Уведомление о вызове в налоговую не должно прикрывать собой безосновательное истребование пояснений
15.07.2013Персональный блог Аркадия БрызгалинаУже давно наблюдаю за отсутствием единства судебной практики в отношении уведомлений о вызове в налоговую инспекцию. Суды решают по разному, ВАС РФ пока не высказался по этому вопросу. Пока копится количество, а вот когда оно перейдет в качество сказать пока не могу.
Но вот недавно встретил интересное дело, в котором суд указал уведомление о вызове в налоговую не должно прикрывать собой безосновательное истребование пояснений (Постановление ФАС ЦО от 27.05.2013 № А68-7925/2012).
Налогоплательщик обратился в суд с достаточно редко встречающимся требованием – о признании недействительным уведомления о вызове в налоговый орган.
При рассмотрении дела было установлено, что в ходе камеральной проверки налоговой декларации по ЕНВД инспекцией нарушений законодательства о налогах и сборах не выявлено, сообщения с требованием представления пояснений либо внесения соответствующих исправлений в адрес налогоплательщика не направлено.
Но зато было направлено уведомление о вызове с целью представления последним письменных пояснений по сумме единого налога. При этом в уведомлении содержалась ссылка на ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, которой предусмотрена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).
Тем не менее, суды удовлетворили заявление налогоплательщика о признании недействительным оспариваемого уведомления о вызове. Судами было отмечено, что форма уведомления о вызове налогоплательщика, утвержденная приказом ФНС РФ от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@ (ред. от 17.02.2011), предусматривает обязательное указание подробного
описания цели вызова налогоплательщика. Однако содержащаяся в спорном уведомлении цель не является конкретной, и из нее невозможно установить, по какой причине вызывают налогоплательщика, в ходе какого мероприятия налогового контроля.
Действительной целью направления оспариваемого уведомления явилось истребование дополнительных доказательств в ходе проверки, что прямо противоречит положениям ст. 88 НК РФ. Налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, поэтому оснований для истребования у налогоплательщика объяснений нет.
На основании изложенного, суд отказал в удовлетворении кассационной жалобы налогового органа.



