Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.09.2011 г. № А31-9103/2010

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.09.2011 г. № А31-9103/2010

Суды пришли к выводу о том, что спорный земельный участок площадью 3712 гектаров в проверяемый период относился к лесным участкам и входил в состав земель лесного фонда, следовательно, не может быть признан объектом налогообложения земельным налогом. При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленное кооперативом требование в оспариваемой налоговым органом части и признали решение инспекции в данной части недействительным.

17.10.2011  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30.09.2011 г. № А31-9103/2010

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 27.03.2011.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Базилевой Т.В.,

судей Чижова И.В., Шутиковой Т.В.

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Костромской области

на решение Арбитражного суда Костромской области от 14.03.2011,

принятое судьей Цветковым С.В., и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011,

принятое судьями Черных Л.И., Немчаниновой М.В., Хоровой Т.В.,

по делу N А31-9103/2010

по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива "Маручатский"

(ИНН: 4410000107, ОГРН: 1024402434275)

о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции

Федеральной налоговой службы N 8 по Костромской области

(ИНН: 4410002129, ОГРН: 1044477612959),

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области (ИНН: 4401050246, ОГРН: 1044408640561), Департамент лесного хозяйства Костромской области (ИНН: 4401071292, ОГРН: 1074401000112), Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Костромской области (ИНН: 4401020185, ОГРН: 1034408616505), и

установил:

сельскохозяйственный производственный кооператив "Маручатский" (далее - СПК "Маручатский", Кооператив) обратился в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Костромской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 30.06.2010 N 05-1-57/196 в части доначисления земельного налога за 2007 - 2009 годы в сумме 40 630 рублей и 9028 рублей 33 копеек пеней по этому налогу.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области, Департамент лесного хозяйства Костромской области, Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Костромской области (в настоящее время Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Костромской области).

Решением Арбитражного суда Костромской области от 14.03.2011 заявленное требование удовлетворено частично. Оспариваемое решение налогового органа признано недействительным в части доначисления земельного налога за 2007 - 2009 годы в сумме 39 873 рублей и 9007 рублей 88 копеек пеней по данному налогу.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами в части признания недействительным решения налогового органа и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и отказать СПК "Маручатский" в удовлетворении заявленного требования.

Ссылаясь на "статьи 8", "77" Земельного кодекса Российской Федерации, "подпункт 4 пункта 2 статьи 389", "статью 391" Налогового кодекса Российской Федерации, "статью 5", "подпункт 5 пункта 1 статьи 7" Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", заявитель жалобы считает, что Инспекция правомерно доначислила Кооперативу земельный налог, поскольку согласно сведениям, полученным из территориальных органов Роснедвижимости, СПК "Маручатский" в оспариваемом периоде имел на праве постоянного бессрочного пользования земельный участок с кадастровым номером 44:03:000000:261, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства. Документы, подтверждающие отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, в материалах дела отсутствуют. Налоговый орган полагает, что суды необоснованно признали земельный участок площадью 3712 гектаров землей лесного фонда, так как земельный участок, поставленный на кадастровый учет с кадастровым номером 44:03:000000:261 является единым объектом землепользования и налогообложения с общей площадью 4334 гектара. Следовательно, весь земельный участок, как единое целое, должен иметь единый правовой режим для налогообложения земельным налогом, как земли сельскохозяйственного назначения.

Инспекция и Кооператив заявили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы без участия их представителей.

Третьи лица отзывы на кассационную жалобу не представили; надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили.

В соответствии со "статьей 163" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 27.09.2011.

Законность решения Арбитражного суда Костромской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в "статьях 274", "284" и "286" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку СПК "Маручатский" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов, в том числе земельного налога, за период с 01.01.2007 по 31.12.2009. В ходе проверки налоговый орган, в частности, установил неуплату Кооперативом земельного налога за 2007 - 2009 годы в сумме 40 630 рублей. По результатам проверки составлен акт от 02.06.2010 N 15.

Рассмотрев материалы проверки и возражения налогоплательщика, заместитель начальника Инспекции принял решение от 30.06.2010 N 05-1-57/196 о привлечении Кооператива к налоговой ответственности. Данным решением Кооперативу доначислены земельный налог в сумме 40 630 рублей и 9028 рублей 33 копейки пеней по этому налогу.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Костромской области от 24.09.2010 N 11-07/10255 решение Инспекции оставлено без изменения.

СПК "Маручатский" не согласился с решением Инспекции в указанной части и обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Руководствуясь "частями 1", "2 статьи 4", "частью 1 статьи 198", "частью 4 статьи 200" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, "статьями 2", "65" Земельного налога, "пунктом 1 статьи 387", "подпунктом 4 пункта 2 статьи 389", "пунктом 1 статьи 390", "пунктами 1", "3 статьи 391" Налогового кодекса Российской Федерации, "пунктом 6" постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", "постановлением" Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", Арбитражный суд Костромской области частично удовлетворил заявленное требование. При этом суд исходил из того, что земельный участок площадью 3712 гектаров относится к землям лесного фонда и не является объектом налогообложения по земельному налогу.

Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с "пунктом 1 статьи 387" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) земельный налог устанавливается данным "Кодексом" и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.

Земельный налог на территории сельских поселений (в том числе Маручатского) Вохомского района Костромской области введен в действие с 01.01.2006 на основании постановления Вохомского районного собрания депутатов Костромской области от 10.10.2005 N 248 "Об установлении земельного налога".

В силу "пункта 1 статьи 388" Кодекса налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со "статьей 389" настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог ("пункт 1 статьи 389" Кодекса).

Согласно "подпункту 4 пункта 2 статьи 389" Кодекса не признаются объектом налогообложения земельным налогом земельные участки из состава земель лесного фонда.

При этом для исключения земельного участка из объектов налогообложения по земельному налогу необходимо подтвердить его отнесение к категории земель лесного фонда.

Суды первой и апелляционной инстанций установили, что согласно сведениям о земельном участке Кооператив является правообладателем (право постоянного (бессрочного) пользования на основании свидетельства от 01.03.1996 N 390) земельного участка с кадастровым номером 44:03:000000:261, общей площадью 4334 гектара, кадастровой стоимостью на 2007 год в размере 7 036 500 рублей, на 2008 - 2009 годы - 7 269 808 рублей; разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.

Вместе с тем согласно письму территориального отдела N 4 по Вохомскому району Управления Роснедвижимости Костромской области от 08.06.2010 N 22 земли СПК "Маручатский" с кадастровым номером 44:03:000000:261 являлись единым землепользованием с общей площадью 4334 гектара, поставленным на кадастровый учет 07.02.2006 с входящими номерами: 44:03:000000:262 - 31 гектар (вода), 44:03:000000:263 - 489 гектаров (кустарник), 14 гектаров (прочие), 44:03:000000:264 - 3712 гектаров (леса), а также 63 гектара (дороги), 25 гектаров (производственные объекты). На основании постановлений главы администрации района от 11.02.2009 N 73, от 10.04.2006 N 139 земли (кроме лесов) у Кооператива изъяты.

Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 29.12.2004, от 25.06.2008 собственником участка лесного фонда СПК "Маручатский" (3 группы лесов, кв. N 1 - 27, площадью 3712 гектаров) является Российская Федерация.

В Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Костромской области с 2004 года спорный земельный участок значится как участок лесного фонда общей площадью 3712 гектаров, кв. N 1 - 27, СПК "Маручатский".

Согласно протоколу Управления Роснедвижимости по Костромской области от 03.03.2009 N 6 при выполнении кадастровой процедуры выявлена техническая ошибка в кадастровых сведениях об объектах недвижимости, учтенных как земли сельскохозяйственного назначения (неверно внесен правообладатель земельного участка и вид права постоянного бессрочного пользования, СПК Вохомского района) на основании свидетельств от 01.03.1996 N 384 - 400; правильное значение характеристики: государственная собственность.

Таким образом, Управление Роснедвижимости по Костромской области признает, что спорный земельный участок входит в состав земель лесного фонда и должен находиться в государственной собственности.

Согласно кадастровой выписке от 13.05.2010 вид права на земельный участок - государственная собственность, правообладатель не указан, граница земельного участка не установлена.

Согласно кадастровому плану земельного участка с кадастровым номером 44:03:000000:0261 от 16.10.2007 правообладателем является СПК "Маручатский", вид права - постоянное бессрочное пользование, площадь ориентировочная, сведения о границах не позволяют однозначно определить участок в качестве объекта недвижимости, спорная часть земельного участка занята лесами.

Оценив представленные в дело доказательства по правилам "статьи 71" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что спорный земельный участок площадью 3712 гектаров в проверяемый период относился к лесным участкам и входил в состав земель лесного фонда, следовательно, не может быть признан объектом налогообложения земельным налогом.

При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленное Кооперативом требование в оспариваемой налоговым органом части и признали решение Инспекции в данной части недействительным.

Доводы заявителя, изложенные в жалобе, отклоняются, так как не опровергают выводов судов, а направлены на переоценку исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу "статьи 286" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит.

Нормы материального права суды применили правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу "части 4 статьи 288" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного кассационная жалоба Инспекции не подлежит удовлетворению.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании "подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37" Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь "пунктом 1 части 1 статьи 287" и "статьей 289" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Костромской области от 14.03.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011 по делу N А31-9103/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Костромской области - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.В.БАЗИЛЕВА

Судьи

И.В.ЧИЖОВ

Т.В.ШУТИКОВА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Легкая судьба электронных документов в суде

Бухгалтерские документы отражают важную информацию о хозяйственной деятельности организации.

Суфиянова Татьяна
Суфиянова Татьяна

Российский налоговый портал

Как открыть для себя «Личный кабинет налогоплательщика»?

Если у вас нет еще доступа в ваш «Личный кабинет», то советую сделать