Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.11.2011 г. № А19-1077/2011

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.11.2011 г. № А19-1077/2011

Как установлено судами, требование о взыскании недоимки за 9 месяцев 2009 года должно было быть выставлено управлением не позднее 11 февраля 2010 года. Следовательно, предельный срок взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за указанный отчетный период истек 3 сентября 2010 года.

23.11.2011Российский налоговый портал 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 01.11.2011 г. № А19-1077/2011

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Первушиной М.А.,

судей: Брюхановой Т.А., Новогородского И.Б.,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Усть-Кутском районе Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 апреля 2011 года по делу N А19-1077/2011 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2011 года по тому же делу (суд первой инстанции: Позднякова Н.Г.; суд апелляционной инстанции: Ячменев Г.Г., Желтоухов Е.В., Ткаченко Э.В.),

установил:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Усть-Кутском районе Иркутской области (далее - управление, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке "статьи 49" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Думе Усть-Кутского муниципального образования (далее - Дума, страхователь) о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 2009 год в сумме 72 666 рублей 45 копеек и задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии за 2009 год в сумме 6 366 рублей, а также пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 10 980 рублей 61 копейка, в том числе: за 2009 год - 4 255 рублей 68 копеек (на страховую часть трудовой пенсии - 3 912 рублей 88 копеек, на накопительную часть трудовой пенсии - 342 рубля 80 копеек), за полугодие 2009 года - 4 925 рублей 55 копеек (на страховую часть трудовой пенсии), за 9 месяцев 2009 года - 1 799 рублей 38 копеек (на страховую часть трудовой пенсии - 1 671 рубль 60 копеек, на накопительную часть трудовой пенсии - 127 рублей 78 копеек).

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 26 апреля 2011 года заявленные требования удовлетворены частично. С Думы взыскана задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 35 901 рубль 71 копейка и пени в сумме 4 989 рублей 48 копеек. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано в связи с пропуском предельного срока на взыскание указанных страховых взносов и пени.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2011 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.

По мнению заявителя кассационной жалобы, управлением не пропущен срок для обращения в арбитражный суд о взыскании задолженности по страховым взносам и пени.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном "главой 35" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, в представленной декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2009 год Думой исчислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчетный период в сумме 231 938 рублей, из которых на страховую часть трудовой пенсии - 214 012 рублей, на накопительную часть трудовой пенсии - 17 926 рублей, в том числе за последний квартал 2009 года - 35 901 рубль (на страховую часть трудовой пенсии - 33 277 рублей и на накопительную часть трудовой пенсии - 2 624 рубля).

В связи с неуплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2009 год Думе начислены пени в сумме 4 255 рублей 68 копеек (на страховую часть

трудовой пенсии - 3 912 рублей 88 копеек, на накопительную часть трудовой пенсии -

342 рубля 80 копеек).

Также управлением начислены пени за полугодие 2009 года в сумме 4 925 рублей 55 копеек (на страховую часть трудовой пенсии) и за 9 месяцев 2009 года в сумме 1 799 рублей 38 копеек (на страховую часть трудовой пенсии - 1 671 рубль 60 копеек, на накопительную часть трудовой пенсии - 127 рублей 78 копеек).

Управлением в адрес страхователя направлено требование от 13 ноября 2010 года N 560 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, в соответствии с которым Думе предложено в течение десяти календарных дней со дня получения требования уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2009 год в общей сумме 79 032 рубля 45 копеек, из которых: 72 666 рублей 45 копеек - на страховую часть трудовой пенсии и 6 366 рублей - на накопительную часть трудовой пенсии) и пени в общей сумме 10 980 рублей 61 копейка (10 510 рублей 3 копейки - на страховую часть трудовой пенсии и 470 рублей 58 копеек - на накопительную часть трудовой пенсии).

Неисполнение требования страхователем в добровольном порядке явилось основанием для обращения пенсионного фонда в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании задолженности по страховым взносам и пени в судебном порядке.

Арбитражный суд первой инстанции, частично отказывая в удовлетворении заявленных управлением требований, пришел к выводу о том, что пенсионным фондом пропущен установленный законом предельный срок подачи заявления о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2009 года и пропущен срок взыскания пеней за 9 месяцев 2009 года, начисленных за период с 12.11. 2009 года по 12.03. 2010 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.

В соответствии с "частью 1 статьи 60" Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) недоимка (задолженность) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся на 31 декабря 2009 года включительно, и задолженность по соответствующим пеням и штрафам исчисляются и уплачиваются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу этого Федерального закона "(часть 1)".

Поскольку недоимка (задолженность) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и задолженность по соответствующим пеням образовалась за 9 месяцев 2009 года и 2009 год, то есть до 31 декабря 2009 года включительно, то при рассмотрении настоящего спора суд первой инстанции правомерно руководствовался порядком исчисления и уплаты таких взносов, установленным "Законом" о пенсионном страховании.

Согласно "пункту 1 статьи 23" Федеральный закон N 212-ФЗ Закона ежемесячно страхователь уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода (квартала)

рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период.

При этом под расчетным периодом понимается календарный год. Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

"Пунктом 2 статьи 24" Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с

начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса. Сумма авансового платежа по

страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее

уплаченных сумм авансовых платежей.

Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета

работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь

отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган.

Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с

расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период.

По окончании расчетного периода страхователь представляет страховщику расчет с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган.

В соответствии с "пунктом 6 статьи 24" Федерального закона N 212-ФЗ страхователи представляют декларацию по страховым взносам в налоговая инспекция не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом.

При таких обстоятельствах правомерным является вывод судов двух инстанции

о том, что в рассматриваемом случае предельный срок взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2009 года (третий отчетный период) исчисляется с 11 ноября 2009 года (20 октября 2009 года - последний день представления расчета за отчетный период плюс рабочих 15 дней).

Согласно "статье 2" Федерального закона N 212-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Законом.

Исходя из содержания "пункта 2 статьи 48" Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом

(таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В соответствии с правовой позицией, выраженной в "пункте 12" Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 года N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", указанные нормы, основанные на принципе всеобщности и равенства налогообложения ("пункт 1 статьи 3" Налогового кодекса Российской Федерации), подлежат применению и при взыскании в судебном порядке недоимок по налогам с юридических лиц.

Требование должно быть направлено налогоплательщику в сроки, установленные "статьей 70" Налогового кодекса Российской Федерации. По общему правилу, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Исходя из положений Федерального "закона" N 212-ФЗ и Налогового "кодекса" Российской Федерации, срок давности взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2009 года (отчетный период) включает 3-месячный срок на предъявление требования, 14-дневный срок - на его добровольное исполнение и 6-месячный срок - для обращения в арбитражный суд.

Таким образом, как правильно установлено судами, требование о взыскании недоимки за 9 месяцев 2009 года должно было быть выставлено управлением не позднее 11 февраля 2010 года.

Следовательно, предельный срок взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за указанный отчетный период истек 3 сентября 2010 года.

Судами установлено и следует из материалов дела, что с заявлением N ОЛ-09/15333 о взыскании с Думы задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, датированным 10 декабря 2010 года, управление обратилось только 22 декабря 2010 года (в арбитражный суд заявление поступило 18 января 2011 года).

При таких обстоятельствах правомерным является вывод судов о пропуске управлением установленного законом предельного срока подачи заявления о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2009 года.

Ходатайство о восстановлении этого срока управлением подано не было.

Следовательно, суды правомерно отказали пенсионному фонду во взыскании с Думы задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2009 года в сумме 43 580 рублей 74 копейки в связи с пропуском предельного срока взыскания этой задолженности в судебном порядке.

Довод кассационной жалобы о том, что срок на обращение в суд за взысканием задолженности необходимо исчислять с момента окончания расчетного периода (в рассматриваемом случае - 2009 год), в который включена задолженность предыдущего отчетного периода (9 месяцев 2009 года), являлся предметом рассмотрения судов и правомерно отклонен как необоснованный, поскольку "статьями 23" и "24" Федерального закона N 212-ФЗ для недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование определены конкретные сроки уплаты этих взносов по итогам отчетных периодов.

В связи с пропуском срока на взыскание недоимки за 9 месяцев 2009 года суды обоснованно отказали и во взыскании пеней за данный отчетный период в сумме 1 799 рублей 38 копеек (1 671 рубль 60 копеек - на страховую часть трудовой пенсии и 127 рублей 78 копеек - на накопительную часть трудовой пенсии).

Правомерным является и вывод суда о пропуске управлением срока на взыскание пеней за 9 месяцев 2009 года, начисленных за период с 12 ноября 2009 года по 12 марта 2010 года.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании "пункта 1 части 1 статьи 287" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь "статьями 274", "286" - "289" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 апреля 2011 года по делу N А19-1077/20111, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2011 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

М.А.ПЕРВУШИНА

Судьи:

Т.А.БРЮХАНОВА

И.Б.НОВОГОРОДСКИЙ

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок