Живее всех живых: швейцарская банковская тайна после 1 февраля 2013 года
1 февраля 2013 года вступил в силу Федеральный закон Швейцарии о международной помощи в налоговых вопросах, призванный регулировать процедуру выдачи информации по запросам иностранных органов.
12.03.2013Российский налоговый порталАвтор: Марад Магомедов, LL.M. (Женева), юридический консультант, компания UNIKOM AG (Швейцария)
Данный факт не остался без внимания со стороны российских СМИ, которые под суровыми заголовками (такими как «Банковской тайне Швейцарии пришел конец», «Швейцарская банковская тайна дала трещину»), но с однотипным содержанием решили поставить крест на швейцарской банковской тайне.
Очевидно, в погоне за рейтингом и руководствуясь достаточно прямолинейной логикой (которую можно описать примерно так: раз Закон о налоговой помощи касается выдачи налоговой информации и вступил в силу, значит, такая выдача будет иметь место), российские СМИ постановили, что бастион банковской тайны в Швейцарии должен автоматически пасть. Подобное заключение может с первого взгляда показаться правдоподобным. Однако, истина всегда кроится в деталях. О них – далее по порядку.
А был ли мальчик?
Как сенсацию преподнесли российские СМИ возможность подать налоговой запрос в Швейцарию после 1 февраля 2013 года. Однако ни о какой сенсации здесь речь не идет, так как налоговую информацию российские органы могли запрашивать и раньше. В подобных случаях швейцарские органы руководствовались, так называемыми, принципами пропорциональности и специальности. Иными словами, в каждом случае отступление от банковской тайны было возможно, когда швейцарский орган соглашался с обоснованностью запроса. После вступления в силу Закона о налоговой помощи ситуация принципиально не изменилась. Данный нормативный акт просто закрепил уже сложившийся на практике подход к обмену информацией и гармонизировал его с международными стандартами ОЭСР. Для этого более 30 соглашений об избежании двойного налогообложения (в основном, со всеми развитыми странами) были также соответствующим образом изменены. С Россией подобное соглашение, заключенное ещё в 1995 году (Соглашение от 15.11.1995 об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал), было изменено и в настоящее время действует в редакции Протокола от 24.09.2011.
Наряду с только что указанными модификациями был выработан следующий механизм: информация о лицах и их активах, по-прежнему, не раскрывается соответствующему государству; в обмен это государство получает из Швейцарии так называемый «компенсационный налог» (например, в Соглашении Швейцарии с Австрией его величина составляет 25%). Данный налог удерживается с доходов от активов затронутого лица, сведения о котором, повторим, продолжают быть конфиденциальным. Таким образом, в соответствии с исследованиями UNIKOM AG, в обмен на «компенсационный налог» Швейцария сохраняет незыблемой свою банковскую тайну. Данный механизм в настоящее время применяется в отношении некоторых стран (Великобритании и Австрии).
О журналистской «расторопности»
Отсутствие сенсации не единственный промах российской прессы. Со своими публикациями СМИ опоздали примерно на полтора года, поскольку принятие Закона о налоговой помощи можно было ожидать ещё 6 июля 2011 года, когда был подготовлен его текст. Никакой реакции в прессе также не последовало ни 28 сентября 2012 года (когда Закон был одобрен Швейцарским парламентом), ни 16 января 2013 года (когда стала известна дата вступления Закона в силу). Таким образом, если бы Закон в действительности ликвидировал швейцарскую банковскую тайну, об этом факте российская общественность узнала бы гораздо раньше.
Более того, никакого интереса к Закону не проявили ни швейцарские граждане, ни швейцарские кантоны (субъекты федерации), которые непосредственно заинтересованы в сохранении банковской тайны и которые могли бы торпедировать Закон путём организации референдума, если бы Закон о налоговой помощи действительно ставил крест на банковской тайне. Дело в том, что в Швейцарии по всем важным для страны законам проводится референдум. По вопросу принятия Закона о налоговой помощи никакого референдума не устраивалось. Соответственно, никакой угрозы интересам Швейцарии по сохранению банковской тайны Закон не несет.
Красный свет автоматическому обмену данными
Что бы ни писали в российской прессе, в конечном итоге швейцарские и российские налоговые органы будут ориентироваться исключительно на текст международных соглашений и Закона о налоговой помощи. Ознакомление с содержанием Закона показывает, что швейцарская тайна и в будущем будет живее всех живых.
Конец банковской тайны возможен только в одном случае – когда между странами установлен режим автоматического обмена информации (т.е. режим, при котором запрос подлежит автоматическому удовлетворению). Однако рассматриваемым Законом автоматический обмен данных между Швейцарией и Россией запрещён. Соответственно, выдача информации возможна только с санкции швейцарских органов и только в рамках конкретного дела. Отсюда следует, что швейцарский орган может оказывать помощь только при наличии запроса. Таким образом, исключается возможность так называемых «неформальных» и «полуформальных» запросов.
Кроме того, российской стороне придётся провести кропотливую «домашнюю работу», поскольку фактически право сделать запрос появляется только после того, как будут исчерпаны средства сбора информации, установленные российским законодательством. Направляя запрос швейцарским органам, российской стороне предстоит доказать, что она предприняла все доступные ей меры по сбору информации и что данные меры не принесли желаемого результата.
Fishing expeditions как запрещённый прием
Исключается возможность производить запросы случайного характера (fishing expeditions), т.е. запрашивать информацию, которая не имеет отношение к налоговым делам конкретного налогоплательщика. Таким образом, российские налоговики не смогут посылать общие запросы в надежде, что наводки, указанные в таком запросе, случайно совпадут с данными реального лица. Запрос должен содержать и обосновывать следующие данные:
• сведения, идентифицирующие лицо, в отношении которого ведется проверка или расследование;
• период времени, за который запрашивается информация (запрос может касаться только информации, относящейся к периоду после 1 января 2013 года);
• вид информации, включая форму, в которой российский орган желает получить информацию из Швейцарии;
• налоговая цель, для которой требуется информация;
• имя и адрес физического или юридического лица, которое, предположительно, может обладать запрашиваемой информацией.
Труднопреодолимые формальности
От владельцев счетов и собственников имущества в Швейцарии будет трудно утаить налоговых запрос. О его наличии затронутые лица будут осведомляться швейцарскими властями. Такая обязанность информирования возложена Законом о налоговой помощи на органы Альпийской республики.
Далее, затронутые запросом лица имеют право подать жалобу на решение швейцарского органа по проведению административных мер по запросу. Чрезвычайно важным является то, что подача жалобы замораживает осуществление административных мер по сбору информации, что предоставляет затронутому лицу время для выработки своей стратегии.
Наконец, остаётся нетронутой адвокатская тайна. Так, швейцарские адвокаты не могут быть принуждены к выдаче информации и документов, составляющих адвокатскую тайну. Если представить, что свои дела затронутое запросом лицо ведёт через швейцарского адвоката, получить доступ к такой информации будет, если не невозможно, то чрезвычайно трудно.
Итак, Закон о налоговой помощи не только не умаляет банковскую тайну в Швейцарии, но и еще более укрепляет ее.
В 2013 году Швейцарскому кантону Люцерн удалось переманить к себе 147 новых фирм, которые ранее располагались в других кантонах.
Не секрет, что многие холдинговые и трейдерские компании выбрали Швейцарию в качестве места регистрации своих офисов среди прочего из-за существующих в некоторых кантонах привилегированных налоговых режимов для юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в основном или исключительно за пределами Альпийской республики.
С 1974 года в результате турецкой военной агрессии Кипр живет в состоянии «замороженной» войны.
Темы: Международное налогообложение  
-
Александра Баязитова
Корреспондент Известия -
Александр Бастрыкин
Председатель Следственный комитет России -
Александр Бороухин
Возглавляет практику «Энергетика и коммунальный комплекс» Адвокатске бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнёры» -
Александр Захаров
Партнер Paragon Advice Group -
Александр Очаковский
Независимый обозреватель Независимый обозреватель -
Александр Починок
экономист, министр труда и социального развития россии в 2000-2004 гг. - -
Алексей Кудрин
председатель комитет гражданских инициатив -
Алена Ускова
PR-менеджер Synerdocs -
Алёна Ускова
PR-менеджер Synerdocs -
Алиса Муратова
Бизнес-аналитик сервиса обмена электронными документами Synerdocs.ru -
Алиса Муратова
Бизнес-аналитик сервиса обмена электронными документами Synerdocs.ru -
Анастасия Жигина
Старший юрист Пепеляев Групп -
Анатолий Аксаков
депутат Госдума -
Анатолий Вассерман
журналист, политический консультант - -
Анатолий Черняков
Генеральный директор ЗАО «Асон-Аудит» (г. Москва) -
Андрей Ярковой
Руководитель юридической службы Производственная компания -
Антон Вашкевич
старший юрист Goltsblat BLP -
Антон Рахманов
генеральный директор УК «Тройка Диалог» -
Антон Соничев
Адвокат компании «Деловой фарватер» -
Арина Холина
журналист - -
Аркадий Брызгалин
Руководитель Группы компаний «Налоги и финансовое право» Группа компаний «Налоги и финансовое право» -
Бижанов Махач
Управляющий Партнер Юридическая фирма Legal Consulting Group -
Борис Грозовский
экономический обозреватель forbes.ru -
Борис Титов
уполномоченный при президенте России по правам предпринимателей - -
Вадим Зарипов
руководитель аналитической службы Юридическая компания «Пепеляев Групп» -
Валентин Гаврилов
Директор отдел исследований рынка CBRE -
Валерий Саркисов
Адвокат, руководитель проекта АК «Судебный адвокат» АК «Судебный адвокат» -
Вера Ситнина
Корреспондент Slon -
Вероника Хан
частный консультант -
Владимир Громковский
совладелец ГК «Финематика» -
Владимир Назаров
Заведующий лабораторией бюджетного федерализма Институт экономической политики им.Гайдара -
Владимир Фролов
Президент Ассоциация «Налоги России» -
Владислав Земляной
Генеральный Директор и Руководитель Департамента Юридических Практик ООО «ПКИК» -
Владислав Иноземцев
директор Центр исследований постиндустриального общества -
Гарамита Валентин
Заместитель генерального директора ЗАО «Юрэнерго» Группа компаний «Юрэнерго» -
Григорий Бирг
аналитик компания «Инвесткафе» -
Даниил Авдеев
Партнер Компания «Соллерс Траст» -
Дмитрий Костальгин
Управляющий партнер Юридическая компания «Taxadvisor» -
Дмитрий Сокуренко
корреспондент агентство «Прайм» -
Дмитрий Фадеев
Заместитель директора Юридического департамента Торгово-промышленная палата РФ -
Дмитрий Хитров
Председатель правления некоммерческого партнерства «Электронный арбитраж», разработчик системы для осуществления коммерческого онлайн-правосудия в РФ Компания «Электронный арбитраж» -
Евгений Воловик
Эксперт Финансовая газета -
Евгений Кобзев
Руководитель проекта «Электронный бухгалтер «Эльба» ЗАО «ПФ «СКБ Контур» -
Екатерина Кузнецова
Старший менеджер группы по оказанию услуг в области налогового и бухгалтерского КПМГ в России и СНГ -
Екатерина Румянцева
председатель совета директоров Kalinka Real Estate Consulting Group -
Елена Зиязова
юрист -
Иван Кабулаев
Управляющий директор «Инвесткафе» -
Игорь Базилевский
юрист -
Игорь Индриксонс
управляющий инвестициями в недвижимость, основатель портала Indriksons.ru -
Илья Жуков
Руководитель проекта, консультант www.taxanalytics.ru -
Илья Соколов
эксперт Институт Гайдара -
Илья Трунин
Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов -
Карина Кассис
Аналитик Synerdocs -
Кирилл Никитин
Директор Центр налоговой политики Экономического факультета МГУ -
Кирилл Титаев
ведущий научный сотрудник Институт проблем правоприменения -
Константин Ворович
внештатный корреспондент Forbes.ru -
Константин Захаров
Пенсионер МВД -
Константин Петров
генеральный директор «ВТБ регистратор» -
Константин Сасов
Ведущий юрист ООО «Пепеляев Групп» -
Лысенков Антон
юрист Правовой центр Фиолент -
Магомедов Марад
Портал "Швейцария Деловая", www.business-swiss.ch -
Максим Агалаков
Генеральный директор ЗАО «В.И.Г.- БизнесКонсалтинг» -
Максим Кваша
Спецкорреспондент ЗАО «Коммерсантъ. Издательский дом» -
Марина Корф
Редактор по банковским технологиям и модератор форума "Налогообложение" -
Мария Шклярук
научный сотрудник Институт проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге -
Михаил Галятин
Свободен советник по юридическому маркетингу, бывший адвокат МГКА -
Михаил Делягин
Директор Институт проблем глобализации -
Михаил Орлов
партнер КПМГ -
Михаил Соболев
Партнер Consulco Group, ведущий налоговый консультант на рынке СНГ Consulco International -
Наталья Ларионова
глава Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития -
Наталья Свистунова
юрист, главный редактор Российский налоговый портал -
Николай Левичев
Председатель «Справедливая Россия» -
Оксана Дмитриева
доктор экономических наук, профессор, заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» «Справедливая Россия» -
Ольга Плешанова
Юрист Редакция Закон.ру -
Павел Гагарин
Председатель совета директоров Аудиторско-консалтинговая группа «Градиент Альфа» -
Петр Попов
Ведущий юрист «Пепеляев Групп» -
Роман Романенко
Заместитель начальника Юрист сообщества Правовед.ру -
Рустам Вахитов
Руководитель департамента налогового консультирования International Tax Associates -
Сергей Алексашенко
экономист - -
Сергей Беляков
Заместитель министра Министерство экономического развития -
Сергей Воропаев
Партнер Deloitte -
Сергей Пепеляев
Управляющий партнёр «Пепеляев групп» -
Сергей Старцев
руководитель Представительство РИА Новости в Италии -
Татьяна Суфиянова
Консультант по налогам и сборам Российский налоговый портал -
Ульяна Коровкина
бизнес-аналитик Synerdocs -
Фаина Филина
Корреспондент Российский налоговый портал -
Филипп Стеркин
- - -
Элла Панеях
Ведущий научный сотрудник Институт проблем правоприменения Европейского университета в Санкт-Петербурге -
Эриг Берглоф
Главный экономист Европейский банк реконструкции и развития -
Юрий Печенкин
Должность не раскрывается Место работы не раскрывается -
Ян Арт
директор-главный редактор информационного агентства Bankir.Ru, вице-президент Ассоциации региональных банков России ООО «Банкир.Ру» (Информационное агентство Bankir.Ru) -
Ярослав Романчук
основатель и директор Центр им. Мизеса, Минск
Комментарии
Спасибо, интересно!
Да, обидно, поехать в Швайц, потратить бабло, получить еще и местный ЛЛМ... А, тут, бац... И конъюнктура рынка поменялась, культурно выражаясь ;) Лучше бы перевод на русский Закона повесил... Там как раз и о штрафах за не представление информации и об уголовных преследованиях таких лиц...
Портал "Швейцария Деловая", www.business-swiss.ch
Доброго дня )))
Давайте по делу! Разве это необычно, что государство устанавливает санкции за нарушение его норм?! В любом государстве существуют санкции за невыполнение законных требований власти. Здесь, опять же, никакой сенсации нет. В Швейцарии законы работают хорошо (в т.ч. благодаря санкциям). Хотя Закон устанавливает штраф за непредоставление информации затронутыми лицами или держателями таковой (и это естественно!), расклад таков, что к санкциям путь очень даже не близкий (практически непреодолимый) в силу уже описанного выше.
Всего наилучшего! )
http://www.internationaltaxreview.com/Article/3151278/Government-proposes-loosening-bank-secrecy-for-Swiss-tax-matters.html
Очень Вам рекомендую хотя бы это почитать ;)
Портал "Швейцария Деловая", www.business-swiss.ch
Благодарю за ссылку.
А теперь - к фактам:
Во-первых, автор статьи по ссылке (статья хорошая - советую всем прочитать) не имел намерения анализировать режим оказания помощи иностранным государствам (о котором как раз здесь речь идёт). Поэтому было бы некорректно оспаривать анализ Закона о налоговой помощи через указание на статью по ссылке (это как сравнивать грушу и яблоко - что лучше?!). Предложение (а не закон! - об этом ниже) не собирается затрагивать налоговые вопросы с участием нерезидентов Швейцарии. Соответственно, режим оказания помощи иностранным государствам остаётся таким же (см. выше мою статью).
Во-вторых, предложение всего лишь имеет своей целью уравнивание режима для швейцарских резидентов с режимом, действующим для нерезидентов. Об ухудшении банковской тайны в данной связи говорить не приходится.
В-третьих, автор статьи по ссылке говорит лишь о предложении, а не о действующем законе. В Швейцарии часто предложения Федерального Совета сильно видоизменяются или же вовсе отклоняются Федеральным Собранием. Многие правые партии против данного законопроекта (у правого спектра большинство в Национальном Совете - одной из 2 камер). Нельзя забывать и о референдуме, который, как известно из истории Швейцарии, может отправить на полку непринятых актов любой законопроект. (о данных фактах статья по ссылке также упоминает).
Надеюсь, данные разъяснения помогут установить истинную картину.
Ладно, обсудим после 15 июля. Там как раз Еврокомиссия дождется от Альпийской республики ответов
прочитала. а как же потери UBS в прошлом году?
Портал "Швейцария Деловая", www.business-swiss.ch
Татьяна, благодарю за вопрос.
2012 год для UBS был убыточный (в основном из-за штрафа в США, однако с Соглашением FATCA подобные конфликты станут достоянием истории). Другие швейцарские банки (прежде всего, Credit Suisse) в том же году получили прибыль примерно в размере убытков UBS. Соответственно, деньги не ушли из Швейцарии, а были перемещены внутри страны. Иными словами, всё продолжает работать превосходно (как швейцарские часы).
Ссылка: http://www.bilanz.ch/unternehmen/credit-suisse-mit-rund-15-milliarden-gewinn
спасибо
Статья написана для школьника начальных классов. Я, как юрист, считаю, что для подтверждения слов, написанных в статье, читателю необходимо было предложить корректный перевод полного текста упомянутого закона. Как говорят славяне: "Лучше один раз увидеть чем сто раз услышать". Каждый желающий, прочитавший закон, смог бы, в таком случае, лично убедиться в незыблемости традиций Швейцарских банков.
Если бы мы все читали законы в первоисточнике, юристы остались бы без работы.
Уважаемый МВ. Как говорил великий классик Владимир Ульянов - Ленин: "Доверяй, но проверяй". Нельзя всегда и во всем безапелляционно доверять людям, особенно юристам. Свои красивые слова они (юристы) должны подкреплять ссылками на конкретные нормы конкретных законов. Вот о чём я хотел сказать.
P.S. На самом деле, не так всё радужно с непоколебимостью банковской тайны в Швейцарии, как нам преподносят.
Портал "Швейцария Деловая", www.business-swiss.ch
Уважаемый Юрий, Вы абсолютно правы, что нужно предоставлять ссылки на статьи закона. Как раз это уже сделано и в ближайшее время будет опубликовано! На текущий момент прошу запастись терпением. И каждый сможет убедиться в том, что закон, вступивший в силу 1 февраля, укрепляет банковскую тайну в Швейцарии.
Мальчик, что теперь напишешь про Швейцарию? :)
http://www.vedomosti.ru/finance/news/10922751/nalogovyj_schet_otbankov
За Германией и Россия пойдет в очередь теперь )))
Портал "Швейцария Деловая", www.business-swiss.ch
Как и было предсказуемо, Россия в очередь за Германией НЕ пойдёт. http://business-swiss.ch/2013/11/ch-bankgeheimnis-bleibt/