Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Определения / Определение ВАС РФ от 11.12.2012 г. № ВАС-13366/12

Определение ВАС РФ от 11.12.2012 г. № ВАС-13366/12

Если уточненная налоговая декларация подана налогоплательщиком до принятия решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, то такое решение по ранее поданной налоговой декларации не принимается.

20.02.2013Российский налоговый портал 

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

№ ВАС-13366/12

Москва 11 декабря 2012 г.

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Зарубиной Е.Н., судей Бациева В.В. и Поповченко А.А. рассмотрела в судебном заседании заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Псковской области от 11.09.2012 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Псковской области от 26.12.2011 по делу № А52-3856/2011, постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.06.2012 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Венжел Плюс» (ул. Я. Райниса, 53, г. Псков, 180002) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Псковской области

(ул. Я. Фабрициуса, 2а, г. Псков, 180017) о признании недействительными ненормативных актов.

Суд установил: общество с ограниченной ответственностью «Венжел Плюс» (далее - общество, налогоплательщик) 20.07.2011 представило в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 1 по Псковской области (далее - инспекция, налоговый орган) налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за II квартал 2011 года с налогом, подлежим возмещению из бюджета, в размере 4 055 748 рублей, банковскую гарантию и заявление о применении заявительного порядка возмещения НДС в указанной сумме.

Проверив соблюдение налогоплательщиком требований, предусмотренных статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), инспекция приняла решение от 26.07.2011 № 15-05/4дсп о возмещении суммы налога (4 055 748 рублей), заявленной к возмещению, в заявительном порядке (далее - решение о возмещении от 26.07.2011).

20.10.2011 (после принятия инспекцией решения о возмещении суммы налога в заявительном порядке, но до завершения камеральной налоговой проверки налоговой декларации) общество представило в инспекцию уточненную налоговую декларацию по НДС за II квартал 2011 года, в которой налог, подлежащий возмещению из бюджета, был указан в размере 4 037 231 рубля.

Разницу между суммами налога к возмещению, указанными в первичной и уточненной налоговых декларациях, в размере 18 517 рублей общество перечислило в бюджет платежным поручением от 19.10.2011 № 718.

В связи с представлением обществом уточненной налоговой декларации по НДС до окончания камеральной проверки первичной налоговой декларации, инспекция, руководствуясь положениями пункта 24 статьи 176.1 Кодекса, решением от 21.10.2011 № 15-05/1 отменила решение о возмещении от 26.07.2011.

26.10.2011 налоговым органом обществу направлено требование № 1 о возврате в бюджет излишне полученного налогоплательщиком (зачтенных ему) в заявительном порядке НДС в размере 4 037 231 рубля (с учетом добровольно уплаченных обществом 18 517 рублей) и уплате 158 779 рублей 32 копеек процентов, начисленных на возмещенную ранее сумму - 4 055 748 рублей.

С учетом принятого 26.10.2011 решения № 15-05/5дсп о возмещении в заявительном порядке НДС за III квартал 2011 года в сумме 18 020 818 рублей инспекцией 26.10.2011 приняты решения о зачете указанной переплаты по НДС в счет погашения задолженности по НДС за II квартал 2011 года и процентов, указанных в требовании № 1, а также задолженности по пеням (№ 16202 на сумму 1 рубль 63 копейки, № 16203 на сумму 105 411 рублей 74 копейки (пени), № 16204 на сумму 158 779 рублей 32 копейки, № 1725 на сумму 4 037 231 рубль).

О проведенном зачете инспекция сообщила обществу извещением от 27.10.2011 № 18555.

Не согласившись с проведенным инспекцией зачетом, общество обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными решений о зачете от 26.10.2011: № 1725 в полном объеме, № 16203 в части 102 574 рублей 77 копеек, № 16204 в части 158 084 рублей 55 копеек.

Решением Арбитражного суда Псковской области от 26.12.2011 заявление удовлетворено. Также судом принят отказ от требования о признании недействительным решения инспекции о зачете от 26.10.2011 № 16202 и производство по делу в этой части прекращено.

Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 19.06.2012 принятые по делу судебные акты оставил без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты в части удовлетворения заявления о признании недействительными решений о зачете от 26.10.2011 № 1725 и от 26.10.2011 № 16204 в части 158 084 рублей 55 копеек, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение единообразия в их толковании и применении.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, изучив материалы дела, коллегия судей усматривает наличие оснований для передачи дела на рассмотрение Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в оспариваемой части в целях выработки единообразия в толковании и применении арбитражными судами положений Налогового кодекса Российской Федерации.

Не оспаривая необходимость возврата в бюджет разницы между суммами налога, заявленными к возмещению в первичной и уточненной налоговых декларациях, и уплаты начисленных на сумму разницы процентов, общество считает не основанным на положениях статьи 176.1 Кодекса вывод инспекции о возврате в бюджет всей суммы налога, возмещенного в заявительном порядке, в случае подачи уточненной налоговой декларации.

По мнению инспекции, положения статьи 176.1 Кодекса не предусматривают возможность частичной отмены решения о возмещении НДС в заявительном порядке в случае подачи налогоплательщиком до завершения камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации.

Соглашаясь с позицией налогоплательщика, суды пришли к выводу о том, что при подаче налогоплательщиком уточненной налоговой декларации положения пунктов 15, 17 и 24 статьи 176.1 Кодекса предусматривают возможность частичной отмены решения о возмещении налога в заявительном порядке и возврат в бюджет только излишне полученных в заявительном порядке сумм налога на добавленную стоимость. При этом судами учтено, что уточненная налоговая декларация подана обществом в последний день установленного Кодексом срока проведения камеральной проверки первичной налоговой декларации, то есть налоговый орган должен был располагать результатами этой проверки и, располагая проверенными сведениями, данными первичной и уточненной налоговых деклараций, имел возможность арифметическим путем установить сумму излишне возмещенного в заявительном порядке налога (18 517 рублей) и начислить на нее соответствующую сумму процентов.

Между тем, судами не учтено следующее.

Статьей 176.1 Кодекса установлен заявительный порядок возмещения налога на добавленную стоимость, который представляет собой осуществление зачета (возврата) суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения проводимой в соответствии со статьей 88 Кодекса на основе этой налоговой декларации камеральной налоговой проверки.

Согласно пункту 7 статьи 176.1 Кодекса налогоплательщики, имеющие право на применение заявительного порядка возмещения налога, реализуют данное право путем подачи в налоговый орган не позднее пяти дней со дня подачи налоговой декларации заявления о применении заявительного порядка возмещения налога, в котором налогоплательщик указывает реквизиты банковского счета для перечисления денежных средств и принимает на себя обязательство вернуть в бюджет излишне полученные им (зачтенные ему) в заявительном порядке суммы, а также уплатить начисленные на указанные суммы проценты (исходя из процентной ставки, равной двукратной ставке рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации) в порядке, установленном пунктом 17 статьи 176.1 Кодекса, в случае, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет

отменено полностью или частично.

В соответствии с пунктом 8 статьи 176.1 Кодекса в течение пяти дней со дня подачи такого заявления налоговая инспекция проверяет соблюдение налогоплательщиком требований, предусмотренных пунктами 2, 4, 6 и 7 статьи 176.1 Кодекса, а также наличие у него недоимки по налогу, иным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам и принимает решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке или решение об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке.

Одновременно с решением о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в зависимости от наличия задолженности налогоплательщика по указанным платежам налоговый орган принимает решение о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке и (или) решение о возврате (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке.

Пункт 24 статьи 176.1 Кодекса регулирует вопросы, связанные с подачей уточненной налоговой декларации при заявительном порядке возмещения налога.

Если уточненная налоговая декларация подана налогоплательщиком до принятия решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, то такое решение по ранее поданной налоговой декларации не принимается.

Если уточненная налоговая декларация подана налогоплательщиком после принятия налоговым органом решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, но до завершения камеральной налоговой проверки, то указанное решение по ранее поданной налоговой декларации отменяется не позднее дня, следующего за днем подачи уточненной налоговой декларации. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения об отмене решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, налоговый орган уведомляет налогоплательщика о принятии данного решения. Суммы, полученные налогоплательщиком (зачтенные налогоплательщику) в заявительном порядке, должны быть возвращены им с учетом процентов, предусмотренных пунктом 17 статьи 176.1 Кодекса, в порядке, предусмотренном пунктами 17 - 23 статьи 176.1 Кодекса (которые определяют последовательность действий по возврату в бюджет излишне полученных (зачтенных) в заявительном порядке сумм и уплате процентов).

Таким образом, пункт 24 статьи 176.1 Кодекса не предусматривает возможность частичной отмены решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке при подаче уточненной налоговой декларации. Такое решение отменяется полностью, что согласуется с положениями пункта 9.1 статьи 88 Кодекса, в соответствии с которым, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 Кодекса, камеральная проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации. Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета).

Частичная отмена решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке возможна только по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации (пункты 11 - 15 статьи 176.1 Кодекса), что в данном случае не имело место.

С учетом изложенного действия инспекции по проведению зачета (вынесение решений о зачете налога в счет погашения задолженности по налогу и уплате процентов) произведены в соответствии с требованиями статьи 176.1 Кодекса и не привели к нарушению прав и интересов

общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а вывод судов о том, что решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке подлежало отмене в части и возврат налога в бюджет должен был быть произведен с учетом данных уточненной налоговой декларации, не основан на положениях пункта 24 статьи 176.1 Кодекса.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело № А52-3856/2011 Арбитражного суда Псковской области для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Псковской области от 26.12.2011, постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.06.2012 в части удовлетворения заявления общества с ограниченной ответственностью «Венжел Плюс» о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Псковской области о зачете от 26.10.2011 № 1725 и от 26.10.2011 № 16204 в части 158 084 рублей 55 копеек.

Предложить лицам, участвующим в деле, представить отзывы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора до 25.01.2013.

Председательствующий судья Е.Н. Зарубина

Судья В.В. Бациев

Судья А.А. Поповченко

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок