Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Определения / Определение ВАС РФ от 09.11.2012 г. № ВАС-11811/12

Определение ВАС РФ от 09.11.2012 г. № ВАС-11811/12

Как следует из материалов дела, на основании заявлений и подтверждающих документов работникам прокуратуры возмещались расходы на приобретение лекарственных средств и оказание медицинских услуг. Данные выплаты не являются вознаграждением в рамках трудового договора (трудовых отношений), поскольку в силу их характера не являются оплатой труда, в силу чего такие выплаты не подлежат обложению страховыми взносами.

28.01.2013Российский налоговый портал 

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

№ ВАС-11811/12

Москва 09 ноября 2012 г.

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской

Федерации в составе председательствующего судьи Зарубиной Е.Н., судей Зориной М.Г. и Першутова А.Г. рассмотрела в судебном заседании заявление Прокуратуры Ярославской области от 06.08.2012 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Ярославской области от 21.12.2011 по делу № А82-10753/2011, постановления Второго

арбитражного апелляционного суда от 28.03.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 02.07.2012 по тому же делу по заявлению Прокуратуры Ярославской области

(ул. Некрасова, 5, г. Ярославль, 150000) к государственному учреждению - Ярославскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ул. Радищева, 34а, г. Ярославль, 150047) о признании недействительным решения.

Суд установил: Прокуратура Ярославской области (далее - прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд) от 23.06.2011 № 2098-ОСС (далее - решение фонда) о доначислении 2 380 рублей 69 копеек страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - страховые взносы), начислении 106 рублей 60 копеек пеней за несвоевременную уплату страховых взносов и привлечении к ответственности на основании пункта 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) за неполную уплату сумм страховых взносов в виде штрафа в размере 476 рублей 14 копеек.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 21.12.2011 заявление удовлетворено частично. Решение фонда признано недействительным в части взыскания с прокуратуры страховых взносов в сумме, превышающей 1 392 рубля 96 копеек, и соответствующей суммы штрафа. В удовлетворении заявления в остальной части отказано.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 28.03.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 02.07.2012 судебные акты оставил без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, прокуратура просит отменить принятые по делу судебные акты в части отказа в удовлетворении заявления, ссылаясь на нарушение судами единообразия в толковании и применении норм материального и процессуального права.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, изучив материалы дела, коллегия судей усматривает наличие оснований для передачи дела на рассмотрение Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Как установлено судами и следует из материалов дела, основанием для начисления страховых взносов и привлечения прокуратуры к ответственности послужил вывод фонда о занижении в 2010 году облагаемой базы для начисления страховых взносов на суммы выплаченной компенсации стоимости медикаментов и оказанных медицинских услуг работникам прокуратуры и проживающим с ними членам их семей.

Отказывая в признании недействительным решения фонда в этой части, суды исходили из того, что произведенные выплаты по своей сути и содержанию являются оплатой, предусмотренной трудовым соглашением, не входят в установленный статьей 9 Закона № 212-ФЗ перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, в связи с чем на основании части 1 статьи 7 и части 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ подлежат включению в облагаемую базу.

Однако судами не учтено следующее.

Согласно части 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для указанных плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.

Согласно подпункту «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим

Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.

В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса заработная плата (оплата труда работника) это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Из приведенных норм права следует, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда.

В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) служба в органах и учреждениях прокуратуры является федеральной государственной службой, прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учетом требований настоящего Федерального закона. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются настоящим Федеральным законом. Трудовые отношения работников органов и учреждений прокуратуры регулируются законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статья 44 Закона о прокуратуре регулирует вопросы материального и социального обеспечения прокурорских работников. Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 44 денежное содержание прокурорских работников состоит из должностного оклада; доплат за классный чин, за выслугу лет, за особые условия службы (в размере 50 процентов должностного оклада), за сложность, напряженность и высокие достижения в службе (в размере до 50 процентов должностного оклада); процентных надбавок за ученую степень и ученое звание по специальности, соответствующей должностным обязанностям, за почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации»; премий по итогам службы за квартал и год; других выплат, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 6 статьи 44 Закона о прокуратуре предусмотрено, что медицинское обслуживание (в том числе обеспечение лекарствами) работников и проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Как следует из материалов дела, на основании заявлений и подтверждающих документов работникам прокуратуры возмещались расходы на приобретение лекарственных средств для них и проживающих с ними членов их семей и оказание медицинских услуг.

Данные выплаты не являются вознаграждением в рамках трудового договора (трудовых отношений), поскольку в силу их характера не являются оплатой труда (вознаграждением за труд) работников, как она определена статьей 129 Трудового кодекса и статьей 44 Закона о прокуратуре, производятся в силу статуса работника прокуратуры, имеют компенсационный характер, в силу чего на основании подпункта «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами.

Такой же позиции придерживается Департамент администрирования страховых взносов Фонда социального страхования Российской Федерации в письме от 19.07.2011 № 14-03-15/08-1132П, являющимся ответом на запрос Генеральной Прокуратуры Российской Федерации в

Фонд социального страхования Российской Федерации от 20.04.2011 № 10/4-15468-11.

При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты основаны на неправильном толковании судами норм права и в силу статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для их пересмотра в порядке надзора.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело № А82-10753/2011 Арбитражного суда Ярославской области для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Ярославской области от 21.12.2011, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 28.03.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 02.07.2012.

Предложить лицам, участвующим в деле, представить отзывы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора до 10.12.2012.

Председательствующий судья Е.Н. Зарубина

Судья М.Г.Зорина

Судья А.Г. Першутов

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Хитров Дмитрий
Хитров Дмитрий

Компания «Электронный арбитраж»

Почему в суд выгодно представлять именно электронные документы?

Право и возможность подачи электронных документов в суд предоставлено в России давно. Однако по старинке стороны ходят на заседания с большими папками бумажных документов вместо планшетов или ноутбуков. Почему?

Суфиянова Татьяна
Суфиянова Татьяна

Российский налоговый портал

Ошибки риэлтора могут помешать получению имущественного вычета

При совершении сделок при покупке или продаже жилья советую быть внимательным при подписании договора купли-продажи. В противном случае покупатель не сможет вернуть НДФЛ в полном размере.

24