Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.10.2012 г. № А82-16266/2011

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.10.2012 г. № А82-16266/2011

Вывод судов о том, что отношения по расходованию средств на обязательное социальное страхование возникают между страховщиком и страхователем, а не между страхователем и обществом, выдавшим листок нетрудоспособности, является правильным. Поскольку общество не является субъектом обязательного социального страхования, его действия по выдаче листков нетрудоспособности с выявленными Фондом социального страхования нарушениями не свидетельствуют о причинении страховщику убытков.

17.10.2012Российский налоговый портал 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 01.10.2012 г. № А82-16266/2011

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 27.09.2012.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Бердникова О.Е.,

судей Чижова И.В., Шутиковой Т.В.

при участии представителя

от ответчика: Файнгольд К.Г. (доверенность от 19.01.2012)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Государственного учреждения - Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.03.2012,

принятое судьей Ландарь Е.В., и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.06.2012,

принятое судьями Немчаниновой М.В., Ившиной Г.Г., Черных Л.И.,

по делу N А82-16266/2011

по иску Государственного учреждения - Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации

(ИНН: 7604006689, ОГРН: 1027600676344)

к закрытому акционерному обществу "Современные медицинские технологии Клинической больницы им. Н.В. Соловьева"

(ИНН: 7606051341, ОГРН: 1047600811543)

о взыскании 29 620 рублей 03 копеек и

установил:

Государственное учреждение - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к закрытому акционерному обществу "Современные медицинские технологии Клинической больницы им. Н.В. Соловьева" (далее - Общество) о взыскании 29 620 рублей 03 копеек ущерба, причиненного в результате выдачи и продления листков нетрудоспособности с нарушением действующего законодательства.

Решением суда от 29.03.2012 Фонду отказано в удовлетворении иска.

Постановлением апелляционного суда от 26.06.2012 указанное решение оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Фонд обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статью 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ). По мнению Фонда, материалами дела подтверждена необоснованность выдачи Обществом листков нетрудоспособности в нарушение пунктов 5 и 12 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514 (далее - Порядок). Кроме того, Фонд не согласен с выводом апелляционного суда об отсутствии факта нецелевого расходования средств социального страхования.

Подробно доводы заявителя изложены в жалобе.

Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами Фонда, указав на законность принятых судебных актов.

Фонд, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направил представителей в судебное заседание.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Фонд провел проверку Общества по вопросам организации проведения экспертизы временной нетрудоспособности и соблюдения порядка выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, за период с 28.07.2009 по 30.06.2011.

По результатам проверки составлена справка от 15.08.2011 N 71.

В ходе проверки Фонд установил, что Общество оформляло листки временной нетрудоспособности с нарушением пунктов 5 и 12 Порядка.

По итогам проверки Фонд пришел к выводу о том, что в результате выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств обязательного социального страхования на основании листков нетрудоспособности ему причинен ущерб, и направил Обществу претензию от 07.11.2011 N 01-32/14/25682, в соответствии с которой в срок до 25.11.2011 предложил Обществу уплатить 29 620 рублей 03 копейки.

В установленный срок претензия осталась без исполнения, поэтому Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Руководствуясь статьями 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 1, подпунктом 5 пункта 2 статьи 8, подпунктом 3 пункта 1 статьи 11, подпунктом 5 статьи 13, статьей 22 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), статьями 1.2, 1.3, пунктом 6 части 1 статьи 4.2, Закона N 255-ФЗ, пунктами 10 и 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, Порядком, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования Фонда.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

Согласно статье 1 Закона N 165-ФЗ обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан.

Одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности (подпункт 5 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ).

В пункте 1 статьи 22 названного Закона установлено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.

В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Закона N 225-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.

В силу пункта 1 Порядка документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый при заболеваниях, травмах и отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности, на период долечивания в санаторно-курортных учреждениях, при необходимости ухода за больным членом семьи, на период карантина, на время протезирования в условиях стационара, на период отпуска по беременности и родам, при усыновлении ребенка.

В пункте 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации определено, что ответственность за правильность расходования средств обязательного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

В пункте 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации установлено, что расходы по обязательному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ (введенным Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ и вступившим в силу с 01.01.2010) страховщик вправе предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.

В рассматриваемом случае предметом иска Фонда к Обществу является требование о возмещение ущерба, причиненного необоснованными действиями ответчика. Поэтому в данном случае подлежат применению статьи 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, а не только пункт 6 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ.

Вместе с тем возмещение ущерба - это мера гражданско-правовой ответственности, и ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом.

В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (статья 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Основанием для применения указанной ответственности является обязательное наличие состава правонарушения, включающего противоправность поведения причинителя вреда и его вину, размер причиненного ущерба и причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и неблагоприятными последствиями, возникшими у истца. Отсутствие одного из названных условий влечет за собой отказ в возмещении убытков.

Суды установили, что заявленная Фондом к взысканию сумма представляет собой сумму пособий по временной нетрудоспособности, выплаченных страхователями за счет средств обязательного социального страхования застрахованным лицам на основании предъявленных ими листков нетрудоспособности, выданных Обществом с нарушением Порядка, расходы на обязательное социальное страхование по которым приняты Фондом.

Следовательно, вывод судов о том, что отношения по расходованию средств на обязательное социальное страхование возникают между страховщиком и страхователем, а не между страхователем и Обществом, выдавшим листок нетрудоспособности, является правильным.

Поскольку Общество не является субъектом обязательного социального страхования, его действия по выдаче листков нетрудоспособности с выявленными Фондом нарушениями не свидетельствуют о причинении страховщику убытков.

Кроме того, как установили суды, наличие у застрахованных лиц заболеваний и факт наступления страхового случая подтверждены медицинскими картами амбулаторных больных. Следовательно, у лечебного учреждения имелись основания для выдачи спорных листков нетрудоспособности.

При изложенных обстоятельствах суды правомерно отказали Фонду в удовлетворении иска.

Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.03.2012 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.06.2012 по делу N А82-16266/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

О.Е.БЕРДНИКОВ

Судьи

И.В.ЧИЖОВ

Т.В.ШУТИКОВА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок