Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 августа 2010 г. N Ф09-5476/10-С3 по делу N А60-53693/2009-С10

Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 августа 2010 г. N Ф09-5476/10-С3 по делу N А60-53693/2009-С10

16.09.2010  

Дело N А60-53693/2009-С10

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Токмаковой А.Н., судей Анненковой Г.В., Глазыриной Т.Ю.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Центрально-Уральское" на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2010 по делу N А60-53693/2009-С10 Арбитражного суда Свердловской области.

В судебном заседании приняли участие представители:

федерального государственного унитарного предприятия "Центрально-Уральское" - Анисимова О.Н. (доверенность от 01.06.2010);

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Свердловской области - Караваев А.С. (доверенность от 17.08.2009 N 11-06).

Федеральное государственное унитарное предприятие "Центрально-Уральское" (далее - предприятие, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 19.06.2009 N 1858 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением суда от 27.01.2010 (судья Тимофеева А.Д.) заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2010 (судьи Гулякова Г.Н., Полевщикова С.Н., Савельева Н.М.) решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе предприятие просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

В представленном отзыве инспекция возражает против доводов предприятия, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.

Как следует из материалов дела, предприятие имеет на праве постоянного пользования земельный участок с кадастровым номером 66:58:0000000:0024, общей площадью 43,05 га, расположенный по адресу Свердловская область, г. Первоуральск, с. Новоалексеевское (свидетельство о государственной регистрации права от 02.06.1993 N 237).

Налогоплательщиком в инспекцию представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2008 год, в качестве налоговой базы указана кадастровая стоимость в размере 349 320 836 руб., налог исчислен в размере 686 124 руб.

По результатам камеральной налоговой проверки представленной предприятием налоговой декларации по земельному налогу за 2008 год налоговым органом вынесено решение от 19.06.2009 N 1858, которым налогоплательщику доначислен земельный налог за 2008 год в размере 2 532 881 руб., начислены пени за несвоевременную уплату налога в размере 141 883 руб., налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 253 288 руб.

Основанием для этого послужили выводы инспекции о неправомерном применении предприятием ставки 0,1% при расчете налога на земельный участок, расположенный по адресу: Свердловская обл., г. Первоуральск, с. Новоалексеевское, кадастровый номер 66:58:0000000:0024 при заявленной налоговой базе в сумме 180 920 055 руб.

Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Свердловской области от 14.08.2009 N 1291/09 решение инспекции от 19.06.2009 N 1858 оставлено без изменения, что послужило основанием для обращения предприятия в арбитражный суд.

В обоснование иска налогоплательщик указал, что в соответствии с Решением Первоуральского городского Совета от 27.10.2005 N 122 с учетом изменений, внесенных Решение Первоуральского городского Совета от 22.12.2005 N 176 и Решениями Первоуральской городской Думы от 27.10.2006 N 258, от 14.12.2006 N 285 для исчисления земельного налога в отношении земельных участков, предоставленных предприятию, необходимо применять дифференцированные ставки, а именно: для категории земель, занятых отходами переработки полезных ископаемых - ставка 0,1%; для категории земель, занятых жилым фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса предприятия или предоставленных для жилищного строительства - ставка 0,3%. Кроме того, налогоплательщик полагает, что в отношении земель, выделенных в его пользование, применима льгота, установленная п. 2.2 Решения Первоуральского городского Совета от 27.10.2005 N 122.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что налоговым органом не доказана правильность определения кадастровой стоимости спорного земельного участка и, соответственно, налоговой базы.

Между тем судом апелляционной инстанции указанные выводы признаны ошибочными.

В силу п. 1 ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

На основании ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства

Решением Первоуральского городского Совета от 27.10.2005 N 122 "Об установлении и введении в действие земельного налога на территории Первоуральского городского округа" с 01.01.2006 на территории Первоуральского городского округа введен земельный налог, установлены ставки земельного налога в следующих размерах:

0,1 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых карьерами, горными выработками, отвалами вскрышных пород и отходов переработки полезных ископаемых, предоставленных для деятельности организаций, осуществляющих добычу полезных ископаемых открытым способом.

0,3 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства; в отношении земельных участков, занятых жилым фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства.

1,5 процента от кадастровой стоимости участка в отношении прочих земельных участков.

Судом апелляционной инстанции установлено следующее.

Согласно ответу Территориального отдела N 10 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Свердловской области от 14.05.2009 N 01/12 на запрос инспекции земельный участок с кадастровым номером 66:58:0000000:0024 относится к категории земель поселений, разрешенное использование: для жилой и промышленной зоны.

Из кадастрового плана указанного земельного участка усматривается, что он состоит из двух категорий земель: промышленной зоны (14,71 га) и жилой зоны (28,34 га).

Судом апелляционной инстанции установлено, что предприятие при исчислении земельного налога за 2008 год в отношении земельного участка площадью 14,71 га с кадастровой стоимостью 180 920 055 руб., предоставленного под промышленную зону, применило ставку налога в размере 0,1%.

Судом исследованы представленные сторонами материалы, характеризующие деятельность налогоплательщика.

В результате суд пришел к выводу, что доказательств того, что земельный участок площадью 14,71 га занят карьерами, горными отвалами вскрышных пород и отходами переработки полезных ископаемых в 2008 году, не имеется.

Судом отмечено, что само по себе наличие у предприятия лицензии на осуществление добычи жильного кварца не может являться основанием для применения льготы в отношении земельного участка площадью 14,71 га.

В связи с отмеченным судом признано правомерным применение инспекцией к промышленной зоне ставки 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка в 2008 году.

В соответствии со ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Статьей 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Судом апелляционной инстанции установлено, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:58:0000000:0024 в размере 529 477 037 руб. содержатся в выписке из кадастрового плана земельного участка, в базе данных ЭОД "Стоимость объектов земельной собственности", указанная база формируется, обновляется в соответствии с "Соглашением о порядке взаимодействия и обмена информацией при передаче сведений для исчисления земельного налога", заключенного между Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Свердловской области и Управлением Федеральной налоговой службы Свердловской области от 13.10.2006 N 1-е.

Кадастровая стоимость участка с номером 66:58:0000000:0024 с 01.01.2006 по 31.12.2008 составляла 529 477 037 руб., на протяжении всего периода оставалась неизменной, до вступления в силу 01.01.2009 постановления Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП, которым определена новая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:58:0000000:24 в сумме 181 468 665 руб. Указанное постановление вступило в "законную силу с 01.01.2009, следовательно, утвержденная им кадастровая стоимость земельных участков применяется в качестве налоговой базы с 01.01.2009 и не может распространяться на предшествующий налоговый период.

Кроме того, в суд апелляционной инстанции налоговым органом представлен ответ Территориального отдела N 10 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Свердловской области от 10.02.2010 N 01-14/198 на запрос инспекции от 09.02.2010 N 11-12/04743, из которого следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:58:0000000:24 составляла с 20.02.2006 по 31.12.2008 529 477 037,10 руб., с 01.01.2009 в соответствии с постановлением от 19.12.2008 N 1347-ПП кадастровая стоимость составляет 181 468 665 руб.

Согласно нормам Земельного кодекса Российской Федерации целевая категория, как и разрешенное использование земель, могут быть изменены с разрешения компетентных органов или в порядке решения соответствующим государственным органом власти либо органом местного самоуправления.

Статьей 396 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) определено, что органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с п. 4 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации. Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.

Исходя из вышеперечисленных норм, на уполномоченный орган, осуществляющий ведение государственного земельного кадастра, возлагается обязанность по доведению до налоговых органов и налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков. При этом у налоговых органов отсутствуют полномочия по изменению кадастровой стоимости земельных участков (ст. 31-33 Налогового кодекса Российской Федерации).

До внесения в установленном законом порядке в государственный земельный кадастр соответствующих изменений презюмируется правильность определения размера кадастровой стоимости земельного участка.

Судом апелляционной инстанции установлено, что до 31.12.2008 кадастровая стоимость спорного земельного участка составляла 529 477 037 руб., в установленном законом порядке не изменялась, в связи с чем пришел к выводу о необоснованности исчисления предприятием земельного налога за 2 квартал 2009 года, исходя из кадастровой стоимости в размере 349 320 836 руб. и, соответственно, правомерности доначисления налоговым органом земельного налог в размере 2 532 881 руб.

С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2010 по делу N А60-53693/2009-С10 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Центрально-Уральское" - без удовлетворения.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Легкая судьба электронных документов в суде

Бухгалтерские документы отражают важную информацию о хозяйственной деятельности организации.

Суфиянова Татьяна
Суфиянова Татьяна

Российский налоговый портал

Как открыть для себя «Личный кабинет налогоплательщика»?

Если у вас нет еще доступа в ваш «Личный кабинет», то советую сделать