Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 августа 2010 г. N Ф09-6572/10-C3 по делу N A60-1319/2010-C8

Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 августа 2010 г. N Ф09-6572/10-C3 по делу N A60-1319/2010-C8

14.10.2010  

Дело N A60-1319/2010-C8

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Токмаковой А.Н., судей Анненковой Г.В., Гавриленко О.Л.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга на решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.03.2010 по делу N А60-1319/2010-С8 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2010 по тому же делу.

В судебном заседании приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью "Уралпаркет" Тихомиров В.А. (доверенность от 19.05.2009 N 01/05);

Инспекции Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга - Ненашева Н.А. (доверенность от 28.12.2009 N 08-15/45330).

Общество с ограниченной ответственностью "Уралпаркет" (далее -общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга от 24.11.2009 N 10592 в части пунктов 2;3;3.1;3.2;4.

Решением суда от 15.03.2010 (судья Сушкова С.А.) заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2010 (судьи Гулякова Г.Н., Борзенкова И.В., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права: ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 94 Областного закона Свердловской области от 10.03.1999 N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области".

Инспекция указывает, что при вынесении оспариваемого решения руководствовалась предоставленными уполномоченным органом данными о кадастровой стоимости земельного участка, установленной на 01.01.2009.

В отзыве на кассационную жалобу общество возражает против доводов налогового органа, ссылаясь на то, что постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" подлежит применению с 01.01.2010.

Как следует из материалов дела, 08.07.2009 общество представило расчет по авансовым платежам по земельному налогу за 2 квартал 2009 года в отношении принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 66:41:0110003:0001, расположенному по адресу: г. Екатеринбург ул. Старых Большевиков, д. 2а.

Согласно представленному расчету авансовый платеж в размере 156 261 руб. исчислен налогоплательщиком с кадастровой стоимости земельного участка, равной 78 130 650 руб.

По результатам камеральной налоговой проверки указанного расчета инспекцией составлен акт от 20.10.2009 N 14880 и вынесено решение от 24.11.2009 N 10592 об отказе в привлечении к налоговой ответственности. Поскольку по информации, доведенной до налогового органа Управлением Роснедвижимости в соответствии со ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации, кадастровая стоимость данного земельного участка по состоянию на 01.01.2009 составляет 125 178 750 руб., инспекцией произведен перерасчет налоговых обязательств, и указанным решением обществу доначислен авансовый платеж по земельному налогу в размере 94 097 руб., начислены пени в размере 3561 руб. 55 коп.

В решении инспекции отражено, что примененная налогоплательщиком кадастровая стоимость была утверждена постановлением Правительства Свердловской области от 26.11.2001 N 1370-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений, расположенных на территории Свердловской области", которое утратило силу с 01.01.2009 в связи с изданием постановления Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений, расположенных на территории Свердловской области" (далее -постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП).

Комментарий ГАРАНТа

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Постановления Правительства Свердловской области N 1370-ПП следует читать как 26 ноября 2002 г.

Оспаривая решение инспекции, общество в обоснование своих требований ссылалось на то, что решением налогового органа на него возложены излишние налоговые обязательства, поскольку инспекцией применен нормативный акт, не подлежащий применению.

Общество заявляло, что в 2009 году приложения к постановлению Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП, в которых содержатся результаты кадастровой оценки земельных участков, не могут применяться, так как на 01.01.2009 они не были официально опубликованы. Так как в целях применения ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации до налогоплательщика кадастровая стоимость его земельного участка в установленном порядке не доведена, а указанное постановление было надлежащим образом опубликовано 19.03.2009, оно подлежит применению в следующем налоговом периоде - 2010 году.

Судами установлено, что рассчитывая авансовый платеж по земельному налогу за 2 квартал 2009 года, налоговый орган использовал кадастровую стоимость земельного участка, утвержденную постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП.

В соответствии с п. 1 ст. 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 названного Кодекса.

Пунктом 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В соответствии с п. 3 указанной статьи налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Согласно п. 14 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 64 Устава Свердловской области все законы и иные нормативные правовые акты, составляющие законодательство Свердловской области, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения. Неопубликованные законы и иные нормативные правовые акты Свердловской области применению не подлежат (п. 1). Официальным опубликованием областного закона, иного нормативного правового акта, относящегося к законодательству Свердловской области, считается публикация его полного текста в "Областной газете". Законы и иные нормативные правовые акты области должны быть официально опубликованы также в "Собрании законодательства Свердловской области" (п. 2).

Согласно п. 2 ст. 103 Закона Свердловской области от 10.03.1999 N 4-03 "О правовых актах в Свердловской области" официальным опубликованием законов Свердловской области и иных нормативных правовых актов Свердловской области является публикация их полного текста в "Областной газете", а также в "Собрании законодательства Свердловской области".

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость земельных участков, установленная в приложении к постановлению Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП, не подлежит применению при определении налоговых обязательств за 2 квартал 2009 года, поскольку в полном объеме указанный акт опубликован 19.03.2009, в связи с чем по состоянию на 01.01.2009 не вступил в законную силу. Кроме того, суд указал, что доначисление инспекцией земельного налога на основании указанного нормативного акта означает применение кадастровой стоимости, введенной в действие в текущем налоговом периоде, что недопустимо.

Суд апелляционной инстанции признал ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП опубликовано в полном объеме 19.03.2009.

Как установлено судами, данное постановление опубликовано в "Областной газете" N 407 24.12.2008 без утвержденных результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, при этом в примечании к постановлению отражено, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков размещены на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети "Интернет".

Верховный Суд Российской Федерации в определении от 05.08.2009 N 45-Г09-18 указал, что постановление Правительства Свердловской области от 19 декабря 2008 года N 1347-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" официально опубликовано для всеобщего сведения и подлежит применению.

Кроме того, в названном определении Верховного Суда Российской Федерации сделан вывод о том, что неопубликование в "Областной газете" приложений к постановлению Правительства Свердловской области не влечет нарушения прав налогоплательщиков (граждан и организаций) на получение информации о кадастровой стоимости земельных участков.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о дате опубликования нормативного акта, и, следовательно, вступлении в силу спорного постановления судом апелляционной инстанции на основании ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признан противоречащий вышеприведенному судебному акту.

Обоснованно признавая данный вывод суда первой инстанции неверным, суд апелляционной инстанции указал, что эта ошибка не привела к принятию неправильного решения.

Учитывая правовую позицию, выраженную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-0-0, суд апелляционной инстанции установил, что постановление Правительства Свердловской области порождает правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, в связи с чем вступление данного нормативного акта в силу регламентируется положениями Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Пункт 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации определяет налоговый период по земельному налогу как календарный год.

Учитывая, что днем опубликования постановления Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП является 24.12.2008, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что датой вступления его в силу является 01.01.2010.

Кроме того, суд апелляционной инстанции поддержал вывод суда первой инстанции об определении инспекцией налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости, введенной в действие в текущем налоговом периоде.

Суд кассационной инстанции исходит из следующего.

Принимая оспариваемое решение, налоговый орган применил данные о кадастровой стоимости земельного участка, полученные в порядке, установленном ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 11 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с п. 4 ст. 85 названного Кодекса.

По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года (п. 14 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период).

В результате судебного разбирательства установлено соблюдение перечисленных требований.

Как отмечено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.05.2009 N 1047-О, налоговая база по земельному налогу представляет собой стоимостную оценку земельного участка, доводимую до сведения налогоплательщиков в каждом налоговом периоде и устанавливаемую в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. При этом, как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-O-O, различная отраслевая принадлежность нормативных актов, используемых в целях налогообложения, не должна приводить к снижению конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям.

В силу требования п. 3, 6 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными, регулирование налогообложения должно производиться таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить.

Таким образом, обеспечивается надлежащее исполнение налоговых обязательств.

С учетом этих принципиальных положений недопустимым является применение кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной в текущем налоговом периоде.

Порядок опубликования постановления Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП не противоречит закону и прав лиц -плательщиков земельного налога - не нарушает. Возможность надлежащим образом исполнить налоговые обязательства у данных лиц имеется.

Как следует из первоначальной редакции постановления Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП, оно вступило в силу 01.01.2009 (п. 4). Постановлением Правительства Свердловской области от 27.04.2009 N 458-ПП данный пункт признан утратившим силу, что, однако, не повлекло неопределенности в применении утвержденной органом исполнительной власти кадастровой стоимости земель, в том числе и в целях налогообложения. Внесенные в нормативный акт изменения не влияют на его применение при определении налоговых обязательств, в частности, за 2 квартал 2009 года; факт утверждения кадастровой стоимости в текущем налоговом периоде отсутствует.

Суд апелляционной инстанции, применив п. 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, не дал оценку установленным фактическим обстоятельствам с учетом положений п. 3, 6 ст. 3, ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции считает, что оснований для признания оспариваемого решения налогового органа не соответствующим закону или иному нормативному правовому акту и нарушающим законные права налогоплательщика, возлагающим на него излишние обязанности, не имеется.

С учетом изложенного судебные акты подлежат отмене, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.03.2010 по делу N А60-1319/2010-С8 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2010 по тому же делу отменить, в удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью "Уралпаркет" отказать.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок