Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Юрий Печенкин

Юрий Печенкин


Работа: Место работы не раскрывается

Должность: Должность не раскрывается

Биография: Налоговые услуги и налоговые споры

Новости / Мнения / Единое экономическое пространство: первая проверка на прочность

Единое экономическое пространство: первая проверка на прочность

С 01.01.2012 государства-участники Таможенного союза перешли к новой стадии интеграции – Единому экономическому пространству, имеющей своей конечной целью образование Евразийского экономического союза

12.03.2012Российский налоговый портал

Предполагается, что в рамках Единого экономического пространства Беларусь, Казахстан и Россия разрешат широкий круг вопросов интеграционной повестки дня, включающей вопросы функционирования общего рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов, согласования промышленной, транспортной, энергетической и аграрной политики, углубления производственной кооперации, гармонизации и унификации национальных законодательств, согласования и проведения согласованной экономической политики, повышения уровня экономической безопасности и т.д.

С самого начала новой стадии интеграционное строительство протекало на фоне сначала уже ставшей традиционной околодемократической риторики Европейского союза, направленной против Беларуси, а затем – внеэкономических санкций, введенных в отношении Беларуси Европейским союзом (немногим ранее, в самом конце прошлого года введенные в отношении Беларуси были ужесточены Соединенными Штатами) и последовавших вслед за этим обратных действий Беларуси. В какой-то момент все это стало напоминать ординарную дипломатическую перепалку, сопровождающуюся дежурными громкими фразами про «враждебные акты» и «недружественные действия».

Однако сейчас, когда стало известно, что в конце марта внеэкономические санкции, введенные в отношении Беларуси Европейским союзом, могут быть расширены за счет санкций экономических (в частности, речь идет о возможности включения в санкционные списки отдельных бизнесменов и компаний), ситуация существенно изменилась. И экономические санкции, если таковые все же будут введены, могут стать проверкой Единого экономического пространства на прочность.

Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.02.1999 содержат статью 61, которая предусматривает, что «в случае действия или угрозы действия со стороны третьих стран, способных нанести экономический ущерб одному или нескольким государствам - участникам Договора, правительства по предложению одной или нескольких Сторон немедленно приступают к консультациям для выработки согласованных мер по предотвращению экономического ущерба или угрозы нанесения такого ущерба». Похоже, что Европейский союз в своем стремлении переключиться с решения собственных финансовых проблем на решение проблем демократии в Беларуси позабыл о существовании этой статьи, чего нельзя сказать о трех странах, интегрирующихся в Единое экономическое пространство, которые не только прекрасно помнят о ней, но и заблаговременно подготовились к тому, что, возможно, им придется ее применить. Еще в декабре 2011 года было принято Решение Высшего евразийского экономического совета от 19.12.2011 №13, в котором предусмотрено, что в случае оказания экономического давления на одно из государств со стороны третьих стран информация об этом подлежит распространению среди других интегрирующихся государств, которые сообща должны провести консультации с целью оценки негативного эффекта экономических санкций и выработки мер совместного реагирования.

Сегодня, 11.03.2012, статья 61 Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.02.1999 была применена – правительства Беларуси, Казахстана и России распространили Совместное заявление, где совместно подтвердили недопустимость использования мер экономического давления или принуждения в отношении любой из них. Конечно, это применение, будучи ответом на угрозу экономических санкций, носит характер предупреждения. Комментарий Департамента информации и печати Министерства иностранных дел России поясняет серьезность этого предупреждения, указывая на то, что введение экономических санкций в отношении Беларуси может быть рассмотрено как угроза экономической безопасности всех трех государств и их готовность к возможным совместным действиям.

Собственно здесь-то и может проявиться наличие у экономических санкций характера проверки Единого экономического пространства на прочность – повлекут ли экономические санкции, вводимые против одной из стран Единого экономического пространства, их совместный ответ? Помимо исключительно политической стороны, у этого вопроса имеется еще и сторона юридическая. Конечно же, многое зависит от существа вводимых санкций, но, тем не менее, крайне интересно, будут ли санкции рассмотрены в качестве правомерных или неправомерных (на что косвенно указывает Комментарий Департамента информации и печати Министерства иностранных дел России) действий и, соответственно, какой именно ответ они повлекут и, в частности, как будет определена соразмерность этого ответа.

Время покажет. А пока, гадая над этими вопросами, можно лишь ожидать развития событий.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Темы: Экономика  

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок