Объем государственных закупок увеличился
Чиновники без стеснения размещают аукционные заявки на дорогостоящие автомобили и роскошную мебель
13.09.2011Российский налоговый порталОсновными нормативными правовыми актами в сфере размещения государственных и муниципальных заказов являются: Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы: «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ, «О защите конкуренции» № 135-ФЗ, «О государственном оборонном заказе» № 213-ФЗ, «О поставках продукции для государственных нужд» № 60-ФЗ и другие специальные законы.
Действующий базовый закон РФ о государственных закупках № 94-ФЗ требует осуществлять по формализованной и плохо обходимой системе все госзакупки, объем которых в бюджете составил в 2010 году порядка 5 трлн руб. Закон регламентирует процедуру проведения закупок в виде конкурсов, аукционов, запроса котировок, устанавливают права и обязанности организаторов торгов и их участников и пр. Предквалификация и двухэтапные конкурсы сейчас категорически запрещены. Сегодня в области госзакупок появились электронные торги. Открытые аукционы в электронной форме названы одним из направлений национальной стратегии противодействия коррупции (утв. указом Президента РФ от 13.04.2010 г. № 460). Потенциально большой круг участников аукциона значительно усложняет неправомерные действия заказчика-коррупционера и практически исключает возможность сговора, анонимность и конфиденциальность аукциона обеспечивает прозрачность при размещении заказов. Однако электронные торги не панацея от коррупции, и в руках недобросовестных чиновников или менеджеров эффективность этого инструмента падает. Специальные правила определения начальной цены государственного контракта установлены лишь для размещения государственного оборонного заказа (постановление Правительства РФ от 04.11.2006 г. № 656). Для поставки товаров, для которых есть функционирующий рынок, начальная цена определяется на основе анализа рыночной цены указанных товаров в сопоставимых экономических условиях на момент размещения заказа. Для гражданских закупок, какой либо утвержденной или рекомендованной методики не существует. Не учтено законом только одно – обоснованность потребности государства или муниципальных властей в приобретении определенного товара.
Закон о госзакупках не предусматривает никаких критериев, по которым государство считает необходимым приобретения того или иного товара, работы или услуги за определенную цену. Получается, что никакая госзакупка не может быть подвергнута сомнениям с точки зрения ее оправданности. Напомним, в ноябре прошлого года президент РФ раскритиковал закон о госзакупках: по его словам, нецелевые расходы при госзакупках, включая прямое воровство и откаты, составляют не менее 1 трлн. руб. Большинство нарушений состояло в том, что госзаказчики старались всеми мыслимыми способами обойти закон: либо документация прямо указывала на товар конкретного производителя, либо характеристики заказа соответствовали единственному производителю. А журналисты и блогеры с помощью сайта госзакупок быстро выяснили, что чиновники без стеснения размещают аукционные заявки на дорогостоящие автомобили и роскошную мебель.
Закон о Федеральной контрактной системе, разработанный Минэкономразвития, должен придти на смену действующему закону госзакупок № 94-ФЗ. Что предлагает данный проект в отличие от действующего? Созданная за шесть лет действия закона № 94-ФЗ система единого информационного ресурса закупок и ресурса пяти электронных площадок, где гражданское общество может контролировать весь процесс, полностью изменяется тем, что предлагает МЭР. Федеральная контрактная система существенно расширяет перечень процедур закупок. Основной процедурой, как и в международной практике, планируется сделать конкурс: открытый, закрытый, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион. Система ФКС, которая разрешает, и даже более того, обязывает менять условия по ходу исполнения контракта. Если буквально читать то, что предлагает МЭР, то можно в любой момент после проведения аукциона изменить условия торгов. Например, можно оформить заказ по одной определенной цене, а после подписания контракта можно его изменить по значительной большей цене. А ФЗ-94 гласит о том, что цена заключенного контракта твердая и изменению не подлежит. Действующая версия документа обязывает госкомпании разрабатывать и публиковать положения о закупках. Компании могут сами решать, что закупать на торгах, но право утверждать перечень товаров и услуг, которые позволено покупать только на электронных аукционах, оставлено за государством. Долгосрочные закупочные планы госкомпании должны публиковать в Интернете, за исключением закупок менее чем на 100 тыс. руб. или касающиеся гостайны. По законопроекту заказчики будут оперировать понятием «контрактного риска» (точной расшифровки понятия нет), на них будет наложена обязанность предпринимать действия по обеспечению надлежащего исполнения контракта (для заказчика предусмотрена персональная ответственность, его действия вообще предполагается регламентировать по максимуму).
Появилась в новой версии и целая мини-глава про «дополнительное снижение коррупционных рисков» – при разработке законопроекта должно появиться определение термина «заинтересованность» в применении к лицам, отвечающим за торги, выбирать победителя конкурса или торгов смогут только чиновники, прошедшие профессиональную переподготовку в сфере госзаказа.
Компании, проигравшие на торгах, могут обжаловать решение в ФАС.
Теперь же проект нового закона разрешает госкомпаниям не сообщать о тендерах менее чем на 500 тыс. руб., а также о торгах, имеющих отношение не только к государственной, но и к коммерческой тайне. Что такое коммерческая тайна, компании будут решать сами.
Также исключен пункт, согласно которому проигравшие в торгах могут обжаловать результаты в ФАС. ФКС размывает строгую контрольную функцию ФАС и не указывает контрольный орган вообще. В соответствии с ним будет создан институт общественного совета, в который войдут представители ведомства, уполномоченного по госзаказу, контрольных и правоохранительных органов, а также представители общественных объединений и отраслевых организаций.
Впрочем, оценить сейчас характер всех новаций крайне сложно: и эффективность, и коррупциогенность всей ФКС будет зависеть только от деталей закона и складывающегося правоприменения, но не концепции законопроекта.
По мнению эксперта, бороться с коррупцией в сфере госзакупок и в области хозяйственного оборота трудно не из-за несовершенства законов, а по причине их несоблюдения.
Налоговая политика в РФ строится на ярко выраженной регрессивности налогообложения
Главным фактором увеличения срока вкладов является прежде всего стабильная ситуация в экономике страны, развитая финансовая система
Реальнее провести необходимые законодательные и инструктивные усовершенствования для исправления недостатков НДС
Темы: Коррупция. Взятки  
-
Александра Баязитова
Корреспондент Известия -
Александр Бастрыкин
Председатель Следственный комитет России -
Александр Бороухин
Возглавляет практику «Энергетика и коммунальный комплекс» Адвокатске бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнёры» -
Александр Захаров
Партнер Paragon Advice Group -
Александр Очаковский
Независимый обозреватель Независимый обозреватель -
Александр Починок
экономист, министр труда и социального развития россии в 2000-2004 гг. - -
Алексей Кудрин
председатель комитет гражданских инициатив -
Алена Ускова
PR-менеджер Synerdocs -
Алёна Ускова
PR-менеджер Synerdocs -
Алиса Муратова
Бизнес-аналитик сервиса обмена электронными документами Synerdocs.ru -
Алиса Муратова
Бизнес-аналитик сервиса обмена электронными документами Synerdocs.ru -
Анастасия Жигина
Старший юрист Пепеляев Групп -
Анатолий Аксаков
депутат Госдума -
Анатолий Вассерман
журналист, политический консультант - -
Анатолий Черняков
Генеральный директор ЗАО «Асон-Аудит» (г. Москва) -
Андрей Ярковой
Руководитель юридической службы Производственная компания -
Антон Вашкевич
старший юрист Goltsblat BLP -
Антон Рахманов
генеральный директор УК «Тройка Диалог» -
Антон Соничев
Адвокат компании «Деловой фарватер» -
Арина Холина
журналист - -
Аркадий Брызгалин
Руководитель Группы компаний «Налоги и финансовое право» Группа компаний «Налоги и финансовое право» -
Бижанов Махач
Управляющий Партнер Юридическая фирма Legal Consulting Group -
Борис Грозовский
экономический обозреватель forbes.ru -
Борис Титов
уполномоченный при президенте России по правам предпринимателей - -
Вадим Зарипов
руководитель аналитической службы Юридическая компания «Пепеляев Групп» -
Валентин Гаврилов
Директор отдел исследований рынка CBRE -
Валерий Саркисов
Адвокат, руководитель проекта АК «Судебный адвокат» АК «Судебный адвокат» -
Вера Ситнина
Корреспондент Slon -
Вероника Хан
частный консультант -
Владимир Громковский
совладелец ГК «Финематика» -
Владимир Назаров
Заведующий лабораторией бюджетного федерализма Институт экономической политики им.Гайдара -
Владимир Фролов
Президент Ассоциация «Налоги России» -
Владислав Земляной
Генеральный Директор и Руководитель Департамента Юридических Практик ООО «ПКИК» -
Владислав Иноземцев
директор Центр исследований постиндустриального общества -
Гарамита Валентин
Заместитель генерального директора ЗАО «Юрэнерго» Группа компаний «Юрэнерго» -
Григорий Бирг
аналитик компания «Инвесткафе» -
Даниил Авдеев
Партнер Компания «Соллерс Траст» -
Дмитрий Костальгин
Управляющий партнер Юридическая компания «Taxadvisor» -
Дмитрий Сокуренко
корреспондент агентство «Прайм» -
Дмитрий Фадеев
Заместитель директора Юридического департамента Торгово-промышленная палата РФ -
Дмитрий Хитров
Председатель правления некоммерческого партнерства «Электронный арбитраж», разработчик системы для осуществления коммерческого онлайн-правосудия в РФ Компания «Электронный арбитраж» -
Евгений Воловик
Эксперт Финансовая газета -
Евгений Кобзев
Руководитель проекта «Электронный бухгалтер «Эльба» ЗАО «ПФ «СКБ Контур» -
Екатерина Кузнецова
Старший менеджер группы по оказанию услуг в области налогового и бухгалтерского КПМГ в России и СНГ -
Екатерина Румянцева
председатель совета директоров Kalinka Real Estate Consulting Group -
Елена Зиязова
юрист -
Иван Кабулаев
Управляющий директор «Инвесткафе» -
Игорь Базилевский
юрист -
Игорь Индриксонс
управляющий инвестициями в недвижимость, основатель портала Indriksons.ru -
Илья Жуков
Руководитель проекта, консультант www.taxanalytics.ru -
Илья Соколов
эксперт Институт Гайдара -
Илья Трунин
Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов -
Карина Кассис
Аналитик Synerdocs -
Кирилл Никитин
Директор Центр налоговой политики Экономического факультета МГУ -
Кирилл Титаев
ведущий научный сотрудник Институт проблем правоприменения -
Константин Ворович
внештатный корреспондент Forbes.ru -
Константин Захаров
Пенсионер МВД -
Константин Петров
генеральный директор «ВТБ регистратор» -
Константин Сасов
Ведущий юрист ООО «Пепеляев Групп» -
Лысенков Антон
юрист Правовой центр Фиолент -
Магомедов Марад
Портал "Швейцария Деловая", www.business-swiss.ch -
Максим Агалаков
Генеральный директор ЗАО «В.И.Г.- БизнесКонсалтинг» -
Максим Кваша
Спецкорреспондент ЗАО «Коммерсантъ. Издательский дом» -
Марина Корф
Редактор по банковским технологиям и модератор форума "Налогообложение" -
Мария Шклярук
научный сотрудник Институт проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге -
Михаил Галятин
Свободен советник по юридическому маркетингу, бывший адвокат МГКА -
Михаил Делягин
Директор Институт проблем глобализации -
Михаил Орлов
партнер КПМГ -
Михаил Соболев
Партнер Consulco Group, ведущий налоговый консультант на рынке СНГ Consulco International -
Наталья Ларионова
глава Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития -
Наталья Свистунова
юрист, главный редактор Российский налоговый портал -
Николай Левичев
Председатель «Справедливая Россия» -
Оксана Дмитриева
доктор экономических наук, профессор, заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» «Справедливая Россия» -
Ольга Плешанова
Юрист Редакция Закон.ру -
Павел Гагарин
Председатель совета директоров Аудиторско-консалтинговая группа «Градиент Альфа» -
Петр Попов
Ведущий юрист «Пепеляев Групп» -
Роман Романенко
Заместитель начальника Юрист сообщества Правовед.ру -
Рустам Вахитов
Руководитель департамента налогового консультирования International Tax Associates -
Сергей Алексашенко
экономист - -
Сергей Беляков
Заместитель министра Министерство экономического развития -
Сергей Воропаев
Партнер Deloitte -
Сергей Пепеляев
Управляющий партнёр «Пепеляев групп» -
Сергей Старцев
руководитель Представительство РИА Новости в Италии -
Татьяна Суфиянова
Консультант по налогам и сборам Российский налоговый портал -
Ульяна Коровкина
бизнес-аналитик Synerdocs -
Фаина Филина
Корреспондент Российский налоговый портал -
Филипп Стеркин
- - -
Элла Панеях
Ведущий научный сотрудник Институт проблем правоприменения Европейского университета в Санкт-Петербурге -
Эриг Берглоф
Главный экономист Европейский банк реконструкции и развития -
Юрий Печенкин
Должность не раскрывается Место работы не раскрывается -
Ян Арт
директор-главный редактор информационного агентства Bankir.Ru, вице-президент Ассоциации региональных банков России ООО «Банкир.Ру» (Информационное агентство Bankir.Ru) -
Ярослав Романчук
основатель и директор Центр им. Мизеса, Минск
Комментарии
Было бы неплохо ставить на роскошный автомобиль чиновника систему gps слежения с публичным доступом.
ФСО сильно против будет, однако...
А главное, непонятно, как эту систему остановить, как с этим бороться. Никакое общественное обсуждение и депутатские запросы не помогут, я уверен.