Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 2.08.2013 г. № А75-8357/2012

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 2.08.2013 г. № А75-8357/2012

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что общественная организация не вправе применять льготы по спорным налогам, поскольку предпринимательская деятельность для нее является приоритетной по отношению к уставной деятельности по социальной защите прав и интересов инвалидов войн и военных конфликтов

19.08.2013  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 августа 2013 г. по делу № А75-8357/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2013 года

Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2013 года

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Алексеевой Н.А.

судей Перминовой И.В.

Поликарпова Е.В.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Сургутского городского отделения "АфганВест" Общероссийской общественной организации "Российская общественная организация инвалидов войн и военных конфликтов" на решение от 07.12.2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Истомина Л.С.) и постановление от 17.04.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сидоренко О.А., Золотова Л.А., Шиндлер Н.А.) по делу N А75-8357/2012 по заявлению Сургутского городского отделения "АфганВест" Общероссийской общественной организации "Российская общественная организация инвалидов войн и военных конфликтов" к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании недействительным решения.

В заседании приняла участие представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - Кузнецова Н.С. по доверенности от 03.06.2013.

Суд

установил:

Сургутское городское отделение "АфганВест" Общероссийской общественной организации "Российская общественная организация инвалидов войн и военных конфликтов" (далее - общественная организация) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - инспекция) от 07.08.2012 N 078/12 (далее - решение инспекции) в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС), налога на имущество, транспортного налога, единого социального налога (далее - ЕСН), соответствующих сумм пеней и штрафов по эпизодам, связанным с применением общественной организацией льгот по этим налогам.

Решением от 07.12.2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением от 17.04.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Общественная организация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение от 07.12.2012 и постановление от 17.04.2013 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования в полном объеме.

По мнению заявителя кассационной жалобы, суды нарушили нормы материального права - подпункт 2 пункта 3 статьи 149, подпункт 2 пункта 1 статьи 239, пункт 3 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), статью 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.11.2002 N 62-оз "О транспортном налоге в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".

Общественная организация полагает, что суды рассмотрели не все заявленные ею доводы.

Податель жалобы не согласен с выводами судов об отсутствии оснований для применения льгот по НДС, транспортному налогу, ЕСН, налогу на имущество.

В отзыве, ссылаясь на отсутствие оснований для отмены принятых судебных актов, инспекция просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения.

Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя инспекции, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, инспекция провела выездную налоговую проверку общественной организации по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов, в том числе НДС, транспортного налога, ЕСН, налога на имущество за период с 01.01.2009 по 31.12.2010.

По результатам налоговой проверки инспекцией принято решение от 07.08.2012 N 078/12, которым общественная организация привлечена к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса в виде 5 089 851 рубля штрафа (сумма штрафов уменьшена в два раза на основании пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса) за неполную уплату налога на прибыль, НДС, транспортного налога, ЕСН, налога на имущество.

Этим же решением общественной организации предложено уплатить доначисленные НДС, транспортный налог, ЕСН, налог на имущество за проверяемый период.

Основанием для начисления указанных налогов послужил вывод инспекции о неправомерном применении общественной организацией льготы, предусмотренной подпунктом 2 пункта 3 статьи 149, подпунктом 2 пункта 1 статьи 239 Налогового кодекса, пунктом 3 статьи 381, статьей 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.11.2002 N 62-оз "О транспортном налоге в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 24.09.2012 N 07/399 решение инспекции оставлено без изменения.

Общественная организация, не согласившись с решением инспекции в части эпизодов по НДС, транспортному налогу, ЕСН, налогу на имущество, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что общественная организация не вправе применять льготы по спорным налогам, поскольку предпринимательская деятельность для нее является приоритетной по отношению к уставной деятельности по социальной защите прав и интересов инвалидов войн и военных конфликтов.

Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.

Выводы судов являются правомерными и соответствуют обстоятельствам дела.

Согласно статье 117 Гражданского кодекса Российской Федерации общественные организации являются некоммерческими организациями.

В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческой является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Статьей 37 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" установлено, что общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы.

Исходя из названных норм, суды правильно указали, что предпринимательская деятельность общественного объединения, в том числе созданного в форме общественной организации, должна быть дополнительной, выражающейся в том, чтобы способствовать созданию материальной базы, которая позволила бы более эффективно реализовать свои уставные цели.

При этом государство предоставляет общественным организациям инвалидов ряд налоговых преференций для создания более благоприятных условий их деятельности.

Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации операции по реализации (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров, работ, услуг, производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов (абзац 2 подпункта 2 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса).

Налоговым кодексом установлено, что общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, освобождаются от уплаты ЕСН (подпункт 2 пункта 1 статьи 239), налога на имущество (пункт 3 статьи 381).

Статьей 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.11.2002 N 62-оз "О транспортном налоге в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" общественным организациям Всероссийского общества инвалидов предоставлена льгота по уплате транспортного налога в виде освобождения от уплаты в размере 50 процентов от суммы налога, подлежащего зачислению в бюджет автономного округа, за автобусы мощностью до 150 лошадиных сил включительно.

Судами установлено, что общественная организация зарегистрирована как общественная организация инвалидов, среди ее членов не менее 80 процентов инвалидов (5 членов организации из 6 являются инвалидами).

Деятельность общественной организации осуществляется на основании Устава, согласно положениям которого основными ее целями являются: объединение в составе отделения организации граждан Российской Федерации, получивших инвалидность в результате ранений, увечий, контузий или заболеваний в войнах, вооруженных конфликтах, антитеррористических операциях, боевых действиях, в том числе за пределами Российской Федерации, при прохождении службы в рядах МО, МВД, КГБ-ФСБ, ФПС, СВР, ФАПСИ, МЮ, МЧС, других министерств и ведомств СССР и Российской Федерации; укрепление ветеранской дружбы; содействие обеспечению инвалидам войн и военных конфликтов равных с другими гражданами Российской Федерации возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации; содействие удовлетворению потребностей инвалидов войн и военных конфликтов в социальной и медицинской реабилитации и пр.

Согласно пункту 3.1.18 Устава общественная организация не имеет цели извлечения прибыли от предпринимательской деятельности, доход направляется на реализацию уставных целей.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, суды установили, что в проверяемом периоде общественная организация осуществляла деятельность, связанную с выполнением строительно-монтажных работ. Основная численность работников общественной организации не являлась инвалидами, была занята в предпринимательской деятельности. Удельный вес суммы расходов, направленной на уставные цели в 2009, 2010 годах, составил 0,4 и 0,5 процентов соответственно. Сумма денежных средств, направленных общественной организацией на уставные цели в 2009 и 2010 годах, составила соответственно 4,8 и 6,4 процентов от заявленных льгот по НДС, ЕСН, налогу на имущество организаций, транспортному налогу в указанном периоде.

Исходя из этого суды обоснованно сочли, что финансирование деятельности по достижению уставных целей осуществлялось общественной организацией по остаточному принципу и в пределах сумм, не соразмерных суммам общих доходов организации.

При таких обстоятельствах верным является вывод судов о том, что основной целью деятельности общественной организации фактически являлось получение доходов, а не обеспечение инвалидов равными с другими гражданами возможностями участия во всех сферах общественной жизни и их интеграция в общество, на что и направлено государственное налоговое стимулирование.

Поскольку для общественной организации связанная с получением дохода деятельность является приоритетной по отношению к уставной деятельности, суды обоснованно указали, что она не вправе применять льготы, предусмотренные подпунктом 2 пункта 3 статьи 149, подпунктом 2 пункта 1 статьи 239, пунктом 3 статьи 381 Налогового кодекса, статьей 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.11.2002 N 62-оз "О транспортном налоге в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".

Таким образом, суды правомерно отказали общественной организации в удовлетворении заявленного требования.

Выводы судов соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформированной в постановлениях от 14.09.2010 NN 1809/10, 1812/10, 1814/10.

Довод кассационной жалобы об оказании общественной организацией социальной поддержки ветеранам боевых действий сам по себе не опровергает выводы судов первой и апелляционной инстанций о приоритетной деятельности этой организации по получению дохода.

Довод кассационной жалобы о том, что проверка соответствия целей деятельности общественной организации не входит в полномочия инспекции, подлежит отклонению как несоответствующий положениям статьи 31 Налогового кодекса, статей 6, 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации".

Формальное соответствие общественной организации инвалидов условиям налогового законодательства для применения налоговых льгот (уменьшения налоговой обязанности) не может использоваться преимущественно для получения налоговой выгоды, как это имело место в рассматриваемой по настоящему делу ситуации.

В целом доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и апелляционного суда и сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основе выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.

Обжалуемые судебные акты приняты с правильным применением норм материального права и соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 07.12.2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 17.04.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-8357/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Сургутского городского отделения "АфганВест" Общероссийской общественной организации "Российская общественная организация инвалидов войн и военных конфликтов" - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.А.АЛЕКСЕЕВА

Судьи

И.В.ПЕРМИНОВА

Е.В.ПОЛИКАРПОВ

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Темы: Льготы по НДС  

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок