
Новости / Пресс-релизы / Налоговое будущее страны – 2012
Налоговое будущее страны – 2012
Впервые за последнее время вопрос о нехватке налоговых доходов в бюджете поднял помощник Президента РФ Александр Дворкович, заявив, что государство недобирает налогов на сотни миллиардов рублей[1]. По его словам, речь идет о налоге на прибыль, НДС и о налоге на доход физических лиц. Он также отметил, что собираемость основных налогов в России составляет 70%, тогда как в развитых странах – 90%
21.02.2012Дальше, как лавина посыпались новые заявления. В декабре 2011 года премьер-министр Владимир Путин назвал возвращение российских активов из офшоров приоритетной задачей в работе Правительства. «С офшорным наследием надо заканчивать. Вывод национальной экономики, ее стратегических отраслей из офшорных денег – наша приоритетная задача на предстоящий период», - сказал Владимир Путин на заседании правительственной комиссии по развитию электроэнергетики[2].
Позднее на съезде «Деловой России» Владимир Путин призвал не уводить деньги в офшоры. Обращаясь к предпринимателям, премьер сказал: «Хотел бы попросить бизнес не прятать деньги в офшоры[3]. Оффшорное наследие – реальная преграда на пути развития, она снижает уровень доверия к стране. Нам нужно сюда заводить свои активы – чего бояться?».
В январе 2012 года первый вице-премьер Игорь Шувалов высказал мнение о возможности повышения ставки на НДС[4]. По его словам: «Если бы у нас было достаточно денег для наших проектов, если бы мы смогли продать некоторые активы, находящиеся в госсобственности, и получить необходимые средства для финансирования инфраструктурных проектов, мы бы не стали обсуждать этот вопрос». И уже в феврале этого года в прессе появилась информация, что рассматривается вопрос об увеличении НДС на 2 или даже 4 процентных пункта, введение прогрессивной шкалы подоходного налога, возврат страховых взносов в 34% c перенесением части нагрузки на работника, повышение акцизов на алкоголь и табак.
Но компенсировать недополучение налоговых доходов в бюджет только за счет увеличения налогового бремени не представляется возможным, в связи с чем, возрастет доля теневого оборота денежных средств. Это отразится на налоговых поступлениях в казну. В связи с этим государство будет вынуждено усиливать налоговых контроль, вносить изменения в действующее законодательство и менять правоприменительную практику при рассмотрении налоговых споров в судах.
Такие тенденции мы уже можем сегодня наблюдать. Во-первых, это новые правила трансфертного ценообразования, расширения признаков взаимозависимости и введения новой налоговой проверки для контроля над контролируемыми сделками.
Во-вторых, в ноябре 2011 года изменился подход к оценке учета расходов по долговым обязательствам перед иностранными материнскими компаниями. Высший Арбитражный Суд РФ в своем Постановлении обязал при выплате процентов руководствоваться положениями п.2 ст. 269 НК РФ, а не нормами международного соглашениями, как это было ранее. Таким образом, выплачивая проценты иностранным материнским компаниям, которые прямо или косвенно владеют уставным капиталом российской компании, а задолженность перед ними в три раза превышает стоимость чистых активов, российская компания будет обязана переквалифицировать выплату процентов в выплату дивидендов и удержать налог у источника выплаты, то есть в России.
В-третьих, Правительство уже намерено пересмотреть свое отношение к еврооблигациям и предложило облагать купонные выплаты налогом на прибыль. Что может существенно сказаться на привлечении заемных средств из-за рубежа.
В-четвертых, глава СКР Александр Бастрыкин обрушился с критикой на решение разрешать возбуждать уголовные дела о налоговых преступления только с подаче органов ФНС[5]. Глава СКР заметил: «Не более 8% налоговых преступлений выявляются по результатам проверок налоговых органов. Подавляющее же большинство преступлений (около 85%) выявляются органами внутренних дел». Это может свидетельствовать о том, что в рамках «налогового маневра» могут отменить норму, которая разрешать возбуждать уголовное дело только при наличии решения налогового органа по результатам проверки. Отмечу, что эта норма вступила в силу только с февраля этого года…
И в-пятых, начинает меняться арбитражная практика по рассмотрению налоговых споров по однодневкам. Если раньше к суду подходили формально при решении подобных дел, то теперь судьи более внимательно исследуют доводы налоговых органов, оценивая реальность сделки не так поверхностно. Судьи теперь все больше перекладывают бремя доказывания реальности на налогоплательщика, хотя отсутствие реальности обязана доказывать налоговая в силу презумпции добросовестности налогоплательщика.
Налоговые инспектора более глубоко подходят к оценке реальности сделки: анализируют движение денежных средств до пятого звена, раскручивают логистику движения товара, условия оказания услуг и выполнения работ. Например, налоговая выиграла в суде существенную сумму доначисления, проследив цепочку однодневок до 20 звена. Было проанализировано большое количество банковских выписок, были запрошены грузовые таможенные декларации, опрошены водители, перевозившие товар. В итоге налоговой удалось доказать в суде схему по уходу от уплаты налогов. Компания заплатила в бюджет порядка миллиарда рублей. Качество проведения проверок значительно улучается, налоговые инспектора не подходят формально к признанию налоговой выгоды необоснованной только на основании протоколов допросов генеральных директоров недобросовестных контрагентов, а еще глубже анализируют условия реальности сделки.
Но неконструктивно бизнесу сетовать на политику государства. Залог безмятежного развития бизнеса следовать установленным правилам игры. Не стоит забывать, что «Незнание закона не освобождает от ответственности…»! Единственный эффективный способ избежать доначислений – повышение правовой культуры! Правовая культура – это современная эффективность, включающая в себя обязанность не только знать установленные правила игры, но и привлекать для решения поставленных задач профессиональных налоговых консультантов, которые каждодневно сталкиваются с подобными задачами. Не каждый штатный юрист сможет выстроить должную правовую налоговую позицию компании. По нашему опыту только в 30% случаях юристы могут квалифицировано решить поставленные задачи вследствие отсутствия постоянной практики. Ведь именно заблаговременная забота о налоговой безопасности предоставит бизнесу конкурентное преимущество на рынке и избавит от необоснованных доначислений!
Именно для эффективного обмена опытом создан клуб «Круглый стол ФИНАНСОВЫХ ДИРЕКТОРОВ» (КСФД). В экспертное сообщество КСФД входят собственники, управляющие, финансовые директора реального среднего бизнеса и профессиональные консультанты. Целью КСФД является содействие повышению правовой культуры и эффективности бизнеса. Объединение экспертов способствует комфортному и результативному обмену успешным практическим опытом и более успешному развитию бизнеса.
[1] Заявление помощника Президента Аркадия Дворковича на форуме «Цели развития тысячелетия» от 10.10.2011 г.
[2] Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин на заседании Правительственной комиссии по развитию электроэнергетики от 19.12.2011 г.
[3] Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин на съезде Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» от 21.12.2011 г.
[4] Заявление первого вице-премьера Игоря Шувалова на Всемирном экономическом форуме от 21.01.2012 г.
[5] Интервью председателя Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина для «Российской газеты» от 18.10.2011 г..
Темы: Налоговое право  
- 15.05.2023 ФТС уменьшила за январь-апрель перечисления в бюджет РФ
- 15.02.2021 Ставропольский предприниматель попался на неуплате 23 млн рублей налогов
- 13.12.2016 Изменения в налогообложении и уплате страховых взносов с 1 января 2017 года: приглашаем на бесплатный вебинар
- 05.09.2013 Не храните тайны в банках
- 27.08.2013 Налог на недвижимость: зачем он нужен и чьи интересы затронет
- 16.08.2013 Изменения в НДС, банковских правилах и расширение полномочий налоговиков
Комментарии