Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Пособия по временной нетрудоспособности: особенности выплаты в 2010 году

Пособия по временной нетрудоспособности: особенности выплаты в 2010 году

Правила расчета элементов, от которых зависит размер пособия по временной нетрудоспособности, в последние несколько лет менялись как минимум четырежды. Вот и в этом году бухгалтеру придется учесть немало поправок в законодательство, вступивших в силу с 1 января

11.02.2010
«Экономика и Жизнь»
Автор: Владимир Захарьин

Общие положения

В 2009 г. приняты два федеральных закона: от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ) и от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования“» (далее — Закон № 213-ФЗ).

В связи с принятием этих законов существенным коррективам подверглось и законодательство о пособиях по временной нетрудоспособности. Основным законом в этой области является Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию». С этого года он получил новое название — «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 255-ФЗ).

Изменения в основном вступили в силу с 1 января 2010 г., но для некоторых обновленных (или новых) положений отдельно урегулированы отношения в рамках переходного периода.

Переходные положения установлены п. 15 ст. 37 Закона № 213-ФЗ:

— при назначении, исчислении и выплате пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим после дня вступления в силу Закона № 213-ФЗ (1 января 2010 г.), применяются нормы Закона № 255-ФЗ в новой редакции;

— по страховым случаям, наступившим до дня вступления в силу Закона № 213-ФЗ (1 января 2010 г.), указанные пособия исчисляются по нормам Закона № 255-ФЗ (в новой редакции) за период после дня вступления в силу Закона № 213-ФЗ, если размер пособия, исчисленный в соответствии с Законом № 255-ФЗ (в новой редакции), превышает размер пособия, полагающийся по нормам Закона № 255-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 213-ФЗ).

Рассмотрим основные изменения, которые необходимо учитывать при расчете пособия по временной нетрудоспособности.

 

Принцип расчета пособий

При расчете размера пособий, подлежащих выплате застрахованным лицам, следует иметь в виду, что с 2010 г. существенно изменились правила расчета пособий в связи с внесением изменений в Закон № 255-ФЗ (поправки внесены Законом № 213-ФЗ).

В новой редакции ч. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ уточнено и детализировано понятие расчетного периода (количества месяцев получения заработной платы, принимаемых к расчету). Прежней редакцией этой нормы был установлен общий принцип расчета: пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам исчислялись исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.

В новой редакции данный принцип сохранен, однако сделано уточнение: если застрахованное лицо не имело периода работы (службы, иной деятельности) непосредственно перед наступлением указанных страховых случаев в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском по беременности и родам или отпуском по уходу за ребенком, соответствующие пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая.

По нашему мнению, данная норма потребует дополнительного разъяснения. В частности, приведенным уточнением регулируется только одна ситуация — когда один страховой случай следует непосредственно за другим (или до истечения периода выплат, назначенных по предыдущему случаю). Например, если женщина уходит в отпуск по беременности и родам из отпуска по уходу за предыдущим ребенком. Другими примерами являются случаи наступления временной нетрудоспособности в период отпуска по беременности и родам или случай, когда началу отпуска по беременности и родам непосредственно предшествует период временной нетрудоспособности.

Нетрудно убедиться, что в перечисленных случаях дополнительного расчета среднего заработка не потребуется — расчетный период будет тем же, что и при исчислении размера пособия по предыдущему страховому случаю.

В новой редакции изложена ч. 2 ст. 14 Закона № 255-ФЗ. Данным пунктом определялся состав выплат, учитываемых при расчете среднего заработка для исчисления пособий по временной нетрудоспособности и пособий по беременности и родам.

При этом перечень выплат непосредственно не устанавливался, а имелась ссылка на состав выплат, включаемых в налоговую базу по ЕСН, а также ссылка на Федеральный закон от 31.12.2002 № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан» (в настоящее время утратил силу) в целях определения состава доходов, включаемых в заработок для исчисления пособий застрахованным лицам, добровольно вступившим в отношения по обязательному социальному страхованию.

Новая редакция ч. 2 ст. 14 также содержит отсылочную норму — к нормам Закона № 212-ФЗ, устанавливающим состав выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в ФСС России. Таким образом, фактически общая норма ч. 2 не изменена — она просто приведена в соответствие с измененной законодательной базой.

 

Ограничения размера пособия

Общий подход к определению размера пособия по временной нетрудоспособности (в зависимости от страхового стажа застрахованного лица) в 2010 г. не изменился.

По-прежнему действуют нормы, ограничивающие размеры пособий (в процентах), в зависимости от общего страхового стажа:

— до пяти лет — 60% среднего заработка;

— от пяти до восьми лет — 80%;

— восемь и более лет — 100%.

В случае когда страховой стаж не превышает шести месяцев, работник не имеет права на получение пособия в размере, превышающем один МРОТ. Поэтому определять средний заработок и производить прочие расчеты нет необходимости. Достаточно определить размер пособия, приходящийся на один день в соответствующем месяце, и умножить полученную сумму на количество календарных дней болезни.

С 2007 г. порядок определения страхового стажа регулируется Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 № 91 (далее — Правила). В этот документ в связи с новым порядком уплаты страховых взносов приказом Минздравсоцразвития России от 11.09.2009 № 740н были внесены существенные изменения.

В соответствии с п. 2 Правил в страховой стаж включаются периоды:

а) работы по трудовому договору;

б) государственной гражданской или муниципальной службы;

в) иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе периоды:

— деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, индивидуальной трудовой деятельности, трудовой деятельности на условиях индивидуальной или групповой аренды, деятельности физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями (занимающихся частной практикой нотариусов, частных детективов, частных охранников, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой), в качестве члена крестьянского (фермерского) хозяйства, родовой, семейной общины малочисленных народов Севера до 1 января 2001 г. и после 1 января 2003 г., за которые внесены платежи на социальное страхование;

— деятельности в качестве адвоката до 1 января 2001 г., а также периоды указанной деятельности, за которые внесены платежи на социальное страхование, после 1 января 2003 г.;

— работы в качестве члена колхоза, члена производственного кооператива, принимающего личное трудовое участие в его деятельности, до 1 января 2001 г., а также периоды указанной работы, за которые уплачены платежи на социальное страхование, после 1 января 2001 г.;

— исполнения полномочий членом (депутатом) Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутатом Госдумы Федерального Собрания РФ, периоды замещения государственных должностей РФ, государственных должностей субъектов РФ, а также муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе;

— деятельности в качестве священнослужителя, за которые внесены платежи на социальное страхование;

— привлечения к оплачиваемому труду лица, осужденного к лишению свободы, при условии выполнения им установленного графика работы, после 1 ноября 2001 г.

С 2010 г. действует п. 2.1 Правил, введенный приказом Минздравсоцразвития России от 11.09.2009 № 740н. В соответствии с этим пунктом в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены п. 2 Правил, засчитываются периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.93 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Соответствующая поправка была внесена в Закон № 255-ФЗ (в ст. 16 этого закона добавлен п. 1.1).

Порядок подсчета страхового стажа установлен в разделе III Правил. Исчисление периодов работы (службы, деятельности) производится в календарном порядке из расчета полных месяцев (30 дней) и полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней указанных периодов переводятся в полные месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы.

Пример 1

Страховые периоды по данным трудовой книжки работника:

с 12 февраля 2002 г. по 3 апреля 2003 г.;

с 2 октября 2003 г. по 31 мая 2007 г.;

с 9 августа 2007 г. до даты расчета.

Расчет производится по состоянию на 1 марта 2010 г.

Продолжительность страхового стажа будет равна:

— за первый период — 1 год 1 месяц 20 дней (17 дн. февраля + + 3 дн. апреля);

— за второй период — 3 года 8 месяцев (хотя октябрь отработан не полностью, 29 дней октября и 31 день мая пересчитываются в два месяца — по 30 дней каждый);

— за третий период — 2 года 6 месяцев 23 дня.

Таким образом, общий трудовой стаж составит 7 лет 4 месяца и 13 дней.

Нетрудно посчитать, что право на пособие в полном размере у данного работника возникнет через 7 месяцев и 17 дней (то есть при условии непрерывной работы у того же работодателя после 18 октября 2010 г.).

В случае совпадения по времени периодов работы (службы, деятельности), включаемых в страховой стаж, учитывается один из таких периодов по выбору застрахованного лица, подтвержденный заявлением, в котором указывается выбранный для включения в страховой стаж период.

Если в документе, представленном в целях подтверждения периодов работы (службы, деятельности), указаны только годы без обозначения точных дат, за дату принимается 1 июля соответствующего года, а если не указано число месяца, то таковым является 15-е число соответствующего месяца. Например, если в трудовой книжке указано, что работник работал с 2000 г. по август 2010 г., страховой стаж будет определен в 10 лет и 1 месяц — с 15 июля 2000 г. по 15 августа 2010 г.

Часть 6 ст. 14 Закона № 255-ФЗ, которой устанавливалось ограничение по максимальному размеру пособий по временной нетрудо-способности и по беременности и родам (со ссылкой на размер, ежегодно устанавливаемый Федеральным законом о бюджете Фонда соцстраха РФ), признана утратившей силу.

Однако отмены ограничения пособий максимальным размером не произошло. В статью 14 введена ч. 3.1. Согласно этой норме средний дневной заработок, из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, не может превышать средний дневной заработок, определяемый путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС России, установленной Законом № 212-ФЗ на день наступления страхового случая, на 365.

Пунктом 4 ст. 8 Закона № 212-ФЗ предельная величина базы для начисления страховых взносов определена в сумме 415 000 руб. в год. Таким образом, средний дневной заработок, из которого исчисляется пособие, не может быть больше 1136,99 руб. (415 000 руб. : 365 дн.), что примерно соответствует ежемесячному заработку 34583,33 руб. (415 000 руб. : 12 мес.).

Если назначение и выплата застрахованному лицу указанных пособий осуществляются несколькими страхователями, средний дневной заработок, из которого исчисляются указанные пособия, не может превышать средний дневной заработок, определяемый исходя из предельной величины, при исчислении данных пособий каждым из этих страхователей (ч. 3.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). То есть сумма пособия может и превышать указанный размер. Но обязательным условием для этого является уплата страховых взносов всеми страхователями, которые выплачивают пособия.

Таким образом, если размер среднего заработка, определенного по установленным правилам, заведомо превышает указанную выше сумму (для 2010 г. — 34583,33 руб.), а страховой стаж работника больше восьми лет, дальнейшие расчеты проводить нет необходимости. Пособие рассчитывается из расчета 1136,99 руб. за каждый календарный день временной нетрудоспособности.

Кроме перечисленных продолжают действовать и дополнительные ограничения по размеру пособия, предусмотренные в ст. 7 Закона № 255-ФЗ.

Итак, стандартная схема расчета пособия по временной нетрудоспособности может быть следующей:

— сначала определяется страховой стаж работы сотрудника, представившего листок временной нетрудоспособности. Если этот стаж меньше шести месяцев, расчет среднего заработка не производится, а размер пособия определяется исходя из МРОТ и количества дней временной нетрудоспособности в соответствующем календарном месяце;

— если страховой стаж работы превышает шесть месяцев, но не превышает восьми лет, определяется продолжительность страхового стажа;

— рассчитывается средний заработок работника за последние 12 месяцев работы. Если продолжительность работы в данной организации менее 12 месяцев, используется другой (фактический) период работы;

— исчисляется размер пособия исходя из размера среднего заработка с учетом ограничений, установленных действующим законодательством.

 

Выплаты, включаемые в средний заработок

Порядок расчета пособий по временной нетрудоспособности регулируется Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 (далее — Положение). В этот документ в 2009 г. постановлением Правительства РФ от 19.10.2009 № 839 (далее — постановление № 839) был внесен ряд изменений.

Положением установлены следующие основные требования и рекомендации по расчету отдельных элементов.

В средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в ФСС России в соответствии с Законом № 212-ФЗ (п. 2 Положения).

База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, осуществляющих выплаты работникам (организаций и индивидуальных предпринимателей) определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона № 212-ФЗ (ч. 1 ст. 8 Закона № 212-ФЗ).

Частью 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ установлено, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Обратите внимание!

С 2010 г. понятие «средний заработок» приведено в ст. 1.2 Закона № 255-ФЗ. Согласно этой норме средний заработок — это средняя сумма выплаченных страхователем в пользу застрахованного лица в расчетном периоде заработной платы, иных выплат и вознаграждений, исходя из которой в соответствии с Законом № 255-ФЗ исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, а для лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, — минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день наступления страхового случая.

 

Выплаты, не учитываемые при расчете среднего заработка

Статьей 9 Закона № 212-ФЗ установлен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Для расчета среднего заработка, по нашему мнению, имеет значение исключение из базы для начисления взносов следующих видов выплат (которые не должны учитываться при определении среднего заработка):

1) государственных пособий, выплачиваемых в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иных видов обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию;

2) установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных:

а) с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным по-вреждением здоровья;

б) бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;

в) оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;

г) оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях, а также спортивными судьями для участия в спортивных соревнованиях;

д) увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск;

е) возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников;

ж) расходами физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера;

з) трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации, в связи с прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;

и) выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением:

— выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов;

— выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством РФ российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы;

3) единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов:

а) физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ;

б) работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;

в) работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления (удочерения), но не более 50 000 руб. на каждого ребенка;

4) страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому плательщиком страховых взносов в порядке, установленном законодательством РФ. Не должны учитываться при определении среднего заработка платежи (взносы) по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц. Также не учитываются платежи (взносы) плательщика страховых взносов по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими лицензии на оказание медицинских услуг, выданные в соответствии с законодательством РФ; платежи (взносы) по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица, а также суммы пенсионных взносов плательщика страховых взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения;

5) взносов работодателя, уплаченных плательщиком страховых взносов в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», в размере уплаченных взносов, но не более 12 000 руб. в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы;

6) стоимости проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемой плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством РФ, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами. В случае проведения отпуска указанными лицами за пределами территории РФ не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета по тарифам, рассчитанным от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу РФ, включая стоимость провоза багажа весом до 30 кг;

7) сумм, выплачиваемых физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума и т.д.;

8) материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающей 4000 руб. на одного работника за расчетный период;

 

Расчетный период

Пособия, как и раньше, исчисляются исходя из среднего заработка, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком (п. 6 Положения).

Кроме того, с 2010 г. уточнен порядок исчисления среднего заработка за иные периоды времени:

— если застрахованное лицо не имело заработка в течение по-следних 12 календарных месяцев работы у страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, во время отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком или этот период состоял из периодов, исключаемых из расчетного в соответствии с п. 8 Положения, средний заработок определяется исходя из заработка, полученного в месяце наступления временной нетрудоспособности либо отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком (п. 10 Положения);

— если не было периода работы непосредственно перед наступлением страхового случая, пособие исчисляется исходя из среднего заработка, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая (п. 11 Положения).

Обращаем внимание на принципиально новую норму, содержащуюся в п. 11.1 Положения, введенном постановлением № 839. Если застрахованное лицо в течение периодов, указанных в п. 6, 10 и 11 Положения, не имело заработка, средний заработок определяется исходя из тарифной ставки установленного ему разряда, должностного оклада, денежного содержания на день наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком (п. 11.1 Положения). Следует обратить внимание, что в районах и местностях, в которых применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленной застрахованному лицу исходя из тарифной ставки установленного ему разряда, должностного оклада, денежного содержания, размер пособий рассчитывается с учетом этих коэффициентов.

Если застрахованному лицу, за исключением застрахованного лица, добровольно вступившего в правоотношения по обязательному социальному страхованию, не были установлены тарифная ставка, должностной оклад, то средний заработок определяется исходя из минимального размера оплаты труда, утвержденного федеральным законом на день наступления страхового случая. При этом в местностях, в которых установлены районные коэффициенты, средний заработок исчисляется исходя из минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов.

Если застрахованное лицо в расчетном периоде было переведено на другую работу или произошло повышение размера заработной платы, указанные изменения учитываются при определении среднего заработка со дня перевода, с даты повышения заработной платы.

При наступлении временной нетрудоспособности у беременных женщин или предоставлении им отпуска по беременности и родам в период выполнения ими более легкой работы с сохранением среднего заработка по прежнему месту работы в средний заработок для исчисления пособия включается средний заработок, сохраняемый на время перевода на такую работу.

 

Календарные дни расчетного периода

Средний дневной заработок определяется путем деления суммы заработка, начисленного за расчетный период, на число календарных дней, приходящихся на этот период, за исключением календарных дней, приходящихся на периоды, исключаемые из подсчета. Исключением из общего правила является случай, предусмотренный п. 11.1 Положения, когда за базу для расчетов принимается не начисленная заработная плата (и прочие выплаты, включаемые в базу), а назначенные ставки или оклады.

При исчислении пособия по временной нетрудоспособности из числа календарных дней, за которые оно выплачивается, исключаются календарные дни, приходящиеся на следующие периоды:

а) освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты труда в соответствии с законодательством РФ, за исключением случаев утраты трудоспособности работником вследствие заболевания или травмы в период ежегодного оплачиваемого отпуска;

б) отстранения от работы в соответствии с законодательством РФ, если за этот период не начисляется заработная плата;

в) заключения под стражу или административного ареста;

г) проведения судебно-медицинской экспертизы.

При определении среднего дневного заработка, необходимого для исчисления пособия, а также при расчете пособия, подлежащего выплате, в число учитываемых календарных дней включаются нерабочие праздничные дни.

В случае установления застрахованному лицу неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня) средний дневной заработок определяется в общем порядке.

Если застрахованное лицо занято у нескольких страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком — страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.

Обращаем внимание на то, что в соответствии с п. 24 Положения средний заработок, из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком, не может превышать средний заработок, определяемый путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС России, Законом № 212-ФЗ на день наступления страхового случая, на 12. То есть ограничивается не только среднедневной заработок (как в Законе № 255-ФЗ), но и среднемесячный.

Пример 2

Данные о начисленных суммах оплаты труда, включаемых в расчет среднедневного заработка, представлены в таблице. Страховой стаж — семь лет. Листок временной нетрудоспособности выписан в связи с уходом за больным ребенком на 15 дней (при амбулаторном лечении). Расчетный период равен календарному году, в течение которого не было периодов, исключаемых из расчета.

Месяц года

Ежемесячная
заработная плата, руб.

Квартальные премии, руб.

Годовая премия,
руб.

Январь

15 000

4000


Февраль

15 000


100 000

Март

15 000



Апрель

20 000

4000


Май

20 000



Июнь

20 000



Июль

20 000

6000


Август

20 000



Сентябрь

20 000



Октябрь

25 000

6000


Ноябрь

25 000



Декабрь

25 000



Всего

240 000

20 000

100 000

Определим среднедневной заработок:

(240 000 руб. + 20 000 руб. + 100 000 руб.) : 12 мес. : 30,4 = = 986,34 руб.

Рассчитаем размер пособия:

986,34 руб. х 10 дн. х 80% = 7890,72 руб. — за первые десять дней;

986,34 руб. х 5 дн. х 50% = 2460,85 руб. — за последующие пять дней (оплата производится в размере 50% среднего заработка).

Общая сумма пособия составит:

7890,72 руб. + 2460,85 руб. = 10351,57 руб.

 

Условия и продолжительность выплаты пособий

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности).

При этом в ст. 6 также установлены ограничения по предельной продолжительности периода, за который пособие может быть выплачено (как по указанным, так и по иным основаниям). В 2010 г. перечень ограничений в основном остался прежним.

Изменениями, внесенными Законом № 213-ФЗ в ст. 6 Закона № 255-ФЗ, уточнено только одно условие назначения пособия по временной нетрудоспособности (влияющее и на продолжительность выплаты) — в ч. 1, 3 и 4 исключены слова «с ограничением способности к трудовой деятельности». Причина уточнения очевидна — изменение общего подхода при определении права инвалидов на социальные пособия (с 2010 г. будет учитываться только группа инвалидности, но не степень ограничения способности к трудовой деятельности).

Рекомендуем обратить внимание на то, что в ст. 20 Закона № 213-ФЗ в новой редакции изложена ст. 21 Федерального закона от 17.09.98 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее — Закон № 157-ФЗ).

 

Новая редакция принципиально отличается от прежней.

Раньше ст. 21 Закона № 157-ФЗ закрепляла право любого гражданина, у которого временная нетрудоспособность связана с поствакцинальным осложнением, получать пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% среднего заработка независимо от непрерывного стажа работы. Кроме того, право на получение пособия во временной нетрудоспособности имел один из родителей либо иной законный представитель несовершеннолетнего за все время его болезни, связанной с поствакцинальным осложнением. Ограничение по возрасту несовершеннолетнего, нуждающегося в уходе, не было установлено.

В соответствии с новой редакцией один из родителей (иной законный представитель) или иной член семьи имеет право на получение пособия по временной нетрудоспособности в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 15 лет при его болезни, связанной с поствакцинальным осложнением, за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении в размере, установленном федеральным законом.

Таким образом, больше не действует особый порядок оплаты пособия по временной нетрудоспособности взрослых граждан по болезни, связанной с поствакцинальным осложнением, возраст ребенка ограничен 15 годами, а расчет пособия будет проводиться по общей схеме. То есть фактически норма стала избыточной — право на пособие по временной нетрудоспособности родители или законные представители ребенка получают вне зависимости от причин болезни ребенка.

 

Льготы по размеру пособий отдельным категориям получателей

Обращаем внимание на то, что отдельными федеральными законами были установлены льготы по размеру пособия по временной нетрудоспособности некоторым категориям получателей. Чаще всего речь шла о выплате пособия в полном размере независимо от страхового стажа.

Такие льготы, в частности, были установлены законами РФ от 15.05.91 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее — Закон № 1244-1), от 19.02.93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», от 09.06.93 № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов», федеральными законами от 12.01.95 № 5-ФЗ «О ветеранах», № 157-ФЗ, от 07.11.2000 № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (далее — Закон № 2-ФЗ).

Законом № 213-ФЗ в некоторые из перечисленных законов внесены изменения, фактически ликвидирующие ранее установленные льготы.

Пунктом 4 ст. 36 Закона № 213-ФЗ признан утратившим силу абз. 3 ч. 1 ст. 10 Закона РФ от 09.06.93 № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов».

Таким образом, отменена льгота, в соответствии с которой донору, сдавшему в течение года кровь и (или) ее компоненты в суммарном количестве, равном двум максимально допустимым дозам, пособие по временной нетрудоспособности при всех видах заболеваний в течение года оплачивалось в размере полного заработка независимо от трудового стажа.

Статьей 3 Закона № 213-ФЗ внесен ряд изменений в Закон № 1244-1. Например, утратил силу п. 1 ст. 14 этого закона. Данным пунктом гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, а также ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, гарантировалась выплата пособия по временной нетрудоспособности до четырех месяцев подряд или до пяти месяцев в календарном году в размере 100% среднего заработка, не превышающего максимального размера пособия по временной нетрудоспособности, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на очередной финансовый год. Несмотря на отмену данной нормы, состав социальных гарантий названным категориям граждан не изменился. Эти льготы прописаны в новой редакции п. 6 ст. 14 Закона № 1244-1.

Также внесены изменения в п. 2 ч. 1 ст. 25 Закона № 1244-1. Эта статья устанавливает меры социальной поддержки детей и подростков. Прежняя льгота (выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% среднего заработка в случае ухода за больным ребенком) не только сохранена, но и уточнена и расширена.

Теперь пособие по временной нетрудоспособности в полном объеме будет выплачиваться за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в возрасте до 15 лет в стационарном лечебно-профилактическом учреждении (поправки внесены п. 5 ст. 3 Закона № 213-ФЗ).

Статьей 31 Закона № 213-ФЗ внесены изменения в ст. 2 и 4 Закона № 2-ФЗ. Пунктом 9 ч. 1 ст. 2 Закона № 2-ФЗ гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), гарантируется выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% среднего заработка. Льгота сохранена. Пункт 9 приведен в соответствие с новой терминологией (п. 1 ст. 31 Закона № 213-ФЗ).

Изменен п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона № 2-ФЗ (п. 2 ст. 31 Закона № 213-ФЗ). Данным пунктом в новой редакции гарантируется выплата пособия по временной нетрудоспособности в полном размере в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 15 лет за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении.

Пособие назначается одному из родителей либо бабушке, дедушке, опекуну (попечителю) детей первого и второго поколения граждан, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).

Статьей 7 Закона № 213-ФЗ внесены два изменения в две статьи Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных ВС РФ 22.07.93 № 5487-1 (далее — Основы).

В новой редакции изложена ч. 9 ст. 20 Основ, устанавливающей право граждан на медико-социальную помощь.

Сохранена общая норма, закрепляющая право работающих граждан на пособие по временной нетрудоспособности при карантине в случае отстранения их от работы вследствие заразного заболевания лиц, окружавших их. Уточнено, что это право именно на пособие по временной нетрудоспособности.

Одновременно указано, что право на такое пособие в случае карантина ребенка возникает только при наличии двух условий — ребенок должен быть не старше семи лет и посещать дошкольное образовательное учреждение. Ограничение по возрасту ранее содержалось в ст. 22 Основ. Второе ограничение представляется очевидным только на первый взгляд. На практике может возникнуть ситуация, когда ребенок отправлен в школу в шестилетнем возрасте. В этом случае при объявлении карантина в школе родители (или иные законные представители ребенка) права на получение пособия по временной нетрудоспособности уже не получат.

Поправки внесены в ч. 5 и 6 ст. 22 Основ.

Из текста ч. 5 исключена норма, в соответствии с которой лицу, находящемуся вместе с ребенком в больничном учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения, должен был выдаваться листок нетрудоспособности.

Норма, предоставляющая право находиться с ребенком в больничном учреждении в течение всего времени его пребывания независимо от возраста ребенка, распространена на законных представителей ребенка (ранее упоминались только родители и иные члены семьи).

Часть 6 в редакции, действовавшей до 31 декабря 2009 г., содержала возрастное ограничение — право на получение пособия по временной нетрудоспособности при карантине и по уходу за больным ребенком возникало только при условии, что ребенок не старше семи лет, а пособие по уходу за больным ребенком в возрасте старше семи лет выплачивалось за период не более 15 дней, если по медицинскому заключению не требуется большего срока.

В новой редакции эта норма заменена отсылочной нормой общего характера: «При необходимости осуществления ухода за больным членом семьи выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом».

Утратил силу подп. 14 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.95 № 5-ФЗ «О ветеранах» (поправка внесена ст. 8 Закона № 213-ФЗ). Данным пунктом гарантировалась выплата работающим инвалидам войны пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% заработка независимо от стажа работы и пособия по временной нетрудоспособности вследствие общего заболевания до четырех месяцев подряд или до пяти месяцев в календарном году.

Статьей 6 Закона № 213-ФЗ признан утратившим силу раздел VI «Социальное страхование. Пенсионное обеспечение» Закона РФ от 19.02.93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». К моменту отмены (в 2009 г.) из всех статей данного раздела действовала только одна — 24-я, в соответствии с которой в случае временной нетрудоспособности лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должно выплачиваться пособие по временной нетрудоспособности в размере полного заработка с учетом районного коэффициента и процентной надбавки, но не выше максимального размера пособия, установленного федеральным законом. Фактически норма не действовала уже с 1 января 2007 г., когда вступил в силу Закон № 255-ФЗ, установивший новый порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности.

Пунктом 7 ст. 36 Закона № 213-ФЗ признана утратившей силу ст. 9 Федерального закона от 07.11.2000 № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием».

Данной статьей соответствующей категории граждан гарантировалась выплата пособия по временной нетрудоспособности в связи с общим заболеванием (а также в связи с направлением их на медицинское обследование или лечение в специализированные лечебные учреждения) в размере среднемесячного заработка независимо от стажа работы.

Разместить:
Валентина
24 февраля 2010 г. в 7:21

Здравствуйте.Мне непонятно,как рассчитать среднедневной заработок,если период отработан неполностью и есть годовые

Игорь
13 декабря 2010 г. в 7:41

Когда нибудь государство РФ доиграется с терпением людей. Бабахнет так, что мало не покажется никому. Социальная обстановка в стране накалена до предела.

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться