Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 3 апреля 2012 г. по делу № А29-4107/2011

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 3 апреля 2012 г. по делу № А29-4107/2011

14.05.2012  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 апреля 2012 г. по делу N А29-4107/2011

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 02.04.2012.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Шутиковой Т.В.,

судей Бердникова О.Е., Фоминой О.П.

в отсутствие представителей сторон

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного казенного учреждения Республики Коми "Управление противопожарной службы и гражданской защиты Республики Коми"

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 28.10.2011,

принятое судьей Махмутовым Н.Ш., и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.01.2012,

принятое судьями Хоровой Т.В., Ольковой Т.М., Черных Л.И.,

по делу N А29-4107/2011

по заявлению государственного казенного учреждения Республики Коми "Управление противопожарной службы и гражданской защиты"

(ИНН: 1101139931, ОГРН: 1081101009241)

о признании незаконными решений государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми

(ИНН: 1101483412, ОГРН: 1021100516073) и установил:

государственное казенное учреждение Республики Коми "Управление противопожарной службы и гражданской защиты" (далее - Учреждение, ГКУ РК "Управление ППС ГЗ") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконными решений государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми (далее - Фонд) от 23.03.2011 N 00700111РК0000538 и 0070000540.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 28.10.2011 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 12.01.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Учреждение не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суды нарушили статьи 15, 71, 168, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неправильно применили статью 7, пункты 1, 2 статьи 9, статью 28 Федерального закона от 28 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), неполно выяснили обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, Фонд нарушил порядок проведения камеральной проверки и злоупотребил своими правами. Заявитель полагает, что у Фонда отсутствовали основания для начисления штрафа и пеней, поскольку неправильное указание в сведениях даты рождения застрахованного лица не привело к неуплате страховых взносов, так как общая сумма страховых взносов (с учетом страховой и накопительной частей) не изменилась.

Подробно позиция ГКУ РК "Управление ППС ГЗ" изложена в кассационной жалобе.

Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 02.04.2012.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 27.07.2010 Учреждение направило в Фонд расчет формы РСВ-1 по начисленным и уплаченным страховым взносам за первое полугодие 2010 года, в котором при заполнении сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица (форма СЗВ-6-1) Учреждение допустило ошибку в дате рождения работника, в связи с чем сумма страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии соответствовала нулю, а сумма страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии возросла прямо пропорционально сумме страховых взносов, относящихся к накопительной части трудовой пенсии.

05 и 10.02.2011 Учреждение направило в Фонд корректировку сведений по формам СЗВ-6-1 и РСВ-1.

В ходе проверки представленного уточненного расчета за первое полугодие 2010 года Фонд установил, что в первоначальном расчете Учреждение неверно исчислило сумму выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, и суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, что повлекло исчисление в меньшем размере страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на сумму 3210 рублей (страховая часть - 0 рублей, накопительная часть - 3210 рублей, ФФОМС - 0 рублей, ТФОМС - 0 рублей). С учетом частичного погашения задолженности сумма неоплаченных страховых взносов определена Фондом в размере 2205 рублей 86 копеек (страховая часть - 0 рублей, накопительная часть - 2205 рублей 86 копеек, ФФОМС - 0 рублей, ТФОМС - 0 рублей).

По результатам проведенной проверки Фонд составил акт от 11.02.2011 N 00700130000407 и вынес решение от 23.03.2011 N 00700111РК0000538 о привлечении Учреждения к ответственности на основании части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в сумме 441 рубля. В этом же решении страхователю предложено уплатить 132 рубля 41 копейку пеней.

В ходе проверки уточненного расчета за 9 месяцев 2010 года Фонд также установил, что в первоначальном расчете Учреждение неверно исчислило сумму выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, и суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, что повлекло исчисление в меньшем размере страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование на сумму 4053 рубля (страховая часть - 0 рублей, накопительная часть - 3892 рубля, ФФОМС - 0 рублей, ТФОМС - 161 рубль). С учетом частичного погашения задолженности сумма неуплаченных страховых взносов определена Фондом в размере 3892 рублей (страховая часть - 0 рублей, накопительная часть - 3892 рубля, ФФОМС - 0 рублей, ТФОМС - 0 рублей).

По результатам проверки Фонд составил акт от 11.02.2011 N 00700130000408 и вынес решение от 23.03.2011 N 00700111РК0000540 о привлечении Учреждения к ответственности на основании части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в сумме 778 рублей 40 копеек. В этом же решении страхователю предложено уплатить 170 рублей 36 копеек пеней.

ГКУ РК "Управление ППС ГЗ" не согласилось в принятыми Фондом решениями и обжаловало их в арбитражный суд.

Руководствуясь статьями 3, 5, 7, 17, 28, 47 Закона N 212-ФЗ, Арбитражный суд Республики Коми отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводу о законности принятых Фондом решений.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.

В части 1 статьи 5, пункте 1 части 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ установлена обязанность плательщика страховых взносов, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, правильно исчислять и своевременно уплачивать страховые взносы в государственные внебюджетные фонды.

В соответствии с частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы страховых взносов.

Согласно статье 25 Федерального закона N 212-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная названной статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Законом N 212-ФЗ сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты.

В силу пункта 3 части 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.

В пункте 1 части 4 статьи 17 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что если уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется в орган контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и срока уплаты страховых взносов, то плательщик страховых взносов освобождается от ответственности при условии, что до представления уточненного расчета он уплатил недостающую сумму страховых взносов и соответствующие ей пени.

В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 18 Закона N 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком страховых взносов, если иное не предусмотрено частью 6 настоящей статьи, со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации) денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

В рассматриваемом случае из решений Фонда следует, что Учреждение привлечено к ответственности за неуплату (неполную уплату) страховых взносов на основании части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа, рассчитанного исходя из сведений по накопительной части пенсии без учета данных по страховой части пенсии.

Вместе с тем страховые взносы на финансирование страховой и накопительной части пенсии перечисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на один счет территориального управления Федерального казначейства, поэтому переплата страховых взносов по одной из частей пенсии, перекрывающая неуплату страховых взносов по другой части, не приводит к непоступлению средств в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

Признавая законными действия Фонда по начислению штрафа и пеней, суды не проверили исполнение Учреждением обязанности по перечислению страховых взносов в целом в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, то есть наличие неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов.

На основании изложенного Арбитражный суд Республики Коми и Второй арбитражный апелляционный суд неправильно применили нормы материального права и не установили фактических обстоятельств дела, имеющих существенное значение для разрешения настоящего спора, поэтому решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении требований Учреждения о признании незаконными решений Фонда подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Коми.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку на основании части 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 3 части 1), 288 (частями 1, 2) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 28.10.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.01.2012 по делу N А29-4107/2011 отменить.

Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Коми.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.В.ШУТИКОВА

Судьи

О.Е.БЕРДНИКОВ

О.П.ФОМИНА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок