Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Бижанов Махач

Бижанов Махач


Работа: Юридическая фирма Legal Consulting Group

Должность: Управляющий Партнер

Новости / Мнения / Объем государственных закупок увеличился

Объем государственных закупок увеличился

Чиновники без стеснения размещают аукционные заявки на дорогостоящие автомобили и роскошную мебель

13.09.2011Российский налоговый портал

Основными нормативными правовыми актами в сфере размещения государственных и муниципальных заказов являются: Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы: «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ, «О защите конкуренции» № 135-ФЗ, «О государственном оборонном заказе» № 213-ФЗ, «О поставках продукции для государственных нужд» № 60-ФЗ и другие специальные законы.

Действующий базовый закон РФ о государственных закупках № 94-ФЗ требует осуществлять по формализованной и плохо обходимой системе все госзакупки, объем которых в бюджете составил в 2010 году порядка 5 трлн руб. Закон регламентирует процедуру проведения закупок в виде конкурсов, аукционов, запроса котировок, устанавливают права и обязанности организаторов торгов и их участников и пр. Предквалификация и двухэтапные конкурсы сейчас категорически запрещены. Сегодня в области госзакупок появились электронные торги. Открытые аукционы в электронной форме названы одним из направлений национальной стратегии противодействия коррупции (утв. указом Президента РФ от 13.04.2010 г. № 460). Потенциально большой круг участников аукциона значительно усложняет неправомерные действия заказчика-коррупционера и практически исключает возможность сговора, анонимность и конфиденциальность аукциона обеспечивает прозрачность при размещении заказов. Однако электронные торги не панацея от коррупции, и в руках недобросовестных чиновников или менеджеров эффективность этого инструмента падает. Специальные правила определения начальной цены государственного контракта установлены лишь для размещения государственного оборонного заказа (постановление Правительства РФ от 04.11.2006 г. № 656). Для поставки товаров, для которых есть функционирующий рынок, начальная цена определяется на основе анализа рыночной цены указанных товаров в сопоставимых экономических условиях на момент размещения заказа. Для гражданских закупок, какой либо утвержденной или рекомендованной методики не существует. Не учтено законом только одно – обоснованность потребности государства или муниципальных властей в приобретении определенного товара.

Закон о госзакупках не предусматривает никаких критериев, по которым государство считает необходимым приобретения того или иного товара, работы или услуги за определенную цену. Получается, что никакая госзакупка не может быть подвергнута сомнениям с точки зрения ее оправданности. Напомним, в ноябре прошлого года президент РФ раскритиковал закон о госзакупках: по его словам, нецелевые расходы при госзакупках, включая прямое воровство и откаты, составляют не менее 1 трлн. руб. Большинство нарушений состояло в том, что госзаказчики старались всеми мыслимыми способами обойти закон: либо документация прямо указывала на товар конкретного производителя, либо характеристики заказа соответствовали единственному производителю. А журналисты и блогеры с помощью сайта госзакупок быстро выяснили, что чиновники без стеснения размещают аукционные заявки на дорогостоящие автомобили и роскошную мебель.

Закон о Федеральной контрактной системе, разработанный Минэкономразвития, должен придти на смену действующему закону госзакупок № 94-ФЗ. Что предлагает данный проект в отличие от действующего? Созданная за шесть лет действия закона № 94-ФЗ система единого информационного ресурса закупок и ресурса пяти электронных площадок, где гражданское общество может контролировать весь процесс, полностью изменяется тем, что предлагает МЭР. Федеральная контрактная система существенно расширяет перечень процедур закупок. Основной процедурой, как и в международной практике, планируется сделать конкурс: открытый, закрытый, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион. Система ФКС, которая разрешает, и даже более того, обязывает менять условия по ходу исполнения контракта. Если буквально читать то, что предлагает МЭР, то можно в любой момент после проведения аукциона изменить условия торгов. Например, можно оформить заказ по одной определенной цене, а после подписания контракта можно его изменить по значительной большей цене. А ФЗ-94 гласит о том, что цена заключенного контракта твердая и изменению не подлежит. Действующая версия документа обязывает госкомпании разрабатывать и публиковать положения о закупках. Компании могут сами решать, что закупать на торгах, но право утверждать перечень товаров и услуг, которые позволено покупать только на электронных аукционах, оставлено за государством. Долгосрочные закупочные планы госкомпании должны публиковать в Интернете, за исключением закупок менее чем на 100 тыс. руб. или касающиеся гостайны. По законопроекту заказчики будут оперировать понятием «контрактного риска» (точной расшифровки понятия нет), на них будет наложена обязанность предпринимать действия по обеспечению надлежащего исполнения контракта (для заказчика предусмотрена персональная ответственность, его действия вообще предполагается регламентировать по максимуму).

Появилась в новой версии и целая мини-глава про «дополнительное снижение коррупционных рисков» – при разработке законопроекта должно появиться определение термина «заинтересованность» в применении к лицам, отвечающим за торги, выбирать победителя конкурса или торгов смогут только чиновники, прошедшие профессиональную переподготовку в сфере госзаказа.

Компании, проигравшие на торгах, могут обжаловать решение в ФАС.

Теперь же проект нового закона разрешает госкомпаниям не сообщать о тендерах менее чем на 500 тыс. руб., а также о торгах, имеющих отношение не только к государственной, но и к коммерческой тайне. Что такое коммерческая тайна, компании будут решать сами.

Также исключен пункт, согласно которому проигравшие в торгах могут обжаловать результаты в ФАС. ФКС размывает строгую контрольную функцию ФАС и не указывает контрольный орган вообще. В соответствии с ним будет создан институт общественного совета, в который войдут представители ведомства, уполномоченного по госзаказу, контрольных и правоохранительных органов, а также представители общественных объединений и отраслевых организаций.

Впрочем, оценить сейчас характер всех новаций крайне сложно: и эффективность, и коррупциогенность всей ФКС будет зависеть только от деталей закона и складывающегося правоприменения, но не концепции законопроекта.

По мнению эксперта, бороться с коррупцией в сфере госзакупок и в области хозяйственного оборота трудно не из-за несовершенства законов, а по причине их несоблюдения.

Разместить:
Налогоплательщиков беспокоит нестабильность налоговой политики

Налоговая политика в РФ строится на ярко выраженной регрессивности налогообложения

Дискуссия о введении безотзывных вкладов тянется уже почти пять лет

Главным фактором увеличения срока вкладов является прежде всего стабильная ситуация в экономике страны, развитая финансовая система

Замена НДС налогом с продаж: мы рискуем

Реальнее провести необходимые законодательные и инструктивные усовершенствования для исправления  недостатков НДС

Markus
24 сентября 2011 г. в 7:56

Было бы неплохо ставить на роскошный автомобиль чиновника систему gps слежения с публичным доступом.

ГлуМец
26 сентября 2011 г. в 16:26

ФСО сильно против будет, однако...

Suhov
3 октября 2011 г. в 13:44

А главное, непонятно, как эту систему остановить, как с этим бороться. Никакое общественное обсуждение и депутатские запросы не помогут, я уверен.

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Легкая судьба электронных документов в суде

Бухгалтерские документы отражают важную информацию о хозяйственной деятельности организации.

Татьяна Суфиянова

Российский налоговый портал

Как открыть для себя «Личный кабинет налогоплательщика»?

Если у вас нет еще доступа в ваш «Личный кабинет», то советую сделать