Все как в том анекдоте – это было бы очень смешно, если бы не было так грустно.
| Кац женился на старшей из трех сестер и увез ее в |
| Жмеринку. Через год жена умерла. Вдовец приехал |
| навестить родню своей покойной жены и женился на |
| второй сестре, но вскоре умерла и она. |
| Кац женился натретьей сестре. |
| Через год родители получают телеграмму: |
| «Вы,конечно, будете очень смеяться, но Розочка тоже |
| умерла». |
Короче говоря, наш регулятор в очередной раз (третий или четвертый – я уже запуталась) предпринимает попытку навести порядок в наличном денежном обращении. И с этой целью он разместил в пятницу на своем сайте проект положения «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации».
К сожалению, все позитивные маркеры полугодовой давности оказались иллюзией. Несмотря на достигнутое вроде бы согласие между заинтересованными сторонами процесса, последний вариант проекта содержит все те же нереальные требования в отношении индивидуальных предпринимателей, что и в начале пути.
Так что, дорогие ИП-шники, готовьтесь; вероятнее всего, уже через три месяца вам придется:
- устанавливать лимиты остатка наличных денежных средств, а сверхлимитную наличность сдавать в банки;
- оборудовать место для проведения кассовых операций;
- назначать кассира, устанавливать ему права и обязанности и знакомить с ними под роспись;
- вести кассовую книгу формы 0310004;
- принимать наличные деньги по приходным ордерам, а выдавать, в том числе на хозяйственные нужды – по расходным;
- встречать с распростертыми объятиями контролеров кассовой дисциплины из обслуживающих вас кредитных организаций (которых, безусловно, очень порадует увеличение объема работы и отчетности).
Особенно нетривиально вышеперечисленные действия будут выглядеть в тех случаях, когда ИП обходится без наемного персонала. Хорошо, хоть требование о внезапных ревизиях отменили…
Вот и получается, что зря ИП Сметанкина Т.А. в июне 2010 года билась с Минфином и победила его, доказав свое право не вести кассовую книгу и не оборудовать сейфовую комнату. Вселив, таким образом, напрасные надежды в сердца прочих представителей малого бизнеса.
С другой стороны, пролистав в очередной раз «исчезающий проект» (нет, ну правда – не документ, а какой-то Летучий Голландец), я задумалась о розничной торговле. Не может ведь такого быть, что деньги от покупателей кассиры должны будут принимать по приходным кассовым ордерам?! Но в проекте не упоминается о каких-либо исключениях из общего правила – под его действие попадают все юридические лица, индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой.
Есть, правда, в проекте пункт 3.3., согласно которому в случае использования контрольно-кассовой техники оформляется приходный ордер на общую сумму принятых средств. Но и в нем прямо не сказано, что наличие ККТ отменяет требование оформления приходного ордера на каждую операцию, установленное пунктом 3.2.
Но пусть даже отменяет (хотя, зная нравы наших проверяющих, я бы не зарекалась). Но ведь, кроме супер- и гипермаркетов, существует множество торговых точек и поставщиков услуг, которым закон разрешает производить наличные денежные расчеты без использования ККТ. Например, газеты и журналы, проездные билеты и талоны, мелкорозничная торговля, мороженое и безалкогольные напитки – как с ними быть? А торговля пивом из цистерн, «вразвал овощами и бахчевыми культурами» и реализация предметов религиозного культа? Неужели все это будет погребено под завалами кассовых книг и приходных ордеров?!
Самое обидное, что совсем недавно прошел слух об отмене лимитирования денежной наличности для юридических лиц. Причем явился он не откуда-нибудь, а из Минфина.
«Хочу отметить…, что в начале сентября Минфин добился признания недействительным указа президента России Бориса Ельцина от 1992 года о лимитах на объем наличных денежных средств в кассах предприятий, заявил заместитель министра финансов Алексей Саватюгин. - Этот указ как раз и был первым документом в России, когда власти пытались законодательно ограничить наличный оборот».
По словам замминистра, история показала, что принудительные меры никогда не бывают эффективными, поэтому теперь предприятия могут руководствоваться здравым смыслом в вопросе установления суммы наличности в кассе.
Золотые слова! Только одно портит впечатление: Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 года № 622 «О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения», который так героически поборол Минфин, начинается со слов «Впредь до нормализации денежного обращения и ликвидации напряженности с денежной наличностью постановляю…»
А это означает одно из двух. Или министерство финансов добилось отмены фактически недействующего указа, или ему за 20 лет так и не удалось добиться нормализации денежного обращения в стране.
Но, как бы то ни было, даже гипотетическая отмена Указа № 622 (гипотетическая – потому что, кроме одной-единственной оговорки Саватюгина, никаких новостей на эту тему я не нашла) не смогла бы избавить банки и их клиентов от установления и контроля лимитов. Ибо есть еще пункт 2.5. Положения № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» и пункт 5 «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации» (№ 40 от 22 сентября 1993 года), которые никто не отменял и даже не думает (во всяком случае, в обсуждаемом проекте ничего не сказано об отмене каких-либо действующих нормативных актов).
Впрочем, это уже неважно: если будет принят новый порядок ведения кассовых операций в соответствии с размещенным проектом, то все действующие документы и требования покажутся пределом мечтаний и банкирам, и их клиентам.
Честно скажу, такого я от нашего регулятора не ожидала. После всех обещаний… это было, как шахматная партия у Высоцкого – «я его через бедро с захватом, или ход конем по голове».
Правда, остается еще шанс на бесследное исчезновение проекта с сайта регулятора, как это произошло с двумя или тремя его предшественниками. В любом случае ждать осталось недолго – к Новому году, думаю, вопрос будет решен.