Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 4 октября 2010 г. по делу N А27-975/2010

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 4 октября 2010 г. по делу N А27-975/2010

1) Действующее законодательство не связывает постановку объекта на бухгалтерский учет в качестве основного средства и момент начисления амортизации с регистрацией транспортных средств в органах Гостехнадзора, поэтому непризнание налоговым органом в качестве расходов при исчислении налога на прибыль сумм амортизационных начислений в связи с принятием налогоплательщиком к бухгалтерскому учету основных средств и начисления по ним амортизации до момента регистрации в органах Гостехнадзора неправомерно. 2) Налогоплательщик вправе применить налоговые вычеты по НДС до поступления продукции на склад

20.10.2010  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 октября 2010 г. по делу N А27-975/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2010 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Маняшиной В.П.

судей Поликарпова Е.В., Чапаевой Г.В.

при участии представителей сторон:

от общества с ограниченной ответственностью "Участок "Коксовый" - Дмитрова И.С. по доверенности от 26.05.2008,

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области - Татару Д.Е. по доверенности от 28.12.2009 N 16-03-25/100,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области на решение от 18.03.2010 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Кузнецов П.Л.) и постановление от 01.06.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Усанина Н.А., Бородулина И.И., Колупаева Л.А.) по делу N А27-975/2010 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Участок "Коксовый" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области о признании недействительным решения.

Суд

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Участок "Коксовый" (далее - заявитель, налогоплательщик, общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 14.10.2009 N 143 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на прибыль в сумме 393 888 руб., налога на добавленную стоимость в сумме 390 132 руб., соответствующих сумм пени и штрафа.

Решением от 18.03.2010 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 01.06.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.

По мнению инспекции, суммы амортизационных отчислений по автотранспортным средствам и самоходным машинам неправомерно отнесены налогоплательщиком в расходы при определении объекта налогообложения по налогу на прибыль. Налоговый орган полагает, что налогоплательщиком необоснованно приняты к вычету суммы налога на добавленную стоимость по товарам, фактически не поступившим на склад.

В отзыве на кассационную жалобу налогоплательщик просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Представители сторон в судебном заседании поддержали соответствующие доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.

Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав пояснения представителей сторон, считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции не имеется.

При рассмотрении спора судами установлено, что основанием для непринятия налоговым органом в качестве расходов при исчислении налога на прибыль за 2007-2008 годы сумм амортизационных начислений по самоходным машинам в сумме 1 722 010, 28 руб. послужил вывод о неправомерности принятия обществом к бухгалтерскому учету в качестве основных средств - транспортных средств: гидравлического экскаватора LIEBHERR R 984 C-HD (акт приема передачи от 29.08.2008), буровой установки Driilltech D 245 S (акт приема передачи от 27.03.2008), трактора колесного ТК-2502 (акт приема передачи от 26.01.2007), автопогрузчика DOOSAN Д 60S-5 (акт приема передачи от 28.09.2008) и начисления по ним амортизации до момента регистрации в органах Гостехнадзора.

Согласно статье 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, под которой для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

На основании пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, а качестве которых признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной для получения дохода.

В силу подпункта 3 пункта 2 статьи 253 Налогового кодекса Российской Федерации суммы начисленной амортизации относятся к расходам, связанным с производством и реализацией.

В соответствии с пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации амортизируемым имуществом признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации.

Под основными средствами в целях главы 25 данного Кодекса в силу пункта 1 статьи 257 Кодекса понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией.

Пунктом 1 статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования.

Методы и порядок расчета сумм амортизации установлены статьей 259 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как следует из пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

Порядок учета на балансе организаций (за исключением кредитных и бюджетных) объектов основных средств регулируется Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 N 94н, Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (далее - ПБУ 6/01 "Учет основных средств"), утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н, Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.2003 N 91н.

В соответствии с названными документами для учета движимого и недвижимого имущества, учитываемого на балансе в качестве объектов основных средств, предназначен счет 01 "Основные средства".

Согласно пункту 4 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия: а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование; б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта; г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Примерный перечень имущества, относящегося к основным средствам, приведен в пункте 5 ПБУ 6/01.

На основании пунктов 7, 12, 13, 22, 38 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств от 13.10.2003 N 91н основные средства могут приниматься к бухгалтерскому учету в случаях приобретения, сооружения и изготовления за плату, сооружения и изготовления самой организацией, поступления от учредителей в счет вкладов в уставный (складочный) капитал, паевой фонд, поступления от юридических и физических лиц безвозмездно, а также в других случаях. Принятие основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденного руководителем организации акта (накладной) приемки-передачи основных средств, который составляется на каждый отдельный инвентарный объект. Указанный акт, утвержденный руководителем организации, вместе с технической документацией передается в бухгалтерскую службу организации, которая на основании этого документа открывает инвентарную карточку.

Проанализировав указанные нормы права, суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что действующее законодательство не связывает постановку объекта на бухгалтерский учет в качестве основного средства и момент начисления амортизации с регистрацией транспортных средств в органах Гостехнадзора.

Принятие имущества к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств должно производиться в случае, если указанный объект обладает всеми признаками, установленными пунктом 4 ПБУ 6/01.

При рассмотрении спора судами установлено, что спорные автотранспортные и самоходные средства приобретены налогоплательщиком на основании соответствующих договоров, транспортные средства стали использоваться обществом в хозяйственной деятельности с момента введения их в эксплуатацию, что подтверждается путевыми листами и инвентарными карточками, амортизация по ним начислена в соответствии с пунктом 2 статьи 259 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.

Довод налогового органа о том, что только после регистрации автотранспортных и самоходных средств в органах Гостехнадзора они могут быть приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, отклонен судами на основании того, что положения Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", устанавливая правила регистрации транспортных средств как объектов движимого имущества в целях осуществления технического учета транспортных средств на территории Российской Федерации, не регулируют порядок ввода объекта в эксплуатацию, возникновения права собственности на транспортное средство и начисления амортизации.

На основании изложенного, суды обеих инстанций пришли к выводу об отсутствии у налогового органа оснований для исключения из состава затрат сумм амортизации по спорным транспортным средствам по причине отсутствия их регистрации в указанных органах.

Кроме того, выводы судов соответствуют разъяснениям Министерства Финансов Российской Федерации, изложенным в письме от 20.11.2007 N 03-03-06/1/816, о праве налогоплательщика начислять амортизацию по объекту амортизируемого имущества - транспортному средству в общеустановленном порядке с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект введен в эксплуатацию, независимо от момента регистрации его в органах Гостехнадзора.

Как следует из оспариваемого решения инспекции, отказ в принятии налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость по эпизоду, связанному с поставкой сырья (дизельное топливо), мотивирован налоговым органом тем, что общество данное сырье не оприходовало на склад.

В ходе судебного разбирательства судами установлено, что согласно условиям договора от 15.11.2004 N 35-204/04-512, заключенного с открытым акционерным обществом "Кокс" (далее - поставщик), осуществлялась поставка дизельного топлива; сторонами договора определено, что поставщик считается исполнившим обязанность по поставке с момента приемки продукции покупателем на станции назначения либо на складе поставщика (при самовывозе продукции).

Принятие налогоплательщиком дизельного топлива в декабре 2008 года к бухгалтерскому учету подтверждено счетом-фактурой от 23.12.2008 N 91-12/мм, товарной накладной от 23.12.2008 N 91-12/мм, приходным ордером форм М-4 от 23.12.2008 N 00001147.

Согласно отметок календарного штемпеля в железнодорожной накладной N ЭЦ907451 дизельное топливо прибыло на станцию назначения 31.12.2008 и принято на учет в декабре 2008 года.

Положением по учетной политике на 2007-2008 годы, принятым в установленном порядке обществом, предусмотрено, что датой принятия продукции к учету является дата перехода к обществу права собственности на данное имущество.

Ссылки инспекции на то, что прием дизельного топлива состоялся в январе 2009 года, отклонены судами, так как фактически от поставщика - ОАО "Кокс" дизельное топливо получено в декабре 2008 года и указанное обстоятельство не опровергнуто инспекцией.

В соответствии с положениями статей 169, 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость на сумму налоговых вычетов по налогу, отраженному в оформленных в установленном порядке счетах-фактурах, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров, работ, услуг, после принятия на учет товаров (работ, услуг), при наличии соответствующих документов и при условии приобретения товаров для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.

Суды, удовлетворяя требования налогоплательщика, исходили из того, что обществом выполнены условия для принятия к вычету налога на добавленную стоимость по приобретенному и оплаченному товару (дизельному топливу), налоговым органом не установлены нарушения порядка оформления первичных документов, при этом суды отметили, что право налогоплательщика на применение налоговых вычетов до поступления продукции на склад основано на условиях договора поставки, Положении общества по учетной политике на 2007-2008 годы и не противоречит налоговому законодательству.

Таким образом, арбитражные суды всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона.

Выводы, содержащиеся в судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основания для их переоценки в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.

При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 18.03.2010 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 01.06.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-975/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

В.П.МАНЯШИНА

Судьи

Е.В.ПОЛИКАРПОВ

Г.В.ЧАПАЕВА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок