Что продают юристы и аудиторы?
Юрист продает процесс, а клиент покупает результат
25.05.2011Российский налоговый порталКраткий ответ звучит так: они продают то, что клиент покупает. Согласно Гражданскому кодексу – это действия или деятельность. Как представитель в гражданском процессе юрист пишет исковое заявление, готовит возражения и совершает другие процессуальные действия, предусмотренные ГПК РФ. Как защитник в уголовном процессе, он присутствует при совершении процессуальных действий, знакомиться с материалами дела, готовит различные ходатайства, выступает в судебном заседании – все то, на что УПК РФ дает ему право. Как консультант, адвокат разрабатывает различные виды договоров, дает консультации по налогам и так далее и тому подобное.
Но клиенту процесс – все, что делает юрист или аудитор – совершенно безразлично. Клиент не знает, что надо делать в каждом конкретном случае или в конкретной процессуальной ситуации, он не знает, как нужно заполнить налоговую декларацию или уменьшить налогооблагаемую базу. Сам процесс клиенту совершенно неинтересен.
Клиент обращается к юристу за помощью, рассчитывая на результат. От юриста ожидается победа в гражданском процессе, оправдательный приговор или, по крайней мере, уменьшение срока наказания в уголовном. Клиент рассчитывает, что составленный юристом договор не принесет проблем с контрагентом, что составленная бухгалтером налоговая декларация не приведет в офис налогового инспектора, который станет выдвигать обвинения в сокрытии налогов и отмывании денег.
Клиент обращается к юристу или аудитору за результатом, который он ожидает получить в недалеком или далеком будущем. Он готов платить и платит именно за это, а не за их действия или деятельность по достижению результата.
Но, со своей стороны, юристы и аудиторы прекрасно понимают, что не могут продать этот результат. Его еще нет, и может, никогда и не будет в том виде, в каком его ожидает клиент. Что они могут на самом деле сделать, так это максимально увеличить шансы не его достижение.
Так что же продает юрист? Он продает надежду на результат. А надежда стоит дорого!
Лучше быть самым дорогим юристом в городе и заставлять людей думать, что вы этого стоите, чем быть самым дешевым и заставлять их сомневаться в ваших способностях
Но, с одной существенной оговоркой: если под маркетингом понимается маркетинг товаров



