Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Интервью / Досудебный порядок обжалования – 2009

Досудебный порядок обжалования – 2009

С 1 января 2009 года вступает в силу новый порядок обжалования решений налоговых инспекций. Организациям и предпринимателям придется обжаловать налоговые решения в вышестоящих инстанциях, прежде чем обращаться в суд. На все ли решения налоговых инспекторов распространяется новый порядок или какие-то из них можно сразу обжаловать в суде? Как подготовиться к процедуре досудебного обжалования? Какие сроки должна соблюдать фирма при этом, а какие – налоговые инспекторы, какие острые углы надо постараться обойти? На эти и другие вопросы журналу «Актуальная бухгалтерия» ответил Юрий Михайлович Лермонтов, консультант Минфина России

18.12.2008
ЭЖ «Юрист»
Автор: Беседу провела Н.В. Горшенина, заместитель главного редактора

Добрый день, Юрий Михайлович. Скажите, пожалуйста, когда и в отношении каких решений налоговых органов начнет действовать досудебный порядок обжалования? Может ли так случиться, что решение инспекторов, полученное в декабре, фирме придется обжаловать уже по новым правилам?

 

С 1 января 2009 года вступает в силу правило, по которому решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решения) могут быть обжалованы в судебном порядке только после обжалования этих решений в вышестоящем налоговом органе (п. 5 ст. 101.2 НК РФ).

Что касается решения налоговой инспекции, которое компания получила в декабре 2008 года, отмечу, что оно будет рассматриваться в суде по действующим до 1 января 2009 года правилам. Такой вывод можно сделать исходя из следующих обстоятельств.

Во-первых, новая редакция пункта 5 статьи 101.2 Налогового кодекса применяется к правоотношениям, возникающим с 1 января 2009 года (п. 16 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ).

Во-вторых, в силу пункта 2 статьи 5 Налогового кодекса акты законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают в том числе новые обязанности налогоплательщиков или иным образом ухудшающие их положение, обратной силы не имеют.

Представляется, что вступающее в силу с 1 января 2009 года правило определенным образом ухудшает положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, поскольку данная поправка лишает налогоплательщика выбора - подавать соответствующее заявление в суд или обжаловать решение в налоговом органе, увеличивает его документооборот и в некоторой степени юридические затраты налогоплательщика (О том, как облегчить работу с  документооборотом читайте в «Актуальной бухгалтерии» № 10, 2008).

 

Кому надо в первую очередь подать жалобу на решение налоговиков?

 

Подавать жалобу на решения следует, наверное, тем организациям, у которых маленький штат либо которые не имеют в штате квалифицированных юристов или налоговых консультантов. Связано это с тем, что такие налогоплательщики в случае процессуальной ошибки успеют исправить недостатки в установленный срок.

Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в течение 3 месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК РФ). К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы он по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

При этом следует иметь в виду, что возможность подачи ходатайства о восстановлении пропущенного срока на обжалование является законодательно установленной гарантией для заинтересованных лиц, которые не имеют возможности по уважительной причине реализовать свое право на обжалование в установленный срок.

 

Какие причины могут считаться уважительными при пропущенном сроке для обращения с жалобой?

 

Ни гражданским процессуальным законодательством, ни нормами Арбитражного процессуального кодекса определенные уважительные причины, из которых необходимо исходить судам при восстановлении процессуальных сроков, не установлены.

Налогоплательщикам следует руководствоваться подходом Конституционного Суда РФ. В Определении от 18 апреля 2006 года № 308-О судьи разъяснили, что под уважительными причинами должны пониматься любые причины, которые действительно или с большой долей вероятности могли повлиять на возможность лица совершить процессуальное действие.

Таким образом, при рассмотрении вопроса о возможности восстановления срока на обжалование необходимо обращать внимание на наличие обстоятельств, связанных с объективной невозможностью совершения организацией действий, направленных на защиту прав и законных интересов.

Среди таких обстоятельств можно, например, выделить невозможность реализации руководителем компании ее воли в связи с тяжелой болезнью (Решения ряда проблем, связанных с болезнью сотрудника, вы найдете в «Актуальной бухгалтерии» № 11, 2008). Однако при наличии в штате организации сотрудников и подразделений, способных выполнять определенные функции (например, юриста, заместитель руководителя для подписания заявления или жалобы и т. д.), указанное основание для восстановления срока на обжалование решения налогового органа вряд ли будет являться уважительным.

Также уважительным обстоятельством может служить объективная невозможность подачи жалобы в связи с изъятием документов (в т. ч. информации в электронном виде), которые должны лечь в основу изложенных в жалобе требований.

Уважительной причиной суды признают и задержку в получении документов, которые приложены к жалобе и обосновывают содержащиеся в ней выводы. Уважительным обстоятельством может быть признано и опоздание с подачей жалобы на несколько дней (Пост. ФАС МО от 28.03.2003 № КА-А40/1452-03).

 

Какие документы надо приложить к жалобе?

 

К подаваемой в налоговый орган жалобе на решения могут быть приложены обосновывающие ее документы. При этом Налоговый кодекс устанавливает лишь необходимость письменной формы жалобы, оставляя перечень прилагаемых документов на усмотрение налогоплательщика. Следовательно, организация самостоятельно определяет, какие именно документы должны быть представлены вместе с жалобой (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Наиболее целесообразно приложить к жалобе копию обжалуемого решения, копию составленного по факту совершения налогового правонарушения акта, копии документов, которыми данное лицо обосновывает свою позицию о незаконности принятого решения (счета-фактуры, счета, бухгалтерские документы, справки, расчеты, акты, протоколы, договоры и т. п.).

Если же речь идет об обжаловании действий должностного лица налогового органа, которое выразилось в принятии письменного отказа в постановке на учет (снятии с учета) налогоплательщика, либо бездействия должностного лица налогового органа, выразившегося в несовершении действий по постановке на учет (по снятию с учета) организации, то к жалобе приложите копии соответствующего заявления с отметкой налогового органа о получении данного заявления, копии документов, представленных в налоговый орган вместе с заявлением, и других документов, свидетельствующих об обязанности налогового органа совершить соответствующие действия. Налогоплательщику можно рекомендовать прикладывать к жалобе разъяснительные письма Минфина России и налоговых органов, подтверждающие его доводы, а также решения арбитражных судов, принятые по вопросу, аналогичному ситуации налогоплательщика.

К жалобе необходимо приложить ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения, если оно уже вступило в силу, а налогоплательщик желает такого приостановления (ходатайство можно в виде дополнительного документа не прикладывать, а изложить его текст в самой жалобе).

 

В течение какого времени инспекторы должны рассмотреть жалобу фирмы и принять по ней решение? Какие дополнительные мероприятия могут провести налоговики в ходе рассмотрения жалобы фирмы? Как это повлияет на сроки?

 

В первой части Налогового кодекса четко закреплено, что решение налогового органа (должностного лица) по жалобе на решения принимается в течение одного месяца со дня ее получения (п. 3 ст. 140 НК РФ).

Следует учитывать, что указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых инспекций, но не более чем на 15 дней. Причем о принятом решении в течение 3 дней с момента его принятия должно быть в письменной форме сообщено налогоплательщику.

Таким образом, вышестоящий налоговый орган, рассматривающий жалобу, дополнительных мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика проводить не вправе - всю информацию и документы, помимо изложенных и приложенных к жалобе, он истребует от нижестоящего налогового органа.

 

Может ли фирма рассчитывать на принятие обеспечительных мер при досудебном обжаловании решения налоговиков?

 

Да, может. По общему правилу, содержащемуся в пункте 1 статьи 141 Налогового кодекса, подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия, за исключением случаев, предусмотренных Налоговым кодексом. В то же время по ходатайству лица (Как правильно составить ходатайство читайте в «Актуальной бухгалтерии» № 11, 2008), обжалующего решение налоговой инспекции, вышестоящий налоговый орган вправе при­остановить исполнение обжалуемого решения (п. 4 ст. 101.2 НК РФ).

 

В Налоговом кодексе ничего не сказано о праве представителя налогоплательщика присутствовать при рассмотрении жалобы. Тем не менее если представитель желает присутствовать, на что ему ссылаться?

 

Нормативное обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в рассмотрении материалов жалобы, в Налоговом кодексе не установлено.

Согласно регламенту рассмотрения споров в досудебном порядке (п. 8.3 регламента, утв. приказом МНС России от 17.08.2001 № БГ-3-14/290) при достаточных основаниях полагать, что обжалуемый акт, действие или бездействие не соответствуют законодательству РФ, жалобы рассматриваются в присутствии должностных лиц организации или их представителей.

О времени и месте рассмотрения указанные лица извещаются заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то жалоба рассматривается в его отсутствие.

В случае если налогоплательщик не может присутствовать при рассмотрении жалобы и обращается с просьбой перенести рассмотрение, налоговый орган рассматривает возможность такого переноса с учетом сроков, предусмотренных Кодексом.

Таким образом, представитель налогоплательщика обязательно присутствует на рассмотрении жалобы, только если есть достаточные основания полагать, что обжалуемый акт, действие или бездействие не соответствуют законодательству РФ. Значимость таких оснований оценивается налоговым органом, следовательно, решение вопроса о возможности/невозможности присутствия представителя налогоплательщика от его воли не зависит.

 

Если компанию не устраивает вердикт по итогам досудебного обжалования, то какие далее у нее есть пути?

 

Налоговый кодекс не предусматривает возможности обжаловать в вышестоящем налоговом органе одно и то же решение несколько раз. Обжалование в апелляционном порядке лишает налогоплательщика права обжаловать решение путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган после вступления его в силу.

Таким образом, в случае, если налогоплательщика не устраивает решение налогового органа по итогам досудебного обжалования, у него только один путь - налогоплательщик вправе обратиться с исковым заявлением в суд.

 

Если решение обжалуется через апелляцию частично, то распространяется ли на все решение правило о вступлении в силу с момента утверждения вышестоящим налоговым органом?

 

Согласно Налоговому кодексу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в апелляционном порядке полностью или частично.

Представляется, что в случае частичного обжалования решения правило о том, что оно вступает в силу лишь с момента утверждения вышестоящим налоговым органом, действует. Данный вопрос напрямую Налоговым кодексом не урегулирован, однако здесь должен действовать принцип, согласно которому все неустранимые сомнения толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ).

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться