и взыскана в отсутствие законных оснований.

Возмещение НДС в завышенных размерах не свидетельствует о наличии недоимки перед бюджетом, позволяющей налоговому органу начислять пени.

Решение налогового органа N 52-20-18/328-2р от 30.06.2011 в части признания необоснованного принятия к вычету НДС не изменило налоговые обязательства общества в сторону увеличения.

Кроме того, размер налоговых вычетов по НДС у налогоплательщика за периоды начисления пени с 20 апреля 2009 года по 10 ноября 2011 года многократно превышал НДС, исчисленный к уплате от реализации товаров (работ, услуг), в связи с чем частичный отказ в возмещении НДС не мог привести и не приводил к возникновению обязанности уплатить сумму налога в бюджет.

Из налоговых деклараций и решений о возмещении (отказе в возмещении) НДС следует следующее:

за 1 квартал 2009 года:

- сумма НДС к возмещению по декларации составила 3 694 848 475 руб.,

- сумма НДС к возмещению по решению о возмещении составила 3 682 641 436 руб.,

- отказано в возмещении решением N 52-20-18/328-2р на сумму 15 055 376 руб.,

итого сумма НДС к возмещению (с учетом отказа) составила 3 667 586 060 руб.;

за 2 квартал 2009 года:

- сумма НДС к возмещению по декларации составила 3 815 204 984 руб.

- сумма НДС к возмещению по решению о возмещении составила 3 748 846 446 руб.,

- отказано в возмещении решением N 52-20-18/328-2р на сумму 52 454 703 руб.,

итого сумма НДС к возмещению (с учетом отказа) составила 3 696 391 743 руб.;

за 3 квартал 2009 года:

- сумма НДС к возмещению по декларации составила 2 192 390 511 руб.,

- сумма НДС к возмещению по решению о возмещении составила 2 184 015 452 руб.,

отказано в возмещении решением N 52-20-18/328-2р на сумму 2 051 553 руб.,

итого сумма НДС к возмещению (с учетом отказа) составила 2 181 963 899 руб.;

за 4 квартал 2009 года:

- сумма НДС к возмещению по декларации составила - 6 441 305 446 руб.,

- сумма НДС к возмещению по решению о возмещении составила - 6 439 656 510 руб.,

отказано в возмещении решением N 52-20-18/328-2р - 153 942 019 руб.,

итого сумма НДС к возмещению (с учетом отказа) составила 6 285 714 491 руб.;

за 1 квартал 2010 года:

- сумма НДС к возмещению по декларации составила 4 041 648 059 руб.,

- сумма НДС к возмещению по решению о возмещении составила 4 041 136 293 руб.;

за 2 квартал 2010 года:

- сумма НДС к возмещению по декларации составила 4 057 111 877 руб.,

- сумма НДС к возмещению по решению о возмещении составила 4 038 410 997 руб.;

за 3 квартал 2010 года:

- сумма НДС к возмещению по декларации составила 5 995 161 344 руб.,

- сумма НДС к возмещению по решению о возмещении составила 5 991 733 613 руб.;

за 4 квартал 2010 года:

- сумма НДС к возмещению по декларации составила 4 532 769 501 руб.,

- сумма НДС к возмещению по решению о возмещении составила 4 532 769 501 руб.;

за 1 квартал 2011 года:

- сумма НДС к возмещению по декларации составила 6 593 993 240 руб.,

- сумма НДС к возмещению по решению о возмещении составила 6 591 474 116 руб.;

за 2 квартал 2011 года:

- сумма НДС к возмещению по декларации составила 7 982 176 221 руб.,

- сумма НДС к возмещению по решению о возмещении составила 7 982 176 221 руб.;

за 3 квартал 2011 года:

- сумма НДС к возмещению по декларации составила 8 616 676 139 руб.,

- сумма НДС к возмещению по решению о возмещении составила 8 616 569 907 руб.

Из указанного следует, что отказ в возмещении НДС по результатам выездной налоговой проверки на сумму 223 503 651 руб. не изменил налоговые обязательства общества в сторону увеличения, которые привели бы к необходимости уплаты налога в бюджет, то есть к недоимке, так как размер налоговых вычетов по НДС всегда многократно превышал НДС, исчисленный к уплате по операциям реализации товаров (работ, услуг).

Учитывая изложенное, возмещение налога в 2009 году в части спорной суммы 223 503 651 руб. 59 коп., не привело к неуплате налога в бюджет за 1 - 4 кварталах 2009 года и к образованию недоимки.

Положения ст. 176 НК РФ, регулирующие условия и порядок возмещения суммы НДС, также не предусматривают возможности начисления пени на сумму излишне возмещенного налога на добавленную стоимость, если это излишнее возмещение не привело к образованию недоимки в результате превышения сумм налоговых вычетов над суммой налога, исчисленной к уплате в бюджет.

Согласно п. 1 ст. 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

С учетом изложенного, налоговый орган в нарушение положений ст. 79 НК РФ, не возвращает оставшуюся сумму излишне взысканной пени по НДС в сумме 1 937 570 руб. 59 коп.

Ссылки налогового органа на судебную практику отклоняются судом в связи с тем, что в указанных налоговым органом судебных актах рассматривались отличные от настоящего дела фактические обстоятельства.

Таким образом, обжалуемое решение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, и сделаны правильные выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основанные на правильном применении норм материального права.

Апелляционной инстанцией рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 08 июля 2013 года по делу N А40-56991/13 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья

Н.О.ОКУЛОВА

Судьи

С.Н.КРЕКОТНЕВ

Р.Г.НАГАЕВ

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок