Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Борис Грозовский

Борис Грозовский


Работа: forbes.ru

Должность: экономический обозреватель

Новости / Мнения / Разрушение малого бизнеса

Разрушение малого бизнеса

Малый бизнес стагнирует. Государство делает вид, что помогает ему, а на самом деле разрушает

19.08.2013Интернет-журнал «Деловая среда»

Состояние малого и среднего бизнеса (МСП) — хороший индикатор, показывающий, куда движется экономика. Смену тенденций небольшие компании чувствуют раньше, чем крупные. Стагнация во всей российской экономике стала очевидна на рубеже зимы —весны 2013-го. Малый бизнес почувствовал ее раньше. Как понятно теперь из вечно запаздывающей статистики, произошло это еще в прошлом году.

В 2012 году суммарный оборот малых предприятий составил, по оценке Росстата , 23,5 трлн руб. Больше половины оборота приходится на Центральный и Приволжский федеральные округа (в последнем теперь активнее всего идет ликвидация ИП ). В номинальном выражении оборот вырос по сравнению с 2011 годом на 3,8%. Но если учесть потребительскую инфляцию, то оборот снизился на 2,4%, а с учетом дефлятора ВВП — на 4,3%. Получается, уже в прошлом году рост в секторе МСП сменился падением. Еще хуже ситуация с показателями среднего бизнеса: оборот, скорректированный на инфляцию, упал на 7,4%.

В текущем году ситуация не изменилась. В январе —марте оборот малых предприятий превысил уровень начала 2012 года на 7,4%, что означает небольшое снижение оборота в реальном выражении. Примерно те же тренды заметны и в отчетности по занятости. С 2008 года суммарное число работников, занятых в российском микро-, малом и среднем бизнесе, варьирует в диапазоне 12,2 —12,6 млн человек. Численность самих малых предприятий растет, но сугубо за счет микропредприятий , а их «старшие» товарищи количественно стагнируют. Еще хуже ситуация с инвестициями: упав во время кризиса 2008/09 годов почти вдвое, они в секторе МСП почти не поднялись с того уровня. Восстановление объема инвестиций, наметившееся было в 2010 году, сменилось новым спадом.

Микробизнес по классификации Росстата

К микробизнесу Росстат относит предприятия с оборотом до 60 млн рублей в год и численностью персонала до 15 человек. К малому — компании с годовым оборотом до 400 млн рублей и числом работников 16–100 человек. К среднему бизнесу — предприятия с оборотом до 1 млрд рублей в год и численностью персонала до 250 человек. Средний оборот микропредприятия в 2012 году составил 4,7 млн рублей, малого — 63,5 млн рублей, а среднего — 248,2 млн руб. Все эти данные приведены без учета индивидуальных предпринимателей — экономическую статистику по ним Росстат не публикует.

Подавляющее большинство компаний, официально включаемых в совокупность микро-, малых и средних предприятий, относится к микропредприятиям (см. таблицу). С точки зрения эффективности (отношение оборота к числу занятых) средние, малые и микрокомпании практически одинаковы. С ростом числа занятых увеличение оборота не ускоряется. Значит, средний бизнес не получает «экономии на масштабе» по сравнению с микрокомпаниями. Это хорошее опровержение мантры о сравнительно низкой производительности малого бизнеса, часто повторяемой чиновниками.

Социологические исследования предпринимательства также показывают стагнацию. В последние годы в России, по данным «Глобального мониторинга предпринимательства», снижается число владельцев устоявшегося малого бизнеса. А число ранних предпринимателей (тех, кто занялся бизнесом менее четыре лет назад) растет в основном за счет бизнесменов с «вынужденной мотивацией». Это плохой сценарий, распространенный в странах третьего мира, где многие начинают заниматься бизнесом не потому, что хотят работать на себя, и не потому, что придумали новую идею, а от голода. Такая мотивация не позволяет достичь в бизнесе больших достижений.

ТАБЛИЦА

Структура малого бизнеса

Средние, малые и микропредприятия в 2012 году*, %   
Тип бизнеса Число компаний Число работников** Оборот
Микропредприятия 87,4 31,2 30,5
Малые предприятия 11,8 52,9 55,2
Средние предприятия 0,8 15,9 14,3
* доли в суммарных показателях по указанным видам бизнеса      
** данные за 2011 год      
Источник: Росстат, Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, расчеты автора      

Предпринимательскому потенциалу мешают реализоваться страх неудачи и ощущение, что общество не вознаградит за такие усилия. Гораздо важнее для успеха связи и знакомства, справедливо уверено большинство. В результате даже люди, склонные брать на себя ответственность и рисковать, предпочитают госслужбу частному предприятию, как показало прошлогоднее исследование Центра макроэкономических исследований Сбербанка . Проблемы — плохой деловой климат и то, что последние меры госрегулирования не поддерживают бизнес, а откровенно ему препятствуют.

В докладе «Что происходит с малым бизнесом и вокруг него»экономисты под руководством Александра Чепуренко (руководитель лаборатории исследований предпринимательства НИУ ВШЭ) перечисляют основные нововведения, повлиявшие на малый бизнес в последние годы:

• ограничения на продажу табачных изделий и спиртных напитков в нестационарных торговых объектах, киосках и т. д.; 

• дробление ЕСН на несколько взносов одновременно с увеличением ставки и понижением регрессивности налога (рост суммарной нагрузки); 

• организации, работающие по «упрощенке», с этого года должны вести полноценный бухучет; 

• повышение фиксированных взносов для индивидуальных предпринимателей, повлекшее их массовую самоликвидацию 

• распространение на индивидуальных предпринимателей общего порядка ведения кассовых операций. 

К этому перечню я бы добавил одну из ключевых негативных для МСП мер: повсеместное закрытие рынков, ларьков, павильонов и киосков в российских городах. Федеральные, региональные, городские и муниципальные власти откровенно поощряют сетевые форматы торговли.

В перечислении благоприятных для МСП новаций эксперты, на мой взгляд, излишне щедры. Безоговорочно к «позитиву» я согласен отнести лишь повышение в 2009 году порога для права работать по упрощенной системе налогообложения (конечно, все такие пороги должны повышаться автоматически, по мере роста цен, а не раз в шесть-восемь лет). Вторая хорошая мера — упрощенный порядок присоединения объектов малого бизнеса к энергосетям. Прочие позитивные новации, перечисляемые экспертами, либо коснулись весьма ограниченного круга предпринимателей («льготная приватизация»), либо лишь снижают влияние созданных самим же государством проблем. Например, институт «бизнес-омбудсменов» лишь в малой степени компенсирует усиление давления на бизнес со стороны полиции и прокуратуры. А деятельность Агентства стратегических инициатив (АСИ) еще в меньшей мере компенсирует возводимые чиновниками всех уровней административные барьеры.

Не приходится говорить о стабильности условий ведения бизнеса. Вот только один пример: в середине июля был разрушен довольно крупный Тимирязевский рынок (Москва). Договор об аренде земли, заключенный до 2024 года, был в одностороннем порядке расторгнут городскими властями. Мэрия собирается строить там гигантскую автостоянку (перехватывающую парковку). С 2010 года по настоящее время количество киосков в Москве сократилось более чем вдвое . А рынки, торгующие сельхозпродукцией , есть теперь лишь в 35 из 125 московских районов.

Правда, государство поддерживает малый бизнес финансово: в 2012 году на эти цели израсходовано 20,8 млрд руб. Однако подавляющая доля этих средств тратится неэффективно, без анализа результата предыдущих субсидий и независимой экспертизы. Поддержка оказывается предпринимателям на ранней стадии, тогда как гигантская проблема — переход от нее к «зрелому предпринимательству» (когда малый бизнес существует больше четырех лет и растет). Одни и те же чиновники занимаются разработкой программ поддержки малого бизнеса, распределением средств и оценкой эффективности результата. «Стоит ли удивляться, что реальных данных о результативности мероприятий программы как не было в 1990-е годы, так нет и сейчас», задают риторический вопрос авторы доклада НИУ ВШЭ (в регионах ситуация списана под копирку с федеральной).

В такой ситуации говорить об «умной политике» в отношении малого и среднего бизнеса (разные наборы мер для разных территорий, уход от конфликта интересов, принцип «двух ключей» и т. д.) не приходится. Первоочередная задача — остановить повсеместное разрушение малого бизнеса чиновниками.

Разместить:
Как правительство заберет наши пенсионные накопления

Из всех способов признать провал реформы чиновники выбрали наихудший

Бизнесмены, на выход!

Налогообложение индивидуальных предпринимателей нужно дифференцировать в зависимости от оборота

Последнее китайское предупреждение любителям офшоров

Что стоит за новым витком борьбы с офшорами в России?

Темы: Малый бизнес  

Дмитрий Хитров

Компания «Электронный арбитраж»

Почему в суд выгодно представлять именно электронные документы?

Право и возможность подачи электронных документов в суд предоставлено в России давно. Однако по старинке стороны ходят на заседания с большими папками бумажных документов вместо планшетов или ноутбуков. Почему?

Татьяна Суфиянова

Российский налоговый портал

Ошибки риэлтора могут помешать получению имущественного вычета

При совершении сделок при покупке или продаже жилья советую быть внимательным при подписании договора купли-продажи. В противном случае покупатель не сможет вернуть НДФЛ в полном размере.